Оглавление
Первый раз в первый класс
Здравствуйте, Екатерина!
Учителя, логопеды, психологи часто убеждают родителей, что дети абсолютно готовы к школе уже в 6 лет.
photosight.ru. Фото: Шарая Ольга
Но на что все-таки стоит обращать внимание в первую очередь и как помочь ребенку адаптироваться к среде одноклассников, которые старше его на год и даже больше?
На что стоит обратить внимание в первую очередь: у 6-летних первоклассников основное – это вовсе не успехи или неуспехи интеллектуальные. Дело в том, что к октябрю, ноябрю, декабрю очень часто можно столкнуться с тем, что ребёнок наигрался в учёбу
Всё новое он узнал, интерес прошёл, и учиться скучно!
6-летние школьники переживают этот момент гораздо тяжелее, чем 7-летние. Поэтому ребёнка потихоньку нужно готовить к этому разочарованию. Готовиться нужно и родителям, чтобы не затормозить самим, а пройти сквозь это разочарование. Могут быть сложности с поведением у мальчиков, особенно на последних уроках и в конце недели.
И крайне важно не перегружать вторую половину дня, полноценно гулять, чтобы не вся жизнь сразу превращалась в учёбу. Никаких музыкальных школ, никакого английского дополнительно, только физические нагрузки и нагрузки творческие
Всё остальное вы добавите позже, если будет нужно.
И необходимо смотреть, чтобы не сформировалось негативное отношение учителя к этому ребёнку как к сложному ученику. Что тут можно сделать, зависит от школы, от мамы, от личности учителя.
Здравствуйте, Екатерина! Через год в школу, а мы еще не определились с выбором. Школы в шаговой доступности не пользуются хорошей репутацией. Насколько оправданно возить первоклашку 30 минут на машине? По каким критериям лучше выбирать школу? Спасибо.
Вопрос по выбору школы гигантский. Если ребенку через год в школу, то, конечно, надо уже определиться. Думаю, пока Правмир собирал вопросы, вы уже определились, да и у меня, как у мамы школьников, сентябрь – не самое простое время.
Возить первоклашку в машине – нормально. Вопрос: будут ли по утрам у вас пробки, и если вы ребёнка возите в школу, то никакие внешкольные занятия не должны быть связаны с ездой. Всё остальное внешкольное – либо в школе, либо в шаговой доступности от дома. Потому что очень часто критичным является не школа в 30 минутах езды, а дополнительные занятия ещё в 30 минутах езды. Надо смотреть, чтобы не было перегрузок.
Блок 1 «Подготовка к рождению следующего малыша и первые месяцы жизни с ним»
Семинар 1
«Как использовать время беременности следующим малышом для подготовки старшего ребенка?»
Семинар 2
Продолжение » Как использовать время беременности следующим малышом для подготовки старшего ребенка?»
-Растим друзей, а не соперников. Стараемся не совершать типичных ошибок.
— Что можно, а что нельзя делать во время беременности
— Как воспринимает старший наши слова о будущем малыше
— Как и когда стоит менять стиль воспитания старшего, чтобы рождение следующего не стало травмой
— Конкретная » программа действий» по подготовке вашего ребенка к увеличению семьи
— Отучение от груди и отселение из родительской кровати как важные моменты подготовки
— Старший ребенок становится эмоционально » папиным»: почему? Зачем? Как к этому прийти?
Семинар 3
«Ребенок и роды»
— Как воспринимает малыш мамин отъезд в роддом
— Как объяснять ребенку, откуда и как появляются дети
— Как реагирует ребенок на внешний вид новорожденного
-Как лучше «обставить » первое знакомство» с младенцем
— Чего можно ждать от ребенка, а чего не стоит
— «Парадоксальная» реакция на новенького
— На что в поведении старшего ребенка стоит обращать внимание в первые недели жизни младшего
— «Нормальные» неврозы и временная регрессия
— Реакция бабушек и дедушек и ее влияние на старшего ребенка
Семинар 4
«Младенец и ребенок»
— Как наладить ритм дня и синхронизировать режимы детей?
— Увеличившаяся нагрузка на маму : учимся отдыхать с 2 детьми
— Как может проявляться детская ревность : прямые и скрытые способы
— Как помочь старшему не дать ревности портить ему жизнь
— Объясняем ребенку «повадки» младенца
В программе:
- Развитие речи ребенка, речевые игры.
- Как договориться с ребенком, который еще не говорит?
- Основы музыкальной культуры: учимся говорить и петь.
- Развитие чувства ритма: игровые упражнения.
- Первые книжки, стихи, сказки.
- Комплексное психическое развитие ребенка в игре.
- Развитие координации движений и тонкой моторики ( пальчиковые игры).
- Русские подвижные игры для самых маленьких. Малыш подрос и ему уже интересно играть с другими — играем вместе. Тренинг общения.
- Эмоциональные игры, игры на доверие.
- Как организовать свой день с ребенком. Игры в течении дня, игры облегчающие режимные моменты.
- Как развиваются интеллект и эмоции. Психология развития.
- Сложные вопросы воспитания второго и третьего лет жизни.
- Что такое детская игра. Язык игры — родной язык ребенка.
- Создание игровой среды, интерьер детской. Неповторимый колорит вашего дома.
- Художники в памперсах: как научить ребенка рисовать, сделать так, чтобы он мог свободно выражать свои впечатления через рисунок. Различные техники рисования пастель, акварель, гуашь, смешанная техника — школа для родителей). Язык детского рисунка — что рисуют наши дети.
- Дома должно быть интересно: лепка и аппликация. Какие сферы психики развивают прикладные занятия.
- Ваш малыш и другие дети.
Занятия 1 раз в неделю, продолжительность 1,5 часа. Строго по записи.
На каждом занятии — новая двигательная разминка , вопросы по психологии возраста и прикладные занятия. Одевайтесь в удобную спортивную одежду.
И по-китайски, и по-русски
Уважаемая Екатерина!
Меня зовут Ольга, мне 30 лет. Так сложились обстоятельства, что мы с детьми полгода как переехали из Москвы на юг Китая. Дети посещают тут китайскую школу с изучением иностранных языков. Старший сын в русской школе должен был бы в наступающем году пойти в 3 класс, младший сын — в первый. Я не уверена, что дети смогут адаптироваться в чужой стране. Прошло уже полгода, а прогресс в китайском языке незначительный, хотя и имеется. Но и нагрузка в школе небольшая по сравнению с той, что была в России. Кроме того, дети испытывают эмоциональный стресс.
Екатерина Бурмистрова
В чем особенности адаптации при обучении ребенка за границей, на что стоит обратить внимание?
Инкультурация и адаптация при обучении ребёнка за границей – это огромная тема, здесь можно целую статью написать.
По моему опыту консультирования детей, принимающих другую культуру, в первый год, полтора, иногда два, у ребенка обычно идёт резкий спад успеваемости. Такое впечатление, что ребёнок делает очень небольшие успехи и в языке, и в предметах. Но это аккумулирование, накопление, потом будет резкий скачок в уровне освоения языка и успешности в новой школе. Нужно ждать, когда количество перейдёт в качество.
И не надо создавать у ребёнка ощущение неуспешности. Тут уместен такой пример: дети в двуязычных семьях позже начинают говорить, чем обычные дети, но потом они говорят прекрасно на обоих языках.
А вот в инкультурации с потерей родной культуры очень существенный момент – это позиция родителей.
Если в семье удастся сохранить чтение на русском языке и принадлежность не только к устной культуре языка, то ребенку легче сохранить включенность в родную культуру.
Ещё очень важный момент
Если вы продолжаете жить за границей и желаете, чтобы ребёнок не потерял связь с русской культурой, очень важно общение с соотечественниками-ровесниками. Именно поэтому в каникулы стоит организовывать по возможности приезды в Россию
И не просто приезды, а желательно лагеря с детьми от 9 лет. Тогда у детей будут связи с ровесниками, представление, как живут их сверстники в России. И если они, когда вырастут, захотят влиться в родную языковую среду, они это сделают и не будут при этом чувствовать себя чужаками.
Лучше не делать уроки, чем закончить их в истерике
Бывает, родитель понял, что он сейчас взорвется, вышел в другую комнату, перевел дыхание. Вернулся, а дети, скажем, игрушки разбросали, и – вот он уже кричит. Это шлейф гнева.
Даже если мама на семь минут осталась перевести дыхание и глубоко подышать, внутри у нее ничто не успокоилось. Да и если у вас совсем маленькие дети, вы надолго не выйдете даже в другую комнату.
И детям, и себе нужно объяснять, что если была вспышка и вам удалось ее погасить, не войти в агрессивное состояние, то еще в течение 40-45 минут гнев может очень легко вернуться, потому что запустился адреналиновый цикл. Значит, и вам, и окружающим надо понять, что уже равновесие потеряно и для того, чтобы баланс вернулся, вернулось какое-то более-менее гармоничное состояние, требуется время.
Люди говорят, например, что невозможно уйти на 45 минут от забот, ведь детям задали много уроков и нужно помогать их делать. Но лучше перестать делать уроки, чем закончить вечер в полной истерике. Уроки того не стоят. У ребенка в долговременной памяти останутся ваши эмоции, а не сделанные уроки, так что цена, с моей точки зрения, таким урокам слишком высока.
Можно сказать: «Я сейчас не в состоянии делать с вами уроки, уже только что чуть на вас не сорвалась. Либо вы их делаете сами, либо не делаете». Порой дети бывают понимающие: вспышка могла быть и миновала, и они начинают координироваться. Но иногда они, наоборот, наращивают, наращивают плохое поведение, значит, им что-то нужно, но, возможно, вовсе не контроль за уроками, а просто что-то другое совсем.
Часто дети ждут этого крика как такого волшебного средства – мама закричит и мы начнем что-то делать. И это история не про гнев, а про то, что не настроена система самостоятельного подхода к урокам. И надо работать, прежде всего, с этим.
Мама на полную ставку
Здравствуйте, уважаемая Екатерина. У меня очень женский вопрос, потому что женщины не всегда бывают хорошими организаторами. А вам, видимо, удалось.
У меня всего одна дочка, ей 2 годика, и я хочу быть с ней дома: забирать из сада, встречать из школы, готовить обед, в общем, не оставлять ее на няню или в продленке. По этой причине я решила работать из дома, то есть сменить профессию. Но меня мучают сомнения: а что, если это не удастся и мне придется выходить на работу, и при этом я все время буду испытывать чувство вины…
photosight.ru. Фото: Юля Ладушка
Мне кажется, что женщина должна быть дома и воспитывать детей, охранять их от влияния окружающей среды. В то же время, я думаю, может быть, окружающая среда наоборот делает ребенка более самостоятельным, не «неженкой»…
Разрешите мои сомнения.
Вы сами многодетная мама и занимаетесь общественной деятельностью. Как вы это успеваете?
Будет ситуация – будете разбираться. Если лежит душа к сидению дома, то будет это хорошо и для вас, и для ребёнка
Важно, чтобы мама, сидящая дома с ребёнком, воспринимала это не как добровольную каторгу и не находилась в депрессии. А чтобы это было действительно радостное состояние
Тут всё зависит от уровня энергии человека, от сил, здоровья, от семейной ситуации. Потому что кому-то хватает сил и на работу, и на ребёнка, или на частичную занятость и ребенка, а кому-то не хватает.
Мне кажется, нужно выбирать семью, маленьких детей, ведь они так быстро вырастают и так недолго нуждаются в родителях. Мне кажется, что работа на полный день не для мамы, а работа part-time (частичная занятость) не всегда возможна. И тут нет общих ответов. Я думаю, что очень жалко дошкольное детство проводить врозь. Тогда формируется очень бедный образ мамы.
А как получится у вас, увидите по обстоятельствам. Нужно находить гармонию.
Я не думаю, что окружающая среда страшна, неправильно воспринимать мир как источник опасности и падений. Окружающий мир – повод говорить с ребенком о каких-то вопросах, в то числе и сложных.
Работать или не работать – вопрос сугубо индивидуальный. Ведь ещё папа есть. И каков ваш совместный семейный проект?
Младшим не нужен внешний коллектив – хватает семьи
– Изначально в семье роли жестко расписаны: ты старше третьего, но младше первого ребенка, ты сын родителей и внук бабушек. Это семейные иерархические роли. Роли в коллективе гораздо более гибкие и гораздо менее вертикальные.
Проблема младших – у них нет горизонтальных связей, с ровесниками. Это может мешать вхождению в коллектив. Семья – огромное информационное, эмоциональное поле, но до школы желательно понять, как общаются за пределами семьи, так как подчас там общаются совсем иначе.
И как, отправляя ребенка в путешествие, родители покупают подходящую одежду, обувь, рюкзак, так же отправляя ребенка в школу, они должны снабдить его неким социальным багажом: знанием, какова жизнь и каковы отношения вне границ семьи. Это нельзя сделать теоретически, это нужно показать, в этом нужно поучаствовать, в этом нужно повариться.
Последние события
«Домашнее насилие»: Откровенный разговор о том, что может происходить дома
11 февраля, 2019 admin
Последнее время о домашнем насилии много говорят, и уже не так страшно рассказать и признать, что, возможно, что-то подобное со мной происходило или даже происходит сейчас. Мы читаем о тех, кто пострадал и о тех, кто прекратил подобные отношения. Но как
Онлайн-курс: Ловушки переходного возраста
11 февраля, 2019 admin
Как жить с подростком в мире и не чувствовать себя плохим родителем 18 видео-уроков общей длительностью 12 часов с конспектами Как пройти минное поле переходного возраста, избежав роковых ошибок Как перезагрузить отношения с подросткоми стать ему другом Глубинная проработка отношений с
Тренинг «Я такая»
11 декабря, 2018 admin
Тренинг от Екатерины Бурмистровой «Я такая» Практически каждой женщине важно чувствовать себя желанной. Особенно, если она уже встретила своего мужчину и состоит с ним в законном браке
Если из супружеских отношений уходит физическая и эмоциональная близость, у женщины снижается
Подросток не учится и лежит на диване. Но это не значит, что вы должны кормить его с ложки
9 сентября, 2019 admin
Последний год в школе, впереди напряженная учеба и подготовка к ЕГЭ, но, кажется, это волнует лишь родителей. Уже почти взрослый подросток лежит на диване с прошлого учебного года, который он еле закончил. Пора ли паниковать, можно ли как-то поднять подростка
Про мам и мальчиков
11 февраля, 2019 admin
Уже некоторое время я думаю о мальчиках. Мамы приводят мальчиков ко мне с разными историями: трудно договориться, в контрах с мамой — не хочет общаться, нервные тики, проблемы в школе с поведением и с домашкой, истерики. И вот мы много
Он вскрывает ее квартиру и оставляет шикарный букет – но потом придет с ножом
23 декабря, 2018 admin
«Сколько бывало случаев, когда мужчина вскрывал сюрпризом дверь в квартиру любимой женщины и оставлял ей букет цветов – проходит время, она пытается деться от него куда угодно, а он все так же вскрывает дверь, но теперь уже с ножом, потому
Протертые пюре хороши для младенцев, но странно кормить ими пятилетних
12 сентября, 2018 admin
Близкая дружба с ребенком, когда он становится подростком, у них самих уже не вызывает такой радости, как раньше, когда он был маленьким. Родители сравнивают его с собой в подростковом возрасте, и излишняя доверительность и откровенность нового поколения детей кажется чем-то
Вернуться на поворот, с которого свернули
Екатерина Бурмистрова посоветовала семьям научиться разговаривать, уметь повернуться лицом к проблеме, понять, где что-то пошло не так, вернуться к тому моменту, когда дорогие люди, вдруг перестали понимать друг друга:
– Если какой-то вызов остается без ответа, пара ответ не нашла, остается хвост, как несданный зачет. Проблемы текущие, возрастные перерастают в хронические. Когда люди бухнулись в родительскую роль и почувствовали увеличение дистанции – это нормально, но если люди провели на этой дистанции 2, 4, 10 лет, – это уже нарушение и искажение отношений.
Как это ни страшно звучит, но черная дыра родительства засасывает. Что это за черная дыра?
Это очень социально поощряемое место, где живут только женщины с детьми, а мужчины попадают редко. Женщины обретают там невероятную степень совершенства: осваивают массаж, новые методики, узнают про лучшие развивающие учреждения города Москвы, то есть достигают своих высот.
В большинстве своем люди в городской суете просто не замечают куда их заносит. А становится это заметно в острые моменты, в пиковые, когда дело дошло либо до открытого конфликта, либо до момента, когда говорить уже не о чем.
Для того чтобы каким-то образом поменять ситуацию, демонтировать ее, нужно попытаться понять, где тот момент, с которого все поменялось. Как если бы вы ехали, был маршрут, но потом вы свернули, и три часа блуждали по проселочным дорогам. Надо понять где вы свернули, и куда надо вернуться, в какой этап, на котором нужно договориться.
Мы не меняемся, потому что нам обидно меняться первым, в одиночку. Никто не хочет сделать первый шаг, накоплена куча обид, недопонимания, ощущений, что один в браке делает гораздо больше другого, кстати, обоюдное ощущение. Кто же сделает первый шаг? Только не я. А меняться не обидно. Невидимые проблемы не исчезнут сами собой.
Фильмы
Еще во время учебы в вузе талантливая студентка привлекла внимание создателей сериала «Агентство НЛС», которые пригласили на пробы. Вскоре девушка получила роль, которая стала прорывом в ее карьере
Она сыграла строгую и рассудительную Ларису — руководителя бюро, помогающего людям в нестандартных ситуациях.
Уже тогда актриса завоевала внимание мужской аудитории появлениями в купальнике. Наталья могла похвастаться хорошей фигурой и весила 60 кг при росте 172 см
Несмотря на популярность, ее заработки оставались скромными, на полученные средства она смогла купить себе комнату в коммуналке.
Когда съемки подошли к концу, девушка не осталась без работы. На нее посыпались приглашения на прослушивания, и вскоре фильмография пополнилась такими проектами, как «Потерявшие солнце», «Полумгла», «Алька». В комедии «Лопухи» она примеряла новый для себя образ впечатлительной простушки.
Наталья Бурмистрова и Алексей Барабаш / @burgomistrova_natalia и @barabashkino
Параллельно артистка трудилась в Театре комедии имени Николая Акимова, где играла в постановках «Доктор философии», «Как важно быть серьезными» и «Виндзорские проказницы». В 2008 году Бурмистрова ушла из труппы, поскольку ее не устраивала рабочая атмосфера
После этого Наталья радовала поклонников яркими появлениями в фильмах «Надежда» и «Крик совы», сериалах «Шеф» и «Невский». В 2017 году женщина присоединилась к актерскому составу детектива «Акватория» — спин-оффа «Следа». Она сыграла руководителя морского департамента ФЭС полковника Викторию Коробейникову.
Съемки были изнурительными для актрисы, приходилось спать по 4 часа в сутки и учить 5 страниц текста за ночь, но ей удавалось не только настроиться на рабочий лад, но и приободрить коллег. Целью было создать качественный продукт и максимально выложиться, что ей блестяще удалось.
Проблема социализации младших детей в многодетных семьях – пятый и шестой ребенок «остаются дикими»?
– Обычно родителям хватает сил на одного-трех старших детей, хватает вдохновения интеллектуально развивать, передавать свой уровень культуры, водить в походы, театры. И если дальше разница небольшая, то получается, что старшие еще не выросли, а младшие уже подрастают. Если в семье еще есть малыши, то эти средние дети могут немножечко выпадать из процесса воспитания.
Социализация – это понимание законов, норм, правил жизни людей в обществе, не только в своей семье. Очень часто именно средние дети остаются до школы совсем домашними, т.к. сейчас детские сады не везде в моде. А программа домашних детских садов, с одной стороны, хороша, с другой стороны для многих семей это является существенным вкладом в бюджет, и именно поэтому детей не водят в детский сад.
Ребенок, на мой взгляд, еще до школы должен получить достаточно впечатлений про общение, про мир помимо своей собственной семьи. Идея о том, что если детей много, то они социализируются внутри семьи, — специфическая.
Они социализируются, но это как если бы человек прожил на крохотном островке и очень хорошо понимал культуру этого острова, его предания, но совершенно не представлял жизнь в другом мире.
И если этому человеку придется встраиваться в жизнь большого города, он будет испытывать определенные проблемы.
То же самое бывает с ребенком, который до школы не покидал лоно семьи. Социализация – это некая тренировка навыков общения с разными другими людьми, ее нельзя привить теоретически, ее можно приобрести только практически.
Конечно, бывает, что социализация происходит в семьях, где хорошая община в храме, если помогают крестные – водят детей на разные мероприятия, есть друзья. Но если ребенок полностью погружен в лоно семьи, то могут быть сложности. Опять же, есть дети, которые социально одарены настолько, что им не надо такой тренировки, но это исключения.
Более низкое развитие младших детей – нет времени с ними заниматься, водить их по кружкам
– Более низкое развитие младших детей возникает по нескольким причинам – во-первых, нет сил
Автоматически, все интеллектуальное внимание падает на одного-двоих, может, троих старших детей – там родительские амбиции, там родительские чаяния, там каждая кривая палочка и ошибка в диктанте – очень серьезно
С младшими все по-другому. Часть внимания по-прежнему принадлежит старшим, так как там все впервые: алгебра — впервые, ЕГЭ – впервые, а маленькие остаются детьми. Плюс меньше сил и не так интересно.
Когда родители первый раз читают «Волшебника Изумрудного города» или пересматривают какое-то старое советское кино, – это здорово. Но редкий родитель с тем же энтузиазмом может все это делать через пять лет, и еще через пять лет, это должны быть особые дары.
Но с младшими родители гораздо лучше просто играют, просто валяются, взаимодействуют эмоционально, а интеллектуальное внимание им достается в меньшем количестве. Но и родители уже понимают, что все относительно
Тут можно как-то схитрить – если «Волшебника Изумрудного города» читать уже не так интересно, то ведь есть еще и другие книжки, которые, может, не успели прочитать со старшими. И если неинтересно строить лего, то есть другие варианты, развивающие пространственное мышление.
И надо понимать, что нельзя перепоручить младших детей старшим, они не могут воспитать детей, иначе культурный уровень младших будет намного ниже, чем у старших детей. Есть такие семьи, где культурный уровень старших и младших детей довольно сильно различается, потому что старших воспитывали родители, а младшие росли между делом.
Если разница в возрасте маленькая, нужно привлекать какие-то внешние источники адресной помощи – крестных, бабушек, волонтеров. Как только проблема ставится, то в каждой семье находятся пути ее решения.
Вокруг настолько малодетный мир и так много истосковавшихся по детям людей, что если попросить одного ребенка поводить по музеям, а у другого подтянуть чтение перед школой, то проблемы решатся. Надо обращаться куда-то, так как ресурсов в семье нет, а делать это надо.
И надо еще понимать, что детям нужно совсем немного – толчок, и если родители найдут 5-7 минут, чтобы показать ребенку, как играть в мозаику, или как нанизывать бусы, или как сделать модель корабля, они дадут ребенку толчок. Плюс младшие очень подражают старшим, очень тянутся за ними, нужно только протянуть дорожку и немножко приложить сил.
Записала Тамара Амелина
Чем поможет «дневник агрессии»
Чтобы научиться понимать себя и не допускать выплеска агрессии, я рекомендую карту наблюдений за собственным состоянием, именно за своим, а не за поведением ребенка. Своеобразный дневник агрессии, куда вы записываете, когда и в какой момент, в какой ситуации вы сорвались на крик или готовы были сорваться. Когда вы будете систематически записывать, вы увидите, в какие моменты бываете более склонны к этим вспышкам.
Обычно это конец дня, конец недели, конец какого-то периода, перед праздниками, в определенные дни женского цикла. Также стрессовую ситуацию, влекущую за собой всплески гнева, могут вызывать различные жизненные ситуации. Скажем, перед выплатой кредита у вас плохое настроение или после визита не очень приятного родственника. Раздражительность может вызывать недосып. Например, младший ребенок плохо спит, или кто-то заболел, или это бессонница, и если человек вместо семи часов спал пять, то велик шанс, что он будет кричать по любому поводу, просто потому, что ему нехорошо.
Это нужно знать и быть особенно внимательными, как на скользкой дороге.
Это безопасней, чем не говорить, более того, проговаривание учит детей тому, что у всех людей есть слабости, и с этими слабостями нужно пытаться бороться.
Можно договориться с близкими о каком-то стоп-сигнале. Им пользуются, чтобы показать, что гнев может выплеснуться и лучше всем остановить ситуацию. Это может быть жест, кодовое слово. Когда машина тормозит, сзади загораются тормозные огоньки. Значит, все, нужно останавливаться тем, кто сзади. Стоп-сигнал очень полезен и между супругами, и между родителями и детьми, и между детьми, но в последнем случае все сложнее настроить.
Не пропускайте «желтый» сигнал
Екатерина Бурмистрова
Гнев, агрессия, пусть вербальная, в виде крика, не появляется сама по себе. Чаще всего не бывает так, что среди полного спокойствия, полного штиля, – вдруг резко, без каких-либо предупреждающих знаков – ураган, гром и молния.
Все-таки здесь работает светофор, у которого три цвета, и между зеленым – покоем и красным – агрессивным состоянием, есть еще и желтый – уже раздражение, уже потеря спокойствия, но еще не срыв. И это состояние раздражения длится не полсекунды, а дольше, но люди его нередко пропускают. Так водители могут проскочить на желтый, как бы не заметить его, и ехать уже на красный, запрещающий сигнал.
Так что очень важно научиться отличать потерю собственного комфортного состояния, почувствовать, что вот уже начал мигать желтый или даже раньше, когда зеленого остаются последние секунды (образ светофора, мне кажется, здесь самый подходящий). Это можно назвать просто внимательным отношением к собственному состоянию
Потому что мы обращаем на себя внимание в крайних ситуациях, когда уже все плохо, когда начались крики, а за ними – угрызения совести. Полезно видеть это самое «чуть раньше» и брать паузу
Потому что когда агрессия уже стала выходить, выплескиваться, остановиться очень сложно. Очень часто я слышу, что «да, все это понимаю, все это читала, слышала, но вот в этот момент я уже сдержаться не могу, уже нет никаких тормозов».

Эта тема закрыта для публикации ответов.