Бача-пош: зачем некоторые афганские девочки притворяются мальчиками

Алан-э-Дейл       17.09.2023 г.

Оглавление

«Серега-магазин»

«Афганец» Игорь Шелудков вспоминал, что в 80-е в Кабуле многие местные дуканы (торговые лавки) работали в основном на «шурави», и даже назывались «по-русски»: «Серега-магазин», «Иван-магазин», «Косметика для офицерских жен. Прямо из Парижа!». Потенциальных покупателей сразу же окружали «бача», наперебой зазывавшие в тот или иной дукан. Цены в магазинах были ниже, чем в военторге, поэтому советские военнослужащие предпочитали отовариваться у местных.

«Бача» выполняли роль современных менеджеров по продажам, взрослые хозяева точек в процесс торговли не вмешивались. Мальчишки сравнительно хорошо говорили по-русски, быстро подбирали товар по предлагаемым «шурави» спискам (джинсы, кроссовки, рубашки и прочий дефицит для СССР). Если покупатель попадался дотошный, скрупулезно подсчитывал стоимость приобретенного на калькуляторе, его не обманывали – все сходилось до афгани: торговцы дорожили своей репутацией.

Почему в Афганистане мальчики ценятся больше, чем девочки

В Афганистане, как и во многих других восточных странах, рождение мальчика считается даром свыше. Неудивительно, ведь мальчики, вырастая, становятся продолжателями рода и наследниками имущества своего отца. Девочки же после свадьбы меняют фамилию и на наследство претендовать не могут. Даже если дочь — единственный ребёнок в семье. К тому же, девочка не может работать, а значит, является лишней обузой. Немудрено, что права женщин в Афганистане всячески ущемляются. А женщину, родившую девочку, встречают дома безо всяких почестей.

У афганцев существует особая традиция встречи матери, родившей сына, она называется нашрах. Во время нашраха женщине подносят различные подарки. В основном дарят дюжину кур или другие продукты, чтобы молодая мать мгла выкормить наследника рода. Подарки вручаются во время настоящего пиршества, которое организуется во дворе дома. Во время праздника играют музыканты, гости танцуют и поют, стреляют в воздух из ружей и всячески превозносят новоиспечённую мать. Её, способную рожать сыновей, считают успешной женщиной и хорошей женой. А женщин, которым не посчастливилось родить девочку, в Афганистане все презирают.

Во многих регионах Афганистана, где старинные традиции наиболее сильны, рождение девочки считается страшной бедой. Мать, вернувшуюся домой с ребёнком женского пола, могут лишить воды и пищи и даже избить. Если муж совсем разгневается, то он может выгнать жену из дома, и тогда она будет вынуждена спать в хлеву. Афганские мужчины страшатся появления дочери как огня, особенно если девочка не первая в семье. Мужчин, у которых одни дочери, начинают называть мада пошт, что означает «мужчина, чья женщина рожает только девочек». Носить такое прозвище не хочется никому. Поэтому практически каждая семья, где нет сына, а есть только дочь или дочери, следует традиции бача-пош.

Кто становится бачей?

Как правило, бачей становятся самые бедные мальчики. Это бывшие попрошайки и бездомные, которые имеют довольно мягкую и женскую внешность. Из-за того что в Афганистане низкий уровень жизни и очень много бедных, семьи часто сами отдают своих мальчиков сутенерам бача-бази, прекрасно понимая, что они делают, и какая участь ждет их сына.

Мальчиков, которым исполнилось больше 10, наряжают в женскую одежду, обувь, обвешивают женскими украшениями и даже подкладывают грудь. Им красят лицо, как девушкам, и учат женским манерам.

То, что зарабатывает бача, отдается сутенеру, а сам он получает только малую часть, которую, как правило, отдает своей семье.

Мальчиков можно разделить на две группы:

Когда же подростку исполняется 18 лет, как правило, он уже становится неинтересен и от него избавляются.

