Оглавление
Откуда берется высокая чувствительность?
Высокая чувствительность — это не расстройство, а особенность человека, причем не такая уж и редкая: она есть у 15–20% людей, то есть практически у каждого пятого. Просто кому-то с ней жить тяжело, а кому-то легко.
То, как принимают эту черту в обществе, зависит от его культуры. Например, в Европе к ней относятся скорее отрицательно: всем стоит быть сдержанными, скрывать истинные эмоции и «вести себя воспитанно», однако в восточных культурах, наоборот, высокую чувствительность ценят и культивируют.
ВЧ передается генетически: у многих высокочувствительных родителей такие же чувствительные дети. Пока неизвестно, какие именно гены, точнее их совокупность, отвечают за эту черту. Ученые выделяют трех «кандидатов»:
- ген транспортера серотонина (5-HTTLPR),
- семейство из 10 «дофаминовых» генов,
- вариант гена ADRA2b, который связан с высвобождением норэпинефрина.
В зависимости от вариации гена уровень высвобождения нейромедиаторов, а затем и ответа организма на него у разных людей будет разным. Конечно, психологические черты сложно четко отследить и составить шкалу их интенсивности, но хотя бы приятно знать, что «держи себя в руках» против биологии не сработает.
Как общаться с высокочувствительными людьми?
Что делать, если вы, в отличие от близкого человека, не обладаете высокой чувствительностью? Универсального рецепта нет, но главным остается уважение границ. Не обижайтесь, если ваш друг отказывается ехать с вами в шумный бар (в следующий раз предложите ему самому выбрать подходящее место) или уходит посидеть на кухню в разгар веселья. Просто дайте ему время на передышку.
Не надо обесценивать чувства и эмоции человека, особенно если он сам рассказал вам о своей высокой чувствительности. И точно нельзя использовать этот аргумент в спорах: «Это потому, что ты слишком чувствительный», «Надо себя преодолевать», «Просто это модно». Это не выбор, а такая же обусловленная темпераментом черта характера, как добросовестность или дерзость.
Даже если эмоции высокочувствительного человека кажутся вам чрезмерными, для него это вполне нормальное, ежедневное состояние. Его чувства абсолютно уместны и реальны. Не пытайтесь помогать друзьям быть «менее чувствительными», это не так работает.
Позволяйте другу делать паузы при общении. Вероятно, ему нужно чуть больше времени, чтобы правильно выразить словами то, что он чувствует.
Высокочувствительные дети: признаки
Признаки высокой чувствительности у ребенка:
- частые перемены настроения,
- тактильная сверхчувствительность (объятия, поглаживания, дотрагивания),
- их собственные чувства и эмоциональные реакции очень яркие,
- быстрая утомляемость,
- склонность к страхам и навязчивостям,
- мнительность и застенчивость,
- выбросы из сна, тяжело засыпать без родителей,
- плаксивость, особенно в незнакомой обстановке (садик, школа, чужие люди).
Вероятно, высокочувствительные дети очень впечатлительны и им, больше чем другим детям, важна надежно сформированная привязанность к родителям.
Но несмотря на все эти особенности, высокочувствительность — не синдром и не состояние, это не проходит и не нуждается в коррекции или лечении.
Это уникальные дети, которые глубоко чувствуют мир. Они поражают своих родителей многочисленными талантами: у них отлично развито воображение, творческие, художественные, музыкальные, или актерские способности.
Скорее всего, такие дети очень ласковые, добрые, отзывчивые, дружелюбны по отношению к другим детям и животным.
Для них могут идеально подойти такие профессии, как: ветеринар, врач, психолог, учитель, работник социальной службы. Там, где они смогут реализовать свой потенциал, помогать и быть полезными.
Вы можете пройти «Высокочувствительный ребенок: тест онлайн».
Давайте рассмотрим их в свете высокой чувствительности (прим. – используются названные Александром Томасом и Стеллой Чесс 9 черт).
1. Низкий сенсорный порог
Эта черта в принципе совпадает с понятием высокой чувствительности, с тем лишь отличием, что рассматривается относительно органов чувств, не принимая во внимание более глубокий эмоциональный опыт
2. Активность или энергичность. По своей активности чувствительные дети могут быть очень разными, как и любые другие дети. Но даже если они кажутся спокойными снаружи, их внутренняя активность обычно очень высока.
3. Интенсивность эмоциональной реакции. Большинство чувствительных детей выдают очень сильную эмоциональную реакцию, то есть вам не приходится догадываться, что они чувствуют. Некоторые из них кажутся эмоционально очень сдержанными, но их внутренние реакции очень интенсивны и часто проявляются болью в желудке или тревожностью. Эти внутренние реакции обычно легко заметить, если быть внимательными.
4. Ритмичность. Чувствительные дети – существа, очень зависящие от привычек. Им нужно делать все в определенной последовательности, есть привычную еду, иметь привычный порядок в комнате. Во многом для них это опора и спасение, а потому это может стать большим преимуществом для вас и вашего ребенка.
5. Адаптивность. Зачастую кажется, что чувствительные дети слабо адаптивны (им нужно знать, чего ожидать, и они явно не любители внезапных перемен), но все дело в том, что их просят приспосабливаться к очень многим вещам. Они часто перегружены или боятся быть перегружены всеми новыми стимулирующими мозг вещами, которые им нужно переработать прежде, чем они смогут расслабиться. С другой стороны, чувствительные дети видят последствия их слабой адаптивности для себя и окружающих и потому очень стараются приспособиться. В таких случаях родители часто расстраиваются, когда их чувствительные дети сдерживаются вне семьи, а по возращении домой срываются. Просто для того, чтобы выглядеть более социально приемлемыми, они истратили свой ресурс, а дома расслабляются.
6. Изначальное восприятие (реакция). Некоторые дети сразу окунаются в новые события или вещи с головой, некоторым же нужно время. Большинству чувствительных детей нужна пауза для проверки и обдумывания, хотя иногда они могут достаточно быстро влиться в общение или ситуацию, если чувствуют себя в безопасности.
7. Настойчивость. Чувствительным детям обычно присуща настойчивость – они зачастую относятся к тем детям, которые глубоко погружаются в свое дело и пытаются его завершить во что бы то ни стало или практикуются в чем-то, пока не достигнут совершенства. Но их видение совершенства иногда таково, что они не могут его достигнуть и очень расстраиваются. Это ведет к гиперактивности, ощущению несостоятельности, они все бросают и совсем не настойчивы. Некоторые вообще все бросают, изначально не настаивая, если от них требуют чего-то совершенно другого, а не того, что они сами хотят.
8. Отвлекаемость. Имеется в виду – насколько легко отвлечь ребенка от занятия или насколько легко и быстро он переходит от одного занятия к другому. Чувствительные дети однозначно легко отвлекаемы, потому что они замечают очень много деталей. Но обычно их склонность тщательно обрабатывать информацию перевешивает их отвлекаемость. Другими словами, они очень глубоко концентрируются в тихом месте и в отсутствие внутренних тревог.
9. Преобладающее настроение. Считается, что существуют от природы более радостные, раздраженные или депрессивные дети. Но многие психологи уже давно не употребляют эти ярлыки, потому что понимают, что на настроение ребенка прежде всего влияет среда, в которой он растет, и опыт, который он получает. Я не замечала в чувствительных детях какого-либо преобладающего настроения, хотя я вижу, что влияние их жизненного опыта на общее настроение намного значительнее, чем у не чувствительных детей.
Как помочь высокочувствительному ребенку?
Прежде всего понять, что ваш ребенок не больной и лечить его не нужно, у него просто особое восприятие мира. Попытайтесь помочь ему не бояться своих эмоций и принять этот мир с любовь и благодарностью, как безопасное место.
Вот некоторые рекомендации в отношении высокочувствительных детей (ВЧД):
У высокочувствительного ребёнка должна быть возможность отдыхать в тишине, без лишних раздражителей в виде гаджетов, телевизора, людей. Это нормально, так успокаивается его психика.
Предсказуемые эмоциональные реакции родителей
Чем спокойнее будет атмосфера дома, тем легче будет малышу.
Важно помогать таким детям справляться с их чувствами, не подавлять их. Спрашивать, что чувствует ваш ребенок и почему, быть эмоционально близкими друг с другом, сопереживать и поддерживать.
ВЧД быстрее устают, интервалы между сном и бодрствованием должны быть короче.
Таким детя нужен четкий план, они как бы знают, что будет дальше и меньше тревожатся. Нарушение режима, новая обстановка приводят к излишнему эмоциональному возбуждению.
Спорт, различные танцевальные кружки, плаванье — прекрасно помогают снизить агрессию и повысить настроение.
Старайтесь не прививать малышу ваши страхи
В раннем детстве он не знает, что везде опасно, люди злые, а мир жесток. Чувствительные дети очень хорошо запоминают такие фразы и наставления, что быстро закрепляется и переходит в ложные убеждения. Дайте ребенку возможность «научиться ходить» и не бояться падать.
Социализируйте своего ребенка. Если он не может адаптироваться в школе, помогайте это делать альтернативными способами: общение с детьми во дворе, поездки в лагерь, спортивные секции.
Что делать, если высокая чувствительность мешает
В первую очередь нужно принять эту черту и узнать о ней побольше.
Ресурсы на английском языке:
- блог Highly Sensitive Refuge,
- блог Happy Highly Sensitive Life,
- подкаст The Highly Sensitive Person Podcast.
Понимая свои потребности, перенимая чужой опыт, можно составить свою личную стратегию выживания в мире, где большинству сложно понять, что вы чувствуете. Вот физиологические способы помочь себе:
- ведите здоровый образ жизни: всем полезны хороший сон, здоровая еда и прогулки;
- определите время дня, когда вам легче справляться с нагрузкой, и по возможности планируйте трудные задачи на это время;
- минимизируйте источники раздражения: устройте удобное место дома и на работе, приглушите яркий свет, снижайте громкость музыки и окружающего шума (помогут беруши и шумоподавляющие наушники);
- выбирайте удобную одежду (долой бирки!);
- закладывайте чуть больше времени на поездки, чтобы приехать заранее и успеть адаптироваться к новой обстановке;
- научитесь расслабляться.
Наш мозг привык отвечать на сигналы, которые ему подает тело: мы дрожим от холода и отдергиваем руку от огня. Можно обучить тело подавать и другие сигналы. Чтобы научиться расслабляться, займитесь спортом — только не соревновательным, а таким, который поможет познать свое тело. Подойдут восточные единоборства, йога, скалолазание.
Все еще не уверены, чувствителен ли ваш ребенок?
…Прежде всего, ваш ребенок наверняка не чувствителен, если эта черта проявляется в чем-то одном или свойственна определенному возрасту. Например, у большинства детей появляется страх перед незнакомцами в возрасте от 6 месяцев до года, а в 2 года многие дети становятся более беспокойными и несговорчивыми. Большинство маленьких детей страдают от громких звуков и от разделения с родителями. Почти у всех иногда бывают ночные кошмары.
Ваш ребенок также скорее всего не чувствителен, если за ним не замечали проявлений чувствительности до каких-то больших перемен в жизни – рождение брата или сестры, переезд, развод или новый заботящийся о нем взрослый (или их постоянная смена).
Чувствительные дети реагируют на все резче обычных детей, но их поведение в целом остается в пределах нормы. Они начинают ходить и разговаривать в обычные сроки, хотя могут быть некоторые трудности с приучением к горшку или отучением от соски. Они отзывчивы по отношению к людям и к своей среде, любят общаться с теми, кого они хорошо знают. И даже если ваш чувствительный ребенок первое время отказывается общаться в школе, он общается дома и со своими близкими друзьями. То есть они обычно расслаблены в знакомой обстановке.
Редактор перевода — Александра Будницкая
Фото Веры Мироновой
Повышенная чувствительность ребенка: что делать родителям?
Соглашусь с тем, что невозможно обеспечить ребенку идеальные для его требований условия. И действительно, вся наша жизнь состоит из балансирования между нашими потребностями и теми ограничениями, которые предъявляет действительность.
Но принципиальный вопрос для родителей вот в чем: признавать ли чувства ребенка адекватными, позволять ли ему их высказывать, относиться ли к ним с вниманием (что не означает тут же бежать и выполнять требуемое) или же сразу обесценивать, ругать уже за сам факт обнаружения этих чувств. Родители, которые не могут дать вообще никакого места чувствам ребенка, как правило, сами имеют проблемы контакта с собственными чувствами
Они привыкли подавлять свои и раздражаться на них, и как следствие – чувствуют себя тем более обескураженными перед тонкими и более интенсивными чувствами сензитивного ребенка
Родители, которые не могут дать вообще никакого места чувствам ребенка, как правило, сами имеют проблемы контакта с собственными чувствами. Они привыкли подавлять свои и раздражаться на них, и как следствие – чувствуют себя тем более обескураженными перед тонкими и более интенсивными чувствами сензитивного ребенка.
Крики, агрессия, насилие – все это сигналы о том, что родитель не умеет справляться со своими чувствами и не может научить этому ребенка. Так что, в идеале, хорошо бы разобраться со своими реакциями, прежде всего.
А касательно того, как проживать эти ситуации с ребенком – то для начала дать ему понять, что он имеет право на свои чувства, и что его повышенная чувствительность – это лишь вариант развития
Важно помочь ребенку не отвергать свои чувства, но с другой стороны, постараться объяснить, что мгновенное удовлетворение всех его потребностей бывает невозможно
В ситуации, когда, например, ребенок не хочет есть (а другого нет) – можно позволить ему сделать осознанный выбор: готов ли он терпеть голод, пока не попадет домой? Это для него лучше, чем запихивать в себя отвратительную пищу? И если таков его выбор – то почему бы не дать ему этот выбор? Ведь возможно, вы кормите его только ради собственного успокоения.
Или, например, если ребенок жалуется на шум, помогите ему найти для себя приемлемый вариант адаптации – музыка в наушниках, специальные наушники с шумоизоляцией, а если есть возможность выбирать жилье, то можно учесть этот фактор при его выборе.
В ситуации, когда сделать вообще ничего невозможно (поездка в общественном транспорте, от которой нельзя отказаться, например), то хотя бы посочувствовать ребенку и дать ему понять, что вы постараетесь избегать впредь подобных ситуаций, а сейчас готовы сделать все, чтобы он как-то пережил эту ситуацию легче (поиграть по дороге в какую-то словесную игру, почитать книжку, посмотреть мультик на устройстве и т.д.)
Важно, чтобы ребенок понимал – его чувства принимаются. Да, родитель не может прямо сейчас изменить ситуацию, но поддерживает ребенка с его ощущениями
Ребенку важно чувствовать, что ему верят.
Вообще, в ситуации, когда вы обнаружили, что у вашего ребенка – повышенная чувствительность, скорее всего, вам придется в чем-то настроиться на индивидуальный формат развития ребенка. Ведь многое в общественной жизни не рассчитано на тонкую и сложную индивидуальность ВЧЛ, и потому некоторые условия могут быть просто неприемлемы для чувствительных детей.
А в третьей части мы поговорим о том, как быть взрослому, чьи тонкие чувства в детстве уже не были приняты окружающими, и кто до сих пор страдает от своей повышенной чувствительности, не зная, как найти ей место в этом мире: « Чувствительность человека: принять нельзя бороться ».
Чувствительный человек: адаптация
Что следует за этим всем? Чаще всего – наказание, обесценивание чувств, ругань, крики и разное иное выражение недовольства родителей. Такое происходит и с обычными детьми, но чувствительный человек все воспринимает острее, и если кто-то, став взрослым, может заявлять «меня пороли – я человеком вырос», то для человека с повышенной чувствительностью даже разговор о возможном насилии (угроза порки) может стать настоящей травмой.
В итоге получается, что чувствительные дети живут постоянно в мире боли: им некуда порой разместить свои повышенные требования к комфорту, их восприятие мира не находит поддержки, порой никто и никак не помогает им облегчить свои страдания.
Все, что они слышат – «не обращай внимания, подумаешь…», «да что ты капризничаешь», «будь проще» и сакраментальное «все дети – как дети, а ты…»
Понятно, что испытывая повышенную нагрузку и более интенсивную боль, находятся и разные средства защиты. От попытки заморозить свои чувства и уйти в полную рассудочность до деструктивных зависимостей, от выбора одиночества как формы более безопасной жизни до попадания в любовную зависимость на почве убежденности, что этот человек – единственный, кто способен хоть как-то терпеть такую «неудобную личность» высокочувствительного индивида.
Понятно, что все эти вещи могут случиться и по иным причинам, с повышенной чувствительностью не связанным. Но, скажем так, риск подобного развития ситуации в жизни ВЧЛ повышен. Впрочем, это компенсируется некоторыми преимуществами, о которых мы поговорим в третьей части.
Чувствительный ребенок выносит во взрослую жизнь, прежде всего, ощущение, что он – не такой, как все. В принципе, каждый человек – индивидуальность, но в данном случае имеет место быть объективное отличие: чувствительный человек и правда многое воспринимает из того, что не в состоянии распознать большинство.
А так как родители постоянно ругали, обесценивали, игнорировали и т.д. пожелания чувствительного ребенка, то вывод ребенок делает простой: его чувства – не угодны, не нужны, он с ними не будет принят в мире, и естественным образом возникает необходимость эти чувства куда-то спрятать.
Дальше начинается борьба с переменным успехом: принять себя – для такого человека значит обречь себя на унижение и обесценивание. Не принимать себя и стараться быть как все – означает постоянное нахождение в дискомфортных условиях и боль.
Постоянные чувства такого человека – вина, стыд, ощущение собственной неполноценности, страх отвержения со стороны других, страх вообще не состояться в этом мире, так как играть по общим правилам чувствительный человек не в состоянии, а требовать уважения к своим особенностям у него не хватает духа, ведь его крепко приучили к тому, что его пожелания к миру – нереальны, более того – ничего, кроме раздражения и злости у других не вызывают.
Нередко чувствительные люди воюют с собственным телом: именно оно нередко «назначается» виноватым во всех бедах (это же ведь «оно» не хочет ощущать и чувствовать, как все, это у него – повышенные требования), но эта борьба приводит только к развитию нового витка болезней и прогрессированию психологических проблем.
О том, что с этим делать во взрослом возрасте, мы поговорим в третьей части статьи. А сейчас хочется сказать несколько слов о том, что же делать родителям, если вы обнаружили, что ваш ребенок – именно такой.
Глава 1. Чувствительность
«Если бы это был мой ребенок, он бы ел все, что ему приготовили».
«Ваша дочь такая тихая, вы не думали обратиться к доктору по этому поводу?»
«Он такой взрослый и мудрый для своего возраста. Кажется, он думает слишком много. Вас не волнует то, что он не выглядит счастливым и беззаботным ребенком?»
«Ее чувства так легко ранить. И она плачет из-за других детей, которым делают больно или насмехаются. А еще когда слышит грустную историю. Мы не знаем, что можем сделать для нее».
«В моей садиковской группе все дети участвуют в занятиях, только ваш сын отказывается. Он и дома такой же упрямый?»
…Если вы получали подобные комментарии, велика вероятность того, что вы родитель чувствительного ребенка. И естественно, что вы беспокоитесь, хотя вы находите его вполне адекватным, заботливым и чувствительным. Более того, вы знаете, что ваш ребенок будет очень страдать, если вы решите последовать навязчивым советам заставить его есть еду, которую он не любит, социализировать его, когда он не хочет, или обследовать его у психиатра. С другой стороны, вы видите, что если учитывать потребности вашего ребенка, он прекрасно развивается. Но подобные комментарии продолжают сыпаться на вас, поэтому вы начинаете задумываться о том, что вы плохой родитель и поведение ребенка – ваша вина.
…Согласно моим исследованиям и профессиональному опыту, а также многим другим исследованиям этой черты, но под менее точными названиями, ваш ребенок принадлежит к 15-20 процентам всех людей, рожденных с повышенной чувствительностью. Это слишком большая цифра, чтобы быть «ненормальным» явлением. Более того, такая же доля чувствительных особей есть в каждом изученном виде.
…Сначала я полагала, что чувствительность может означать по сути то же, что интроверсия. Но оказалось, это не совсем так. Хотя 70 процентов чувствительных людей интроверты, остаются 30 процентов, которые являются экстравертами.
…Когда я поняла что, интроверсия и чувствительность – разные вещи, я также обнаружила, что чувствительные люди совсем не обязательно стеснительны, тревожны или депрессивны. Все эти характеристики вторичны и могут быть присущи как чувствительным, так и не чувствительным людям.
…Чувствительные люди – это те, кто от рождения имеют тенденцию замечать больше в своем окружении и глубоко размышлять, прежде чем действовать, в отличие от тех, кто замечает меньше деталей и реагирует быстро и импульсивно. Поэтому чувствительные люди, как взрослые, так и дети, обычно обладают хорошей интуицией, склонны к эмпатии, проницательные, заботливые, творческие и добросовестные (они очень хорошо понимают последствия ошибок, потому обычно совершают их гораздо реже). Они также быстро перегружаются сильными впечатлениями или большим количеством впечатлений за короткое время. Они пытаются этого избежать, потому зачастую кажутся стеснительными, неуверенными и некомпанейскими. Когда они не могут избежать излишней стимуляции, они кажутся «неженками» и «обидчивыми».
Описание книги
Элейн Эйрон — клинический психолог, более двадцати лет занимающаяся темой высокочувствительных детей. До недавних пор эти дети описывались такими терминами — боязливый, замкнутый, робкий, с низким порогом чувствительности. Автор предлагает не только изменение терминологии и более точное описание явления, но и иной, новый взгляд на наших чувствительных детей.
Удачность термина «высокая чувствительность» подтверждается и распространённостью этого свойства нервной системы — 20% в популяции!- и сотн…
Элейн Эйрон — клинический психолог, более двадцати лет занимающаяся темой высокочувствительных детей. До недавних пор эти дети описывались такими терминами — боязливый, замкнутый, робкий, с низким порогом чувствительности. Автор предлагает не только изменение терминологии и более точное описание явления, но и иной, новый взгляд на наших чувствительных детей.
Удачность термина «высокая чувствительность» подтверждается и распространённостью этого свойства нервной системы — 20% в популяции!- и сотнями тысяч откликов, которые приходят на книги автора со всего света. Автор убеждена, что родители нуждаются в совете о том, как растить своего чувствительного ребенка, ведь это очень непросто.
Кроме того, в большинстве книг о воспитании предлагаются дисциплинарные методы, которые могут негативно отражаться на таких особенных детях с очень восприимчивой нервной системой, нуждающихся в постоянном поддержании ее оптимального уровня раздражения.
Книга состоит из двух частей. Первая посвящена сложностям, которые возникают при воспитании этого чувствительного ребенка независимо от возраста. Описываются самые распространенные проблемы и способы их решения, даются основные принципы воспитания, которыми должны руководствоваться родители ВЧР, чтобы вырастить счастливым особенного ребенка, которому особенно сложно в нашем мире.
Вторая часть описывает отдельные возрастные группы, начиная с младенчества, что дает возможность понимания тех признаков, которые прежде не расценивались родителями как принадлежность к высокой чувствительности, даются идеи, которые можно применить к любому возрасