Простыми словами про патриотизм и любовь к родине: суть и значение понятия, кто такой патриот

Алан-э-Дейл       05.09.2023 г.

Оглавление

Многокомпонентное явление

Патриотизм – это слово, имеющее корни в греческом языке. На языке греков оно звучало как «патрис». Именно отсюда пошло современное слово, скрывающее под собой преданностью, любовь к Отчизне и родному народу. Патриотом считается тот, кто верит в духовные перспективы своих соотечественников и готов служить общественным целям, интересам. Слово «патриотизм» в разных ситуациях можно применять по-разному. Оно подразумевает способность заботиться об исторической судьбе родных краев, их интересах. Человек может считаться патриотом, если готов к самопожертвованию во имя мест, которые считается родными для себя.

Хорошее определение патриотизма – верность Отчизне. Одновременно это способность гордиться присущими социуму достижениями, культурным прогрессом и историческими вехами. Патриот сострадает своим соотечественникам, негативно воспринимает общественные пороки и прикладывает усилия для их искоренения. Одновременно патриотизм предполагает привязанность к месту обитания, населенному пункту и державе, а также уважение к прошлому этих краев, к традициям, полученным в наследство от прежних поколений.

Активная позиция: восемнадцатый век

Хотя основы патриотизма заложены в давние времена, в качестве политически и социально значимого явления, знакомого современному человеку, эта позиция в большей степени сформировалась в 20-х годах восемнадцатого столетия. Именно в этот период в риторике, связанной с политикой, у англичан наблюдалось восприятие патриотизма как общего блага. С самого начала термин был неоднозначным, поскольку общее благо в нем противопоставлялось правительственному строю и централизованной власти. Во второй половине того же столетия радикальные политические деятели, консерваторы, работавшие в парламенте, сражались за право пользоваться новой идеологией как основой своей позиции. Патриот – термин, который быстро получил выраженный политический подтекст, который, однако, столь же ярко трансформировался в кратчайшие сроки. Вместе с этим корректировалось общественное понимание слова.

В 74-м году этого столетия Джонсон, один из тех, чьи работы были фундаментом формирования основ патриотизма, критиковал политические партии, пользовавшиеся новым термином. Особенно любопытна программная консерваторская статья, появившаяся как раз в этом году. Сам Джонсон – известный публицист того времени.

Это не самая удачная идеологическая конструкция

По мнению известного российского журналиста Александра Невзорова, побывавшего во многих «горячих точках», «никаких «Родин» не бывает. Бывает последовательность режимов» и «задача любого режима – умело прикинуться Родиной». И действительно – ещё не так давно многие были патриотами СССР, а когда эта страна перестала существовать – стали патриотами России. Если завтра в местах их проживания будет организовано другое государство – эти люди станут его патриотами. Но самое главное заключается в том, что не они решают, чьими патриотами будут. Это решают люди «сверху», то есть элиты, интересы которых и выражает патриотизм.

Ещё в Средние века концепция патриотизма была, казалось, деактуализирована – её заменяла лояльность монарху. И только в конце XVII века наиболее прогрессивные правительства начинают заменять им прежнюю идеологию. Это не присущий человеку изначально признак – это идеология, которая внедряется в умы граждан машиной пропаганды. Эмма Гольдман писала:

https://youtube.com/watch?v=1z9XxH2yYnU

Выражает интересы элит

Патриот — это мужик, живущий в избе с соломенной крышей, но истово гордящийся тем, что у его барина самый высокий дом во всей волости.

Лев Рубинштейн

Машина пропаганды внушает, что свойства патриотизма выражают интересы всех жителей страны, однако патриотическая идеология выражает по большей части лишь интересы элит — чаще всего это номенклатура и крупный капитал. И то, что в 2017 году члена Совета Федерации Елену Мизулину сильно возмутило то, что уроки патриотизма в некоторых школах начали заменяться уроками борьбы с коррупцией — это вовсе не случайность и не сумасшествие пожилой дамы, а вполне рациональный расчёт представителя номенклатуры.