Последствия бача-бази

Самый главный страшный итог происходящего — растление и сексуальное эксплуатирование маленьких мальчиков. Они вырастают психически нездоровыми, неполноценными, травмированными. И часто от них просто избавляются.

Ситуация с бача-бази отрицательно влияет и на положение и права женщин. Естественно мужчины в Афганистане женятся на женщинах, но зачастую их к ним даже сексуально не влечет. Они вступают в брак из-за традиций, религии и общества, но не ради любви и отношений. В Афганистане считается, что женщина создана для дома и воспитания детей, а вот бача — это для утех и удовольствия. Женщины в таком положении крайне угнетены и несчастны

Бача-бази

К слову, помимо варварской традиции бача-пош в Афганистане с Х века существует не менее бесчеловечная практика, называемая бача-бази, при которой богачи выкупают у бедняков малолетних мальчиков, чтобы превратить в девочек для своих плотских утех.

Попав в это сексуальное рабство, бача-бази обязаны носить женские наряды, следить за своим внешним видом, выглядеть женственно, быть ласковыми и уметь исполнять соблазнительный танец «Бача».

Именно его мальчики танцуют на всех организуемых их хозяевами праздниках, на которых любой гость, заплатив определённую сумму, может провести ночь любви с бача-бази.

Обычно у каждого состоятельного афганца единовременно живут 2- 4 мальчика, которые, по достижении 20-летнего возраста, обретают свободу и покидают дом хозяина, помогающего им найти работу. Однако адаптироваться к новым условиям жизни у юношей, умеющих лишь ублажать и танцевать, получается плохо, поэтому большинство из них занимаются проституцией.

Экономика

Следующая таблица дает предварительное представление об общей численности занятых по их основному виду деятельности (по состоянию на 2017 год):

Мероприятия Общее
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 184
Добыча 2
Перерабатывающая промышленность 454
Распределение электроэнергии, газа и воды
Распределение воды и управление водными отходами 96
Строительство 170
Оптом и в розницу, ремонт 391
Трафик, хранение и связь 85
Гостиницы и рестораны 98
СМИ и телекоммуникации 10
Финансы и страхование 21 год
Фондовый фонд и устав
Профессиональная, научная, инновационная и техническая деятельность 40
Административные и другие услуги 68
Администрация и социальное обеспечение 158
Образование 208
Здравоохранение и социальная работа 105
Искусство, досуг и отдых 13
Другие услуги 38

Как афганские девочки становятся мальчиками

Достоверно неизвестно, когда появилась традиция нарекать девочек мужским именем и заставлять их вести себя как мальчики. Стоит особенно отметить, что физически девочки остаются девочками, в отличие, например, от хиджр в Индии, которые проходят обряд оскопления. О женщинах, которые исполняли мужские обязанности, в Афганистане известно примерно с XVII века. Например, мать одного из вождей афганского племени участвовала в сражениях. А Заргуна Ана, бывшая матерью Ахмада Шаха Дуррани, и вовсе правила страной, пока её сын был в военных походах. Но такие женщины были скорее исключением из правил, чем нормой. А вот традиция бача-пош считается абсолютно нормальной, и соблюдают её едва ли не в каждой третьей семье в Афганистане. Но открыто говорить об этом не принято.

В Афганистане и в соседнем Пакистане быть девочкой — значит, не иметь практически никаких прав. Девочки не могут заниматься спортом и получить высшее образование. В большинстве регионов страны традиции Афганистана очень суровы на этот счёт. Лишь единицам позволяется поступить в институт. К тому же, женщин не берут на работу, их удел — ухаживать за мужем и рожать как можно больше детей. Конечно, желательно, чтобы это были сыновья. Если же в семье одни девочки, то обычно старшую из них назначают бача-пош.

С самых малых лет бача-пош вынуждены носить мужскую одежду и коротко стричься. В отличие от афганских женщин они могут не покрывать голову и не скрывать своё лицо. Вместе с новым мужским именем девочка получает все привилегии мужчин. Она освобождается от домашних дел, уборки и приготовления пищи. С момента своего становления бача-пош она может ходить в школу, играть с соседскими мальчишками в спортивные игры и работать. Маленькие бача-пош обычно продают различные мелкие товары на улицах: жевательную резинку, воду и сувениры.

При этом бача-пош ведут себя так, что от мальчика отличить их просто невозможно. Часто в компании даже не догадываются, что среди них есть переодетая девочка. Разумеется, долгое пребывание девочки в статусе мальчика не может не накладывать отпечаток на её характер и дальнейшую жизнь.

Девочка-обуза

По устоявшемуся в Афганистане канону рождение мальчика-продолжателя рода и законного наследника, олицетворяло собой дар свыше, в то время как появление девочки сулило лишь дополнительную обузу и лишние расходы на её содержание. Уходя после замужества из дома, она больше не приносила хозяйственной пользы своим родителям, а сменив фамилию, переставала быть частью их семьи.

Афганская женщина, являющаяся вещью в руках сначала отца, а затем супруга, лишена практически всех личных прав: в 8 лет она теряет возможность свободно общаться с представителями мужского пола, получать высшее образование, заниматься спортом, выходить из дома без сопровождения родственников-мужчин, громко разговаривать в общественных местах и работать.

«Пещерное» представление о сделках

Командир 6-го отдельного мотострелкового батальона спецназа, дислоцированного в Лашкаргахе (юг Афганистана, провинция Гильменд) Владимир Еремеев рассказывал, что местное население его спецназовцев встречало в целом весьма дружелюбно. Рыночные торговцы охотно предлагали товары, и при их приобретении непременно одаривали бойцов «бакшишем». Подростки пытались всучить советским воинам «чарс» (наркотик на основе индийской конопли, часто использовавшийся  военнослужащими Ограниченного контингента и приобретаемый ими у местного населения). Всегда нужно было внимательно следить, чтобы эти вертевшиеся вокруг «шурави» «бача» не открутили какую-нибудь деталь от военной техники.

Опытнейший спецназовец Владимир Еремеев, десятки раз ходивший на душманские караваны с оружием и наркотиками и многократно участвовавший в боестолкновениях с моджахедами, отмечал, что у «темных», далеких от цивилизации афганцев было своеобразное представление о сделках и услугах.

Один из информаторов Еремеева, мужчина средних лет, весьма необычно «отблагодарил» комбата за угощение банкой сгущенки (афганец накануне сообщил батальону спецназа важную информацию об очередном караване). Насладившись прежде никогда не пробованным лакомством, местный житель привел на советский командно-пропускной пункт девочку-афганку и запросил ящик сгущенного молока за ребенка, которого намеревался «отдать в жены» комбату. Еремеев вызвал своего заместителя по тылу, распорядился выдать просителю ящик со сгущенкой вдобавок с ящиком тушенки, а своему информатору сказал: «Забирай это все вместе с девочкой, но только продолжай дальше сдавать караваны!».

Бача-пош — это кто?

С персидского языка бача-пош переводится «одетая как мальчик». В семьях, где нет сыновей, одну из дочерей в период до наступления полового созревания переодевают в мальчика и с тех пор считают молодым мужчиной.

Среди жителей Афганистана ребёнок мужского пола считается подтверждением значимости семьи и её социального положения. И наоборот: известен случай, когда в 2017 году 45-летняя женщина стала изгоем общества только потому, что у неё шесть детей женского пола. 

В стране не одобряют, когда женщина работает вне дома, поэтому отсутствие сына влечёт экономические трудности для семьи. Ребёнка мужского пола воспринимают как наследника и будущее семьи. 

Если в семье есть дочь, то, чтобы защитить семью от бедности и социальной стигмы, девочку коротко постригают (или прячут волосы под головной убор) и одевают в традиционный мужской наряд. С этого момента она бача-пош — и получает мужское имя, под которым её будут знать на улице. Многие окружающие знают, что ребёнок на самом деле женского пола, но обычно не подают виду.

