Что такое патриотизм и полезен ли он

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

Связанные термины

Формулируя определение патриотизма, нельзя упустить из виду национализм. Это слово сформировано от французского корня «национализм», обозначающего народ и появившегося, в свою очередь, из латинского слова «натио». Национализм – комплексное явление, объединяющее политические воззрения, идеологические постулаты, требующие на первое место ставить национальные интересы. Лишь за ними идут связанные со сферой экономики, политики и общественности. Национализм призывает к замкнутости нации. Одна из основных черт такой идеологии – местничество. Людям, придерживающимся таких убеждений, свойственна неспособность доверять представителям иных национальностей. Из практики известно, что национализм достаточно часто становится фундаментом конфликта между представителями разных наций.

Разбирая, что такое патриотизм, стоит обратить внимание на гражданственность. Этим термином обозначается уровень осознания себя в качестве гражданина некой державы

Такое понимание влечет за собой специфическое поведение, направленное на повышение статуса своей страны и народности. Гражданственность включает способность персоны содействовать социальному развитию и росту и готовность тратить на это личные силы и ресурсы.

Прогресс понимания

Суть патриотизма рассматривал в своих трудах Хью Каннингэм. Он детально проанализировал изменение смысла слова за восемнадцатое столетие, при этом ограничился только протекавшими в английской полемике и риторике процессами

В 25-м году того века у Вигов появилась оппозиция – партия патриотов, впоследствии привлекшая внимание консерваторов и либералов. Основной идеей нового объединения стала борьба с коррумпированностью правящих чинов

Участники партии обозначали себя как патриотов, тем самым демонстрируя стремление к общему благу и желание заботиться о социуме. Как они считали, это делало их легитимной оппозицией.

В тот момент общественности было еще не слишком понятно, что значат «патриотизм», «быть патриотом». Что такое понимается под этими терминами политическими активистами, интересовало далеко не каждого, поскольку обыватели смирились с придворными ставленниками, заправлявшими парламентскими решениями. Оппозиционеры считали их угрозой для простого люда и стремились сместить акцент на министерства как заслуживающие большего доверия. Болингброк стал автором новой идеологии. Его труды опубликовали в 20-30-х годах того столетия. Среди особенно любопытных – направленное в адрес Принца Уэльского письмо о королевской власти и патриотизме.

Наше поколение и патриотизм

Вот от всего этого нафталина мы и бежим. Какая война, вы о чем, какие враги? Молодые люди Англо-Америки, континентальной Европы и славянских стран выросли в одной общей культуре: Бэтмен, макдак, рокеры, марихуана, кроссовки, джинсы. Наши родители и бабушки-дедушки росли каждый в своей. У нас, молодых, гораздо больше общего между собой, даже если мы живем на разных континентах, чем с нашими дедами. Нам просто смешны все эти разговоры про родину и патриотизм, потому что мы давно вышли за узкие рамки национальных государств и уперлись в рамки цивилизационные. Свои для нас — это в целом все представители европейской цивилизации, и даже эти рамки мы понемногу рушим, потому что мир безгранично широк, и люди по большей части хотят жить в мире, кроме отдельных фанатиков и всяких запрещенных в России плохих организаций.

Нас трудно развести на истории, что кто-то хочет нас захватить, — мы зайдем в интернет и проверим, реально ли это так. Весь этот душный патриотизм нам просто не интересен, и молодому русскому Кант может быть дороже Жукова.

История патриотизма в Новейшее время

Событиями, изменившими представление о патриотизме, явились русские революции 1905 и 1917 годов. Их итогом стал приход к власти в России партии коммунистов (большевиков) под руководством В. И. Ленина. Для коммунистического движения патриотическая борьба за свою страну была противопоставлением так называемому «Интернационалу» (не зря идеолог движения Карл Маркс именно так назвал созданную им организацию). По сути, теория Маркса логически преобразовывала мысли европейских философов о космополитизме. Как и для космополита, для интернационалиста интересы его идеологии были выше интересов земли, территории, страны, народа (нации), религии.

После победы большевистской революции в 1917 году значительное количество русских граждан покинули Родину. Часть из них открыто выступила на стороне врагов революции, и снова решался вопрос о патриотизме в ситуации борьбы против своих сограждан. Но в отличие от французской революции, революционеры 1917-1921 годов не стали провозглашать лозунги защиты революционного Отечества, а выступили с идеями мирового пролетарского братства, отрицая государство в исторической перспективе, а, следовательно, и патриотическую идею как таковую. В связи с чем, объединённая под общим лозунгом борьбы за Белое дело, русская контрреволюционная оппозиция, а впоследствии и эмиграция, не считала своё поведение антипатриотическим и полагала, что долгом патриотов является борьба с большевистским безбожным режимом. По выражению одного из идеологов Белого движения И. А. Ильина, патриотизм состоял «не в бытовом пристрастии к родине, а в любви к России как подлинно религиозной святыне». И в этом проявилась особенность антиреволюционного движения в XX века. Оно опиралось не на идею Бога и монарха как в XIX, а на идею Бога и Родины, поскольку идея восстановления монархии не пользовалась популярностью.

Несмотря на вышесказанное, стоит отметить, что ситуацию в сфере отношения к России со стороны новой власти уже в 1925 году стал менять И. В. Сталин, бывший тогда Генеральным секретарем ЦК ВКП(б). Именно он сформулировал идею «построения социализма в отдельно взятой стране», что противоречило всем предыдущим марксистко-ленинским умозаключениям о мировой революции.

Претворяя в жизнь данную идею, Сталин неизбежно пришёл к идеологии советского патриотизма. Не указывая точной даты формирования идеологии советского патриотизма мы, тем не менее, видим присутствие патриотической риторики в советских СМИ с начала Великой Отечественной войны. Сам термин «Отечественная война» обращается к идеям борьбы за освобождение Отечества в 1812 году.

В послевоенное время противостояние СССР с Западом по инициативе Сталина приобрело характер борьбы советского патриотизма с космополитизмом. Одной из главных идейных тем этой борьбы было противодействие патриотических сил советского общества западничеству части советской элиты, её потребительскому отношению к своей Родине, как к территории проживания.

После незаконного развала Советского Союза на его бывшей территории возобладали как раз те космополитические тенденции, против которых велась борьба в СССР.

В настоящее время в Российской Федерации и на всей территории Исторической России идёт борьба исторически сформировавшихся течений патриотической мысли, то есть патриотизма малой родины и государственного патриотизма, выражающаяся в замещении «патриотизма малой родины» общенародным государственным патриотизмом.

И лишь общенародный государственный патриотизм является той идеологией, на базе которой возможно сохранение суверенитета нации, без которого, как показывает история, в условиях жёсткого противостояния с противником невозможно сохранение жизни единого государства.

Это не самая удачная идеологическая конструкция

По мнению известного российского журналиста Александра Невзорова, побывавшего во многих «горячих точках», «никаких «Родин» не бывает. Бывает последовательность режимов» и «задача любого режима – умело прикинуться Родиной». И действительно – ещё не так давно многие были патриотами СССР, а когда эта страна перестала существовать – стали патриотами России. Если завтра в местах их проживания будет организовано другое государство – эти люди станут его патриотами. Но самое главное заключается в том, что не они решают, чьими патриотами будут. Это решают люди «сверху», то есть элиты, интересы которых и выражает патриотизм.

Ещё в Средние века концепция патриотизма была, казалось, деактуализирована – её заменяла лояльность монарху. И только в конце XVII века наиболее прогрессивные правительства начинают заменять им прежнюю идеологию. Это не присущий человеку изначально признак – это идеология, которая внедряется в умы граждан машиной пропаганды. Эмма Гольдман писала:

https://youtube.com/watch?v=1z9XxH2yYnU

Национализм

Корни национализма произрастают из этнического патриотизма. Для националиста главной ценностью является его народ, нация как общность людей, связанных одной историей, языком, территорией, экономическими связями, характерными признаками и традициями. Порой национализм становится основой для государственной политики и идеологии. Иногда он появляется стихийно среди некой группы людей, которых объединяют националистические идеи.

Для умеренного националиста на первом месте стоят лояльность к собственному народу и желание преобразовывать государство так, чтобы нация процветала. Однако крайне правый национализм может привести к большим бедам, ведь часто он превращается в националистический ура-патриотизм. Отличие радикализма в том, что любовь к своему этносу во многом дополняется или даже подменяется нетерпимостью к другим странам и ненавистью к представителям других национальностей.

Добрые побуждения при должной промывке мозгов легко окрашиваются в коричневые цвета нацизма и экстремизма. Такие патриоты в националистическом угаре иногда начинают провозглашать особое положение русских в стране, их привилегированность и превосходство над другими национальностями, населяющими Россию. Однако такой подход неприемлем и опасен во многонациональном государстве, поэтому разжигание межнациональной ненависти и розни считается преступлением в российском законодательстве.

Пример важнее правил

 Каждый руководитель субъекта Российской Федерации ратует за воспитание патриотов в доверенном ему регионе, и себя считает таковым. А как в таком случае воспринимать участившиеся в последнее время аресты этих руководителей за противозаконную деятельность?
Кого, на ваш взгляд, сегодня можно назвать патриотом?

– Давайте сформулируем вопрос несколько иначе: «Патриот ли алкоголик, наркоман,   уголовник, человек, наживший капиталы в России и вывозящий их из страны, кто своим детям определил место проживания за пределами государства, кто, заняв определенное место в иерархической лестнице, думает только о том, как урвать кусок побольше»? 

Патриотизм – это, прежде всего, поступок, желание созидать, украшать мир вокруг себя. Патриотизм – это любовь к своему Отечеству во всей её многогранности. Любовь не слепая, а осознанная, пришедшая через знание и осознание величия истории  и культуры государства, в котором ты живешь. Только в этом случае возможно проявление патриотических чувств, вплоть до самопожертвования, во времена военного лихолетья. К сожалению, при всем понимании, что плохой мир лучше доброй ссоры, войны и военные конфликты являются постоянными спутниками человеческого существования.  Как колодец надо рыть не во время пожара, так и работой в сфере формирования гражданских качеств необходимо заниматься в мирное время. Патриотизм – это не врожденно, а приобретенное чувство.  

Есть такое выражение: «пример важнее правил». С кого сегодня молодые люди берут   пример в поведении, в  отношения к жизни, к окружающим, к государству в целом? Зачастую, только материальные блага и внешний блеск является мерилом успешности. Про ветеранов войны и труда мы вспоминаем только по праздникам. Их жизненный опыт не культивируется, как пример для подражания.  Так что в сфере патриотического воспитания предстоит огромная работа, которой должны заниматься только люди, имеющие к этой работе призвание и сами прошедшие соответствующую подготовку. Историю творят люди. Нельзя нам забывать  имена достойных граждан государства Российского. Они должны быть путеводными звездами для молодых людей в выборе жизненного пути и служения Отечеству. Только тогда слова нашего государственного Гимна приобретут практический смысл:

        «Нам силу дает наша верность Отчизне.
        Так было, так есть и так будет всегда!»

Сергей Коршунов

История термина

Обычно понятия «ура-патриот», «лапотный» или «квасной» патриот считаются синонимами. Поэтому с высокой долей вероятности можно сказать, когда появилось понятие «ура-патриотизм». Его авторство приписывается князю Петру Вяземскому, который был русским поэтом, государственным деятелем, переводчиком, талантливым литературным критиком, публицистом, близким другом Пушкина.

В 1827 году в одном из своих писем князь иронично назвал квасным и лакейским патриотизмом склонность некоторых соотечественников к безоглядной и оголтелой похвале всего своего. Квас здесь использовался как символ всего русского, коренного, славянского, на что так любили ссылаться восторженные славянофилы. Хотя настоящий патриотизм, по мнению Вяземского, должен основываться на взыскательной любви к отечеству. Впоследствии понятие «ура-патриотизм» стало более популярным и используемым в обиходной речи, практически полностью вытесним свои синонимы.

Выражает интересы элит

Патриот — это мужик, живущий в избе с соломенной крышей, но истово гордящийся тем, что у его барина самый высокий дом во всей волости.

Лев Рубинштейн

Машина пропаганды внушает, что свойства патриотизма выражают интересы всех жителей страны, однако патриотическая идеология выражает по большей части лишь интересы элит — чаще всего это номенклатура и крупный капитал. И то, что в 2017 году члена Совета Федерации Елену Мизулину сильно возмутило то, что уроки патриотизма в некоторых школах начали заменяться уроками борьбы с коррупцией — это вовсе не случайность и не сумасшествие пожилой дамы, а вполне рациональный расчёт представителя номенклатуры.

Рядовой патриот не может вразумительно ответить на вопрос, зачем конкретно ему, например, расширение территорий государства, в чём его личная польза от этого. Он может попытаться сказать, что сможет ездить в новые территории без таможни, однако, к примеру, в России подавляющее большинство таких людей не ездит ни в Сургут, ни в Свияжск, ни в Хабаровск, ни в кучу других городов. Зато присоединение новых территорий может закончиться осуждением (как в случае с непризнанием присоединения Крыма) и экономическими санкциями со стороны мирового сообщества, которое не может положительно относиться к агрессивной внешней политике, и это уже точно скажется на выгоде патриота, только не в положительном ключе. Так что в чём польза патриотов от расширения территорий – непонятно. Зато очень хорошо понятно, в чём польза номенклатуры и правительства – ведь новые территории можно подчинять, ими можно командовать, заставить делиться бюджетами с государственной казной.

Патриот не может ответить, какая лично ему польза от отсутствия критики правительства (патриоты называют это «русофобскими высказываниями», «антироссийской пропагандой» и так далее). На это в принципе трудно ответить, зато легко ответить, какая от этого польза самому правительству и номенклатуре. Во всех остальных перечисленных нами выше негативных свойствах патриотизма мы так же чётко видим интересы номенклатуры и правительства, а вовсе не большинства граждан.

Так, во время революции 1905-1907 годов Пётр Столыпин противопоставил патриотизм народному движению, произнеся фразу «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!». Большевик Лев Троцкий считал же иначе:

Социал-демократам ближе точка зрения Льва Троцкого, так как социал-демократ может быть «патриотом» лишь своей социальной группы или системы ценностей, а не страны. Представлять патриотизм (а не только конкретные положительные для общества действия) как пользу для общества в целом – значит заниматься пропагандой в пользу элит. Патриотизм формирует национальную, а не профессиональную идентичность. На такой почве, соответственно, будут гораздо благодатнее произрастать ценности, отвечающие интересам номенклатуры или крупного капитала, а не широких слоёв общества.

Заставляет искать врага

Патриотизм является благодатной почвой для создания образа врага. У патриотичного народа будет гораздо меньше вопросов, если власти обвинят несогласных с ними в «предательстве страны и её интересов» — тогда этих несогласных можно легко уничтожить. И образ внешнего врага так же легко создать. То, что поиск «изменников Родины» и «национал-предателей» начинается обычно в моменты резкого роста патриотизма в обществе – это не случайность. Логика та же самая – если «мы лучшие» в теории, но не на практике, то значит, виноваты враги. Это и другие страны, и свои соотечественники, которые недостаточно патриотичны.

Кругом враги! (есть подозрение, что руководство слева — для авторов книг)

Патриотизм рождает ненависть и внутри государства. Всякий, кто не признаёт традиций и обрядов патриотов, выставляется как изверг, предатель.

Усложняет международное взаимодействие

Прискорбно, что для того, чтобы быть хорошим патриотом, нужно стать врагом всего человечества.

Вольтер

Когда в стране побеждают ценности патриотизма, для всех окружающих становится понятно, что её правительство заменяет стремление к общечеловеческим целям стремлением к национальным. Соответственно, к такой стране будут относиться более настороженно.

Если, допустим, несколько человек красят стену и каждый работает, как надо — в результате стена покрашена быстро и качественно, все выполнили общую цель и довольны друг другом. Но если один из этих людей думает, как бы работать поменьше остальных, но при этом получить больше денег и сказать, что он всё сделал сам – это и есть патриотизм. Нечего удивляться, если остальные будут стараться «приструнить» этого неприятного человека и заставить работать, а относиться к нему будут не как к равному, а гораздо хуже. Это вполне нормально.

Поэтому патриотизм усложняет интеграцию в мировое сообщество. Он мешает встраиванию отдельного государства в общемировую культуру и ведёт к замыканию в своей (так как испытывает предубеждение к другим государствам и пиетет к национальным традициям), что мешает восприятию и усвоению опыта других государств. Такие государства, как например государства индейцев Америки, Османская Империя или даже СССР, перестали существовать во многом из-за этого.

Русским патриотам не нравится слышать «Дагестан сила», «Чечня круто», но когда они сами говорят «Русские вперёд», почему-то для них это нормально, хотя и то, и другое – явления одного порядка, это высказывания кавказских и русских «патриотов». Социал-демократы не страдают таким лицемерием: дагестанский социал-демократ и русский социал-демократ борются с националистами как своими, так и чужими.

Новейшее время: От любви до ненависти

rolffimages / bigstock.com

Национальная идея, изначально критическая и прогрессивная, быстро (где-то за век) обернулась своей полной противоположностью. Патриотизм превратился в шовинизм. Любовь к своей родине и к своему народу стала ненавистью к другим. В конечном итоге эта трансформация вылилась в главную трагедию ХХ века — Вторую мировую войну, нацизм и холокост — потому что оскорблённое результатами Первой мировой войны патриотическое чувство немцев и их союзников вышло из-под контроля и превратилось в идею национального превосходства.

Поэтому, когда мы говорим о патриотизме, стоит помнить об истоках этого понятия: о добрососедских, почти семейных отношениях совместно проживавших людей, которые заботились о своей Родине и друг о друге. Патриотизм — это понятие, которое в корне своём содержит критическое отношение к окружающей действительности и стремление преобразовать её в лучшую сторону, сделать своё сообщество лучше

Причём совершенно не важно, кто является членами этого сообщества, как и их нация,язык, культура, религия и т.д. Главное — это попытка совместно создать лучшее общество, а не слепая вера в собственное превосходство на том лишь основании, что мы принадлежим к той или иной группе и обладаем тем или иным набором признаков

Патриотизм — это то, что соединяет людей, но всегда есть опасность его превращения в свою полную противоположность, которая, напротив, раскалывает общество. Это не слепая вера в то, что твоя страна или нация самая лучшая, но желание сделать её самой лучшей, такой, чтобы ею можно было гордиться.

Что такое патриотизм

Согласно энциклопедии Britannica, патриотизм – это чувство привязанности к стране, нации или политическому сообществу. Большая российская энциклопедия сообщает, что это осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Там также отмечено, что «в средние века патриотизм предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену… С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». По словарю Ожегова, патриотизм – это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Наконец, словарь Merriam-Webster определяет это понятие как «любовь или преданность своей стране». То есть, согласно всем словарям, патриотизм — это любовь и преданность своей стране.

Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление – свою страну любить хорошо, следовательно – любить другие страны, может, и не хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам.

Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий. Фредерик Клегг из романа «Коллекционер» Джона Фаулза тоже любил Миранду Грей, только довольно извращённой любовью. Любовь может быть и у раба к своему хозяину, только такая любовь заслуживает лишь презрения. Желание создать Тысячелетний Рейх, в котором все немцы будут счастливы за счёт страданий остальных людей – это тоже любовь к своей стране, пусть извращённая, как любовь фаулзовского коллекционера, но это тот же самый патриотизм.

В понятие «патриотизм» входят как положительные действия:

  • Поддержка местных производителей товаров и услуг с целью сохранения капитала внутри страны;
  • Инвестирование средств в развитие экономики страны;
  • Практические действия по улучшению условий жизни на территории проживания – уборка мусора на улице, помощь людям, попавшим в беду и так далее;
  • Защита страны в случае военного вторжения со стороны других стран;
  • Борьба за демократию в своей стране.

Так и отрицательные:

  • Словесная «любовь» к своей стране/её административным единицам и обрядность. Сюда входят, например, гордость за достижения других людей или групп людей (так называемая «национальная гордость») или наклейка агитационных плакатов на машину;
  • Высказывания, отражающие интересы в первую очередь элит;
  • Враждебная реакция на критику своего правительства;
  • Участие в захватнических войнах и развязывание военных действий на территории других стран;
  • Разжигание вражды и ненависти между странами, презрение к дипломатическому решению конфликтов и международным компромиссам.

Однако весь смысл в том, что для положительных действий не нужен патриотизм. Они возможны и без патриотизма. Если мы хотим объяснить людям, что нужно помогать попавшим в беду – нам нужно объяснять, что нужно именно это, а не патриотизм. Патриотизм же – это амальгама, которая служит тому, чтобы протащить отрицательные ценности, прикрываясь положительными. Давайте не будем обманываться этой амальгамой и посмотрим, к чему приводит продвижение патриотизма в обществе и зачем он нужен.

Две гвоздики на могилу

Государственник из первого абзаца от злости хватает ртом воздух: «Как так, предатели, страна развалится, деды воевали!». Ну, как сказал Ландау, дураки и гуси нужны для того, чтобы их дразнить.

Патриотизм умер на нас, и это прекрасно. Государство теперь не может, как раньше, собрать кучу 18-летних ребят, наврать что-то про интересы родины и отправить подрываться на минах.

Мне эти ваши враги ничего не сделали, моей маме тоже, я не хочу воевать ни с кем, пока этот кто-то не ломится с топором в мою дверь.

Поэтому все развитые страны переходят на контрактную армию: мотивация призывников ничтожна, они просто больше не хотят умирать. А зачем?

Государство перестало быть хозяином человека. Человек больше не готов мириться с ситуацией, когда сначала интересы государства, а потом — его личные. В конце концов, люди создали государство для облегчения своей жизни, и зачем оно нужно, если не для этого. Значит, в первую очередь государство должно действовать в интересах человека, и только потом он — в ответ. И то, взвесив все за и против личной выгоды и посмотрев, а хорошо ли его родина себя ведет. Нет государства без человека.

И понятия родины и государства мы тут не путаем, потому что родина — это мираж, это бесплотная идея, которую государство достает, когда в его интересах граждане должны в очередной раз отдать своих сыновей, деньги и землю на какой-нибудь проект власть имущих. Если где-то прозвучало слово «родина», можно быть уверенным, что следующим прозвучит «отдавай, ребята, кошельки и надевай каски». Родина зовет на войну, а на самом деле просто пацаны наверху не сумели договориться по поводу очередного куска земли. Ведущиеся на эту пропаганду воюют за землю, которая лично им никогда принадлежать не будет.

Ведь родина тебя не любит, у нее холодное сердце, она умеет только забывать. Ты вернешься с войны за родину, она повесит тебе пару блестящих безделушек на грудь, а ты будешь, как дурак, гордиться, что оставил ноги в том ущелье. Тебе не дадут ни квартиры, ни миллионов для безбедной жизни, и даже люди, за которых ты воевал, не скажут спасибо — будут смотреть на тебя на улице со смесью жалости и брезгливости: калека! Вот к такой судьбе в конце концов приводит игра в патриотизм.

Мешает добиваться персональных достижений

Артур Шопенгауэр считал, что «самый дешёвый вид гордости — гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвататься за то, что у него общее с миллионами». Когда рассматриваешь чьи-то достижения, как свои – это убивает мотивацию развиваться самостоятельно, потому что мотивацией для каких-либо достижений часто служит желание прославиться или иметь возможность ими гордиться. Но зачем стремиться совершить какое-либо научное открытие самому, если можно сказать, что «Россия славится своими великими учёными» и тем самым как бы самому «примазаться» к этим учёным, получив их долю славы? Зачем провинциальному футбольному тренеру воспитать из детей команду победителей, если можно сказать, что «наша команда блестяще выступила на Евро», и украсть долю славы у тех людей, к чьим достижениям не имеешь отношения?

В здоровом обществе человек должен иметь право гордиться только своими достижениями. А те, кто пытается украсть часть чужой славы, должны рассматриваться на уровне мелких карманников или «несунов». Тогда у людей появится стимул самим добиваться полезных для общества достижений.

Патриотизм провозглашает гордость за свою страну, однако уже давно известно, чем вредны гордыня и хвастовство. Они формируют у людей желание возвысить себя над остальными, что приводит к хамству, к «да ты знаешь, кто я такой?» и так далее. Так называемая «национальная гордость» — это не более, чем беспочвенный нарциссизм и самолюбие. И отношение к ней должно быть соответствующее.

Что значит быть патриотом

Что значит быть патриотом — это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы и границы. Патриотизм не всегда был присущ человеческому сообществу, в первобытных общинах не было государств, но появлялись зачатки патриотизма в виде привязанности к своему племени, чувства родства и единения с ее членами, осознание себя как одного из них.

  • Патриотизм выполняет различные функции, он помогает сохранять единство определенного государства или нации, помогает ее защищать от внешних неблагоприятных факторов.
  • Особенно яркие проявления патриотизма мы видим во время военных действий, где один человек является лишь маленькой частичкой своего народа и своей страны, и он сам чувствуя это, способен пойти на многое защищая ее, зачастую жертвуя собой ради общего блага.
  • Патриотизм часто оценивается, как положительное качество, он ценится и вознаграждается государством и властью, о нем пишут в литературе и посвящают заголовки в средствам массовой информации, но не все считают его полезным и хорошим.
  • Что значит быть патриотом по мнению Льва Толстого, значит испытывать грубое, вредное и безнравственное чувство патриотизма, которое становится причиной войн. И у такой точки зрения есть причины: ведь если единения народа очень сильно, то у него формируется чувство «мы», которое выражает мысль «мы все похожи и нам надо держаться вместе и оберегать друг друга», при этом одновременно формируется и ощущение «мы — они», которое говорит человеку, что все кто не принадлежит к его народы другие, они не понятны, они не так хороши, как его соотечественники и значит от них надо защищаться и нельзя принимать их взгляды. Такой патриотизм превращается в радикальный и становится национализмом, а вот он то и становится причиной войн и межнациональных конфликтов. При этом патриотизм здесь является лишь исходным изначально положительным чувством.
  • Патриотизм имел негативную окраску и в Советском Союзе, так как там человеку не оставляли другого выбора, он родившись в СССР обязан был быть патриотом, преданным своему государству, если же он высказывал любые идеи, которые этому противоречили, это каралось властями.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.