Рядовой патриот не может вразумительно ответить на вопрос, зачем конкретно ему, например, расширение территорий государства, в чём его личная польза от этого. Он может попытаться сказать, что сможет ездить в новые территории без таможни, однако, к примеру, в России подавляющее большинство таких людей не ездит ни в Сургут, ни в Свияжск, ни в Хабаровск, ни в кучу других городов. Зато присоединение новых территорий может закончиться осуждением (как в случае с непризнанием присоединения Крыма) и экономическими санкциями со стороны мирового сообщества, которое не может положительно относиться к агрессивной внешней политике, и это уже точно скажется на выгоде патриота, только не в положительном ключе. Так что в чём польза патриотов от расширения территорий – непонятно. Зато очень хорошо понятно, в чём польза номенклатуры и правительства – ведь новые территории можно подчинять, ими можно командовать, заставить делиться бюджетами с государственной казной.

Патриот не может ответить, какая лично ему польза от отсутствия критики правительства (патриоты называют это «русофобскими высказываниями», «антироссийской пропагандой» и так далее). На это в принципе трудно ответить, зато легко ответить, какая от этого польза самому правительству и номенклатуре. Во всех остальных перечисленных нами выше негативных свойствах патриотизма мы так же чётко видим интересы номенклатуры и правительства, а вовсе не большинства граждан.

Так, во время революции 1905-1907 годов Пётр Столыпин противопоставил патриотизм народному движению, произнеся фразу «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!». Большевик Лев Троцкий считал же иначе:

Социал-демократам ближе точка зрения Льва Троцкого, так как социал-демократ может быть «патриотом» лишь своей социальной группы или системы ценностей, а не страны. Представлять патриотизм (а не только конкретные положительные для общества действия) как пользу для общества в целом – значит заниматься пропагандой в пользу элит. Патриотизм формирует национальную, а не профессиональную идентичность. На такой почве, соответственно, будут гораздо благодатнее произрастать ценности, отвечающие интересам номенклатуры или крупного капитала, а не широких слоёв общества.

История патриотизма в античности

В эпоху античности мы видим постепенный переход полисных народов Средиземноморья (древних греков, карфагенян и римлян) от «патриотизма малой родины» к общенародному патриотизму основанному на общности языка, культуры, фенотипа. И эллинские монархи, и, особенно, римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора. Ещё до культа императора «патриотизм» выявляется в почитании героев своей земли. Таким образом, при формировании государства, неизбежным является замещение «патриотизма малой родины» общенародным государственным патриотизмом.

Народы исторического Востока, жители стран Азии и Древнего Египта напротив, сразу создавали общее государство, которое подготавливало почву для формирования патриотизма в современном понимании этого слова.

Создавшие свои государства древние народы (египтяне, шумеры, иранцы, китайцы, римляне, греки) удержали в той или иной степени до наших дней свой суверенитет. Попытки осуществления немотивированной агрессии и построения империй ущемлявших интересы покоренных народов, приводили эти народы к политическим катастрофам – таким как разгром Ассирийской державы, Персидской державы, распад Греко-македонской империи Александра Великого, падение Западно- Римского государства. При этом выходя на создание империй включавших многообразие народностей и этнических групп и греки и римляне оформляли новую общегосударственную идеологию исключающую национальный фактор и обращающуюся к надэтническим интересам общего культурного пространства. Наиболее умело действовали элиты Восточно-Римского государства, которые закрепили в качестве государственной универсалистскую идеологию христианства. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовала подавлению «патриотизма малой родины»  и развитию общего теперь уже ромейского (византийского) имперского патриотизма, оформляло представления о христианской империи как о земной родине всех христиан Такая политика являлась наиболее продуманной, и позволила избежать печальной судьбы Западной Римской империи и сохранить государственность ромеев (римлян) еще на тысячелетие.

Виды патриотизма

Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:

  • Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Он ассоциирует благополучие страны с государством и существующим политическим строем, поэтому обычно полностью поддерживает политический курс. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
  • Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей.
  • Региональный. Эта форма патриотизма подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.
  • Гражданский. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
  • Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, ведомый ложным патриотизмом, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.

Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.

Прогресс понимания

Суть патриотизма рассматривал в своих трудах Хью Каннингэм. Он детально проанализировал изменение смысла слова за восемнадцатое столетие, при этом ограничился только протекавшими в английской полемике и риторике процессами

В 25-м году того века у Вигов появилась оппозиция – партия патриотов, впоследствии привлекшая внимание консерваторов и либералов. Основной идеей нового объединения стала борьба с коррумпированностью правящих чинов

Участники партии обозначали себя как патриотов, тем самым демонстрируя стремление к общему благу и желание заботиться о социуме. Как они считали, это делало их легитимной оппозицией.

В тот момент общественности было еще не слишком понятно, что значат «патриотизм», «быть патриотом». Что такое понимается под этими терминами политическими активистами, интересовало далеко не каждого, поскольку обыватели смирились с придворными ставленниками, заправлявшими парламентскими решениями. Оппозиционеры считали их угрозой для простого люда и стремились сместить акцент на министерства как заслуживающие большего доверия. Болингброк стал автором новой идеологии. Его труды опубликовали в 20-30-х годах того столетия. Среди особенно любопытных – направленное в адрес Принца Уэльского письмо о королевской власти и патриотизме.

Выгода важнее отчизны

Рассказывая о патриотизме в «Войне и мире», в аргументах при написании сочинения для ЕГЭ непременно нужно отметить контраст, который часто использует Толстой в своих произведениях. На фоне ярко показанных автором героев, которые не жалели себя в боях за отечество, особенно отталкивающе выглядят персонажи, лишённые чувства патриотизма. Главными их заботами были собственное благополучие и стремление оградить себя от лишних проблем.

В романе к таким людям относятся Берг и Борис Друбецкой. Каждый из них беспокоится лишь о себе, не желая рисковать

Сюда можно отнести также Долохова, который сражается храбро, но на любую свою заслугу непременно обращает внимание командира. Он желал быть замеченным, чтобы впоследствии получить пользу

За отвагой у этого человека скрыто лишь корыстолюбие. Офицер Жерехов, опасаясь стрельбы, не передаёт генералу левого фланга приказ от Багратиона. В результате русские гусары были отрезаны, погибло много солдат и офицеров.

Друбецкой ради поддержки Бенигсена, у которого служил в штабе, не желал триумфа русских войск и плел интриги, поскольку его начальник был настроен против Кутузова. Ему важна была собственная карьера, а не победа. Берг — честный и смелый офицер, но больше его занимает не служба, а денежный доход. Когда жители Москвы уезжали из города и отдавали своё имущество солдатам, он не преминул воспользоваться моментом, чтобы по дешёвке приобрести мебель.

Сын князя Василия Курагина Анатоль, красавец, мот и кутила, вовсе не интересуется судьбой родины. Он образец «золотой молодёжи» того времени. В ответ на вопрос князя Болконского, спросившего, где он служит, Курагин сказал: «…полк наш выступил. А я числюсь. При чём я числюсь, папа?». Этот молодой повеса, игрок и бездельник не думает о том, что делается в его отечестве, а лишь намерен посредством выгодного брака решить свои денежные проблемы.

Помимо офицеров Толстой описывает лжепатриотов и среди гражданских людей, представителей высшего сословия. Они, как и прежде, посещают театры, дают балы, словом, для них ничего не изменилось. Так, хозяйка салона Анна Павловна Шерер продолжает устраивать приёмы. Её мало беспокоит, что страна в опасности, она не желает менять свою привольную жизнь. То же самое относится и к супруге Пьера Безухова Элен. Эта безнравственная и развратная женщина не озадачивается ничем, кроме собственного комфорта.

Великий роман Л. Н. Толстого «Война и мир» показал читателям настоящие чудеса мужества и отваги, а также скромность и благородство защитников отечества всех сословий. Но главная мысль произведения — подвиг простого народа, испытавшего на себе основные тяготы войны.

Почему не все люди являются патриотами

В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?

Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

В итоге хотелось бы отметить, что, хотя патриотизм по большому счету штука хорошая, но всегда стоит думать своей головой и понимать откуда происходит эта самая любовь и привязанность к родине. Является ли она обоснованной и заслуженной или просто навязанной средствами массовой информации и политикой государства.

Афоризмы

  1. «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней», — так говорил русский писатель Алексей Николаевич Толстой. По его мнению, быть патриотом – это значит не только любить свою родину, но и осознавать себя ее малой частицей, переживать вместе с родной землей ее счастливые дни и не отрекаться в годины несчастий.
  1. «Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации, он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других», — утверждал индийский общественный деятель Махатма Ганди. Он убеждает нас, что истинный патриотизм – это не только любовь к своей земле и нации, но и уважение к другим нациям. Он готов отказаться от такого патриотизма, который угнетает другие народы ради благополучия своего.
  1. «Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм», — считал известный русский критик Виссарион Григорьевич Белинский. По его мнению, настоящий патриот не только тот, кто любит свою родину и расхваливает ее достоинства, но и тот, кто видит недостатки и пороки, смело указывает на них и готов с ними бороться.
  1. «Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило — люди злые», — говорил английский писатель и поэт Оскар Уайльд. По его словам, патриотизм агрессивное качество, а среди патриотов практически нет добрых людей.
  1. «Патриотизм – это не только любовь к Родине. Ведь, любовь – это чувство. А патриотизм – это ежеминутное действие, направленное на защиту интересов своей страны в любой точке мира», — утверждает наш современник Олег Евгеньевич Бочаров. Он считает, что патриотизм проявляется не просто в любви к родине, а прежде всего в защите интересов родной земли со всех концов планеты.
  1. «Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека», — американский политический деятель Эдлай Стивенсон. Для него патриотизм – это глубокая и прочная преданность, которая рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним.
  1. «Патриотизм — это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились», — писал выдающийся ирландский драматург и романист Джордж Бернард Шоу. Для него истинным патриотизмом являлась уверенность в том, что эта страна лучше, чем другие только потому, что он здесь родился.
  1. «Болея за свою страну, не чихай на другие», — известный армянский шахматист Ашот Наданян. Он считал, что истинный патриотизм заключается не только в любви к своему родному дому, народу, но и в глубоком уважении традиций, культуры, земли других народов.
  1. «Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен», — говорил русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов. По его глубокому убеждению, истинный патриотизм не приемлет всякую вражду между народами, а настоящий патриот всегда готов трудиться во благо не только своего народа, но и всего человечества.
  1. «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования», — считал русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он искренне убеждает нас в том, что человек устроен так, что может не любить и родного брата, при условии если он плохой человек, но не любить родину нельзя, какой бы она ни была. Истинный патриот не довольствуется тем, чем богата его родина, он всегда желает ее развития и усовершенствования.

В других СМИ

Телевидение

Различные адаптации Патриота появляются в телесериалах с живыми актерами, действие которых происходит в кинематографической вселенной Marvel .

  • Джейсон О’Мара изображает Джеффри Мейса в « Агентах SHIELD» , дебютировавшего в четвертом сезоне в качестве бывшего журналиста, который назначается публичным лицом и новым директором SHIELD после событий третьего сезона , и публичного объявления Стива вне закона. Роджерс в фильме Капитан Америка: Гражданская война . В эпизоде ​​« Знакомство с новым боссом » Мейс демонстрирует уровень неуязвимости и называет себя бесчеловечным и бывшим супергероем. Однако в эпизоде ​​«Патриот» команда Мейса обнаруживает, что его способности проистекают из сыворотки, а не из-за генетики. В эпизоде ​​«No Regrets» Мейс жертвует собой в виртуальном мире Каркаса, чтобы спасти свою команду и группу нелюдей от атаки ГИДРЫ

    Мейс также появляется в сопутствующей веб-серии Agents of SHIELD: Slingshot .

    , которая приводит к смерти его тела в реальном мире.

  • Элайджа Ричардсон изображает Эли Брэдли в мини-сериале «Сокол и Зимний солдат» . Эта версия — подросток, который живет со своим дедом Исайей Брэдли .

Фильм

  • Воплощение Патриота Эли Брэдли должно было появиться в боевике « Черная пантера» , но было удалено во время производства.
  • Воплощение Патриота Райшаун Лукас появляется в анимационном фильме Marvel Rising: Secret Warriors , озвученном Камилом Макфадденом. Эта версия — агент ЩИТА, партнер Дейзи Джонсон .

Видеоигры

Воплощение Патриота Эли Брэдли появляется в Marvel Ultimate Alliance 2 , озвучивает Оги Бэнкс . Эта версия поддерживает кампанию против регистрации и выступает в качестве босса кампании за регистрацию. В последнем появляется недовольный Патриот и сражается с игроком. После его поражения он арестован агентами SHIELD. Позже герои, выступающие за регистрацию, снова сражаются с ним вместе с Файрстаром на химическом заводе Геффен-Мейера.

Национализм

Корни национализма произрастают из этнического патриотизма. Для националиста главной ценностью является его народ, нация как общность людей, связанных одной историей, языком, территорией, экономическими связями, характерными признаками и традициями. Порой национализм становится основой для государственной политики и идеологии. Иногда он появляется стихийно среди некой группы людей, которых объединяют националистические идеи.

Для умеренного националиста на первом месте стоят лояльность к собственному народу и желание преобразовывать государство так, чтобы нация процветала. Однако крайне правый национализм может привести к большим бедам, ведь часто он превращается в националистический ура-патриотизм. Отличие радикализма в том, что любовь к своему этносу во многом дополняется или даже подменяется нетерпимостью к другим странам и ненавистью к представителям других национальностей.

Добрые побуждения при должной промывке мозгов легко окрашиваются в коричневые цвета нацизма и экстремизма. Такие патриоты в националистическом угаре иногда начинают провозглашать особое положение русских в стране, их привилегированность и превосходство над другими национальностями, населяющими Россию. Однако такой подход неприемлем и опасен во многонациональном государстве, поэтому разжигание межнациональной ненависти и розни считается преступлением в российском законодательстве.

Современное понимание

Политологи, ученые, философы наших дней предлагают разделять риторику, идеологию. Первое представляет собой метод речевого формирования, направленный для достижения конкретной задачи. Второе включает принципиальный набор аспектов, способных мотивировать человека на некоторый поступок. Патриотическая риторика была актуальна в период революции во Франции. Это понятно уже из того, что ключевым лозунгом того времени был: «Отчество в опасности!».

В нашей стране, как считают исследователи, патриотизм не был общепризнанным и используемым термином до девятнадцатого столетия. Первое время такими словами пользовались лишь лица, заинтересованные просветительскими изданиями. Декабристами патриотизм расценивался как аспект националистического дискурса. Считалось, что элита, процветающая при дворе, предает самобытность народа.

Просвещение: идеи и мысли

Философы периода Просвещения рассматривали любовь к Отчизне как исключительно важное качество, присущее человеку, однако противоположное верности власти или основному религиозному институту. В те времена начали звучать особенно выраженные протесты против участия религиозных деятелей в общественном образовании, так как отечество для таких людей – небесный мир

Еще ранее Лабрюэр говорил о невозможности деспотической власти и одновременно понимания местности как своего отечества. В 65-м году восемнадцатого столетия эту идею продолжил развивать Жокур. Он объяснил невозможность такого сочетания в силу особенностей нравственности человека: такое благо объясняется любовью к родным краям, и лишь по этой причине человек может поставить социальные нужды выше личных. Это возможно, если персона свободна от тирании, в противном случае она не сможет воспринять себя элементом сообщества, каждый участник которого обладает равными правами.

Философы, изучая явление патриотизма, призывали расценивать его как благодетель. Особенно любопытны посвященные этому выкладки Монтескье. Он полагал, что общественное благо базируется на любви человека к родной земле и закону, порядку. В 57-м он издал труд, в котором охарактеризовал любовь к Отчизне как чувство, испытываемое к равенству. Такое нельзя назвать добродетелью в понимании христианства или нравственных норм, но можно охарактеризовать как принадлежащее политике. Монархия, как отмечал Монтескье, движима честью, а благодетель граждан – основная сила республиканского строя.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.