Теперь бача-пош может помогать отцу, сопровождать мать и сестёр на улице и пользоваться остальными привилегиями мужского положения: заниматься спортом, поздно возвращаться домой и не касаться работы по дому.

При такой трансформации мнения девочки чаще всего не спрашивают. Однако известны случаи, когда девушки сами решали переодеться в мужскую одежду, чтобы быть наравне с мужчинами. 

Мужские права девочка получает не навсегда. По мере её взросления семье становится всё сложнее скрывать пол ребёнка, и в период полового созревания бача-пош снова превращают в девочку. Тогда она вынуждена надеть закрытую одежду, не выходить из дома и вести себя, как и остальные женщины. Через некоторое время девочку ждёт замужество, чаще всего — с родственником. 

Бывшие бача-пош — не самые желанные жёны. Они воспитывались как мальчики, поэтому не привыкли отводить взгляд при разговоре с мужчиной. К тому же бача-пош не так хорошо умеют выполнять домашнюю работу, как остальные афганские девушки. Их этому попросту не учили, потому что главная обязанность бача-пош — заработать денег для семьи. 

В некоторых афганских семьях устоялся такой круговорот бача-пош: младшая дочь становится мальчиком после того, как её старшая сестра достигает подросткового возраста.

Как появилась эта практика

Достоверно не известно, как и когда зародилась эта традиция. Американская исследовательница Нэнси Дюпри рассказала The New York Times о том, что видела фотографию женщины в мужской одежде, которая охраняла гарем Хабибуллы-хана — эмира Афганистана, жившего в начале ХХ века. 

Эту точку зрения поддерживает и бывшая бача-пош Укмина Манури. В автобиографической книге она написала: 

Распространённой эта практика стала с 1996 года, во времена, когда в Афганистане началось господство Талибана — террористической организации, запрещённой в России. Её участники запретили женщинам работать, получать образование и даже самостоятельно передвигаться по улицам в одиночку. Женщины, которые потеряли своих мужей и сыновей, не могли обеспечить себе жизнь, поэтому их дочери стали одеваться в мужскую одежду. Так они спасали семью от голода. 

В афганском художественном фильме «Усама» показана история, характерная для того времени. Его героиня — женщина, работавшая в госпитале и потерявшая место с приходом Талибана. Так как у неё нет родственников мужчин, а работать без мужского сопровождения больше нельзя, героиня переодевает свою дочь в мальчика и называет его Усамой. Работать теперь может только Усама, и для женщин это единственный способ выжить.

Бача-пош рисковали, когда переодевались в мужчин. Талибы осуждали эту практику и «наказывали» непокорных женщин. 

Но оказалось, что бача-пош продолжают появляться и вне режима Талибана. Репортёры федерального агентства новостей называют несколько причин почему:

  1. В патриархальном обществе сын повышает социальный статус семьи. 
  2. Есть поверье: если нарядить младшую дочь мальчиком, то следующий ребёнок будет мужского пола. 
  3. Так как в Афганистане неравенство между мужчиной и женщиной по-прежнему велико, некоторые девочки сами принимают решение стать бача-пош, чтобы хоть недолго пользоваться привилегиями мужского положения.

Бача: столкновение смыслов

А вот история термина «бача» гораздо более сложна. В ряде восточных культур есть традиция воспитывать мальчиков на манер девочек. Для Афганистана, не стряхнувшего с себя путы средневековой эпохи, характерна другая традиция. Здесь нередко воспитывают девочек так, как положено взращивать мальчишек.

Все дело в том, что в этой азиатской стране дети мужского пола по-прежнему ценятся больше, чем девочки. Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош». Что это значит? Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик».

Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами. О нем всегда говорят только с использованием мужского рода.

С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности – природу не обманешь, в отличие от соседей (которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош»). К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность.

В самом буквальном переводе «бача» (с ударением на последнем слоге) означает просто «парень», «пацан». В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение. Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг». Такое обращение бывших «афганцев» друг к другу стало символом единства и войскового товарищества. Те, кто прошел афганскую школу жизни, понимают друг друга, по возможности поддерживают. И многое прощают. Обращение «бача» стало одной из невидимых нитей, накрепко соединяющей тех, кто имеет право так называться.

Чествуя воинов, прошедших Афганистан, к ним в советских учреждениях и школьных актовых залах упорно применяли слово «ветеран». Но разве подходит этот термин для молодых ребят, которым и до сорокалетнего-то рубежа было далеко? Вот и прижилось в среде молодых ветеранов другое название – «бача».

В афганском лексиконе «бача» обозначает «парень», а «бача-бази» переводится с персидского языка как «игра с мальчиками». Что же кроется в наши дни за этими безобидными, на первый взгляд, словами?

Откуда это произошло, проследить несложно. Это практика началась достаточно давно, еще в X в. на территориях современного Пакистана, Средней Азии и Афганистана.

Плохие жёны

Не знавшие в свою бытность бача-пош запретов, налагаемых на девочек, они привыкли к иному образу жизни, отложившему отпечаток на их психике, и именно поэтому из них получаются не самые покладистые и прилежные жёны.

Знакомые с детства с навыками спортивной борьбы, они редко терпят обиды со стороны мужей, которые в случае применения физической силы, тут же получают ответные удары от супруги.

Выросшие в «шкуре» мальчика, бача-пош не могут стеснительно отводить глаза, молча выслушивать незаслуженные упрёки в свой адрес и безропотно соглашаться с мужем, поскольку привыкли иметь собственное мнение и отстаивать свою точку зрения.

Не обученные женским премудростям и хозяйственности, они не способны удивить спутника жизни вкусным угощением и особой лаской, поскольку психологически они ощущают себя мужчинами.

Из-за этого, узнав о прошлом своей избранницы, многие афганцы отказываются от брака с ней, впрочем, и сами бача-пош не горят желанием связывать себя узами Гименея, переодеваться в женское платье и терять свою свободу.

Из последней ситуации существует два выхода, либо родители окончательно ломают судьбу своему ребёнку и принудительно выдают её замуж, либо, осознав свою вину перед ней (что бывает крайне редко), разрешают дочке самой решать в каком образе продолжать свою жизнь.

Гомосексуализм и педофилия

Библия рассказывает, как Всевышний сурово покарал древние города Содом и Гоморру за сексуальную распущенность их жителей. Осуждение нетрадиционных сексуальных контактов характерно для большинства религий, но так было не всегда. Например, в культуре Древней Греции не существовало понятия «ориентация», эллины исходили из постулата о бисексуальности всех людей.

Античные философы, в том числе такие известные как Платон, Эпикур и Сократ, в своих работах уделили немало внимания данному вопросу. Из этих трудов мы знаем, что в древнем мире сексуальные отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками-подростками были довольно распространенными, отнюдь не порицались в обществе. Напротив, мудрецы из Эллады и Рима порой спорили между собой, какая любовь чище и нравственнее: к женщине или к мальчику.

В эпоху расцвета милитаристской Спарты зрелые и опытные воины часто «опекали» своих младших товарищей, и подобные отношения не считались, как говорят в современной армии, неуставными.

Издавна в театрах многих стран мира женские роли исполняли мужчины. Они одевались и красились соответственно. Зародившаяся в средневековой Японии профессия гейши изначально тоже была мужской, затем представительницы прекрасного пола заметили, каким спросом в обществе пользуются подобные услуги и тоже начали развлекать гостей.

А на территории современных Афганистана и Пакистана в IX-X веках сформировалось аналогичное явление, правда, имеющее свою специфику и местный колорит. Речь идет о бача-бази. Это когда мальчики-подростки, нарядившись в женскую одежду, развлекают мужчин эротическими танцами и песнями.

Если бы все ограничивалось выступлениями, то никто ничего не сказал бы о детской проституции. Но Афганистан – бедная страна, а спрос рождает предложение. И после шоу-программы мальчики, как правило, обслуживают клиентов.

Как это отражается на психике

Мы поговорили с психотерапевтом, чтобы узнать, как обычай, когда родственники переодевают девочку в мальчика, может отразиться на её психике. 

Бача-пош берут на себя «мужскую роль», которая считается социально одобряемой в Афганистане. Они одеваются как мальчики, ведут себя как мальчики и выполняют работу, которую девочкам делать запрещено. Однако, когда они достигают половой зрелости, они вынуждены заново «строить» женскую идентичность. 

Идут споры о том, помогает ли практика бача-пош преодолеть неравенство или лишь наносит психологический ущерб женщинам. Афганские активистки считают, что настоящая проблема заключается не в самой практике, а в гендерном неравенстве и отношении к женщине в целом.

Неизвестно, как отразится смена власти в Афганистане на бача-пош. Лидеры «Талибана» заявили: женщины смогут работать и получать образование. Но что будет с теми, кто переодевается в мужчин, — сказать тяжело. 

️ Важные материалы о феминизме

Примечание: исламистское движение «Талибан» внесено в список организаций, признанных в России террористическими, его деятельность запрещена.

Обложка: timsimages.uk / Shutterstock

История

Герб Бач в 1880 году

Свидетельства показывают, что этот район был заселен уже в раннем неолите . Позже город развился на острове в меандре реки Мостонга, и на протяжении веков к нему можно было добраться только по деревянному мосту. Река протекает сегодня как часть системы каналов Дунай-Тиса-Дунай и имеет два настоящих моста, поэтому крепость и старый город теперь находятся на суше.

Бач — один из старейших городов Воеводины . Археологические исследования показали, что на этой территории существовало древнеримское поселение. Бач впервые упоминается в 535 году нашей эры в письме, написанном восточно-римским императором Юстинианом . В 873 году город упоминается как аварская крепость, населенная как аварами, так и славянами . В это время Святой Мефодий , создатель славянского алфавита , обратил в христианство славян, живших в Бачке и Баче.

В 10 веке этот регион вошел в состав Венгерского королевства . В средние века город был резиденцией графства Баксенсис . Дата основания графства является спорным вопросом, некоторые историки предполагают, что это был один из первых графств Королевства, основанный Стефаном I, но нет никаких документальных свидетельств его существования в то время. Первый известный префект (приезжает) графства был записан в 1074 году, и его звали Вид .

Король Ладислав I сделал город резиденцией нового архиепископства в 1085 году. Ранее историки предполагали, что Бач (Bacs) был епископством до этого времени. Первый архиепископ Фабиан (1085–1103) помог королю в ходе кампании против Хорватии и был удостоен этого титула.

Дьюла Вароши доказал, что король Ладислав только перенес резиденцию архиепископства Калоча в Бач (Бач), где он построил собор и основал дом капитула около 1090 года. После 1135 года архиепископы вернулись на свое прежнее место в Калоча . Позже епархия стала называться «Архиепископство Калоча-Бач» (впервые упоминается в 1266 году).

В 1154 году арабский географ Идриси писал, что Бач — богатый город с множеством торговцев и ремесленников, местом с большим количеством пшеницы и множеством «греческих ученых», которые могут относиться к православным священникам и монахам.

В начале 13 в. Угрин Чак, архиепископ Калочский , основал больницу в Баче, став первым подобным учреждением в этой части Европы. Папа Григорий IX писал о «больнице Бачка» в 1234 году, как о открытой для больных и бедных.

Город процветал благодаря венгерскому королю Карлу Роберту I, построившему крепость в первой половине 14 века. Форт развивался и достиг своего полного расширения к 16 веку. С 15 века это был самый важный венгерский вал, защищавший от вторжения османских войск . Решающим моментом стало катастрофическое поражение Венгрии в 1526 году в битве при Мохаче , поэтому османы завоевали Бач в 1529 году. Во время войны между Османской империей и Венгерским королевством в 16 веке сербский деспот Стеван Бериславич успешно защитил крепость Бач. от османов на долгое время, пока крепость окончательно не пала.

Во время османского владычества (16-17 века) Бач был резиденцией казы Бач в Санджаке Сегедин . С 1686 г. город находился под властью Габсбургов . Крепость была заминирована взрывчаткой в ​​1704 году во время Освободительной войны Ракоци . Во время австрийского правления в Бач поселились многие немцы . После 1918 года Бач входил в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев и последующих южнославянских государств. Он был оккупирован Венгрией между 1941 и 1944 годами во время Второй мировой войны .

Камаль

Более 20 мужчин сидели в душной комнате, некоторые пили, другие курили гашиш, посматривая на улицу в ожидании танцующего мальчика. 16-летнего хазарского юношу звали Китайцем за ярко выраженные восточные черты. Он часто выступал на праздниках, свадьбах, был ревностно охраняемой собственностью богатого кабульского бизнесмена. И тот обещал привести его вечером.

Внезапно зазвонил телефон: мальчик арестован во время танцев на свадьбе. Среди гостей побежали шуточки о том, какой прием окажут хрупкому Китайцу в кабульской тюрьме. Вечер грозил был сорванным, но в последнюю минуту замену все-таки нашли. Около полуночи хозяин откинул занавеску, и танцор появился в дверном проеме. Это был не мальчик, а 40-летний мужчина! Лицо его было неузнаваемо под ярким макияжем, голубое платье украшали блестки и колокольчики.

На мгновение все замолчали, а затем начали хлопать в ладоши, заиграла музыка. Камаль кружился перед зрителями, пританцовывая в такт песне.

«Он был человеком, которого я знал и которому доверял, — говорит Камаль о мужчине, которого называл своим хозяином. — Я был его маленьким принцем. Он держал мою руку на улице, говорил людям, что я его приемный сын. Он никогда не делал мне больно. Он всегда был нежным, никогда не торговал мной с друзьями, как некоторые. Его жена приняла меня и помогла учиться танцам. Я был не самым красивым из мальчиков, но у меня было то, чего у большинства из них не было… У меня был талант. И я был востребован».

В 1992 году талибы захватили власть в стране. Хозяин Камаля бежал с семьей в Индию, но мальчика не взял. Так все закончилось: праздники, уроки танцев, благополучие. С появлением радикалов бача-бази ушли в подполье — по законам талибов им грозила смертная казнь. Как и многие юноши, Камаль увидел, что впереди пустота. У него нет никаких навыков, он умеет только танцевать. Проституция, обычная альтернатива для многих бача-бази, Камалю не нравилась. Это были темные годы.

«Я должен был стать новым человеком, тем, кто не привлек бы внимания. Часть меня должна была умереть, чтобы не чувствовать боли».

С падением «Талибана» в 2001 году практика бача-бази возродилась. При новом правительстве многие бывшие полевые командиры смогли вернуться на прежние позиции, возобновив традицию как статусную и престижную.

Проведенное в 2014 году исследование Hagar International показало, что каждый десятый афганский мальчик, с которыми беседовали, сталкивался с той или иной формой торговли людьми, включая практику бача-бази.

Сами бача-бази по-разному относятся к ситуации. Многие смиряются под властью обстоятельств, некоторые пытаются угодить влиятельным клиентам и таким образом пользоваться их покровительством в будущем.

Камаль, который теперь профессионально танцует на праздниках и свадьбах, общается со многими детьми, подвергшимися насилию. Некоторым из них всего 9 или 10 лет.

«Это разбивает сердце, — говорит он. — Ты смотришь им в глаза и видишь взрослых людей».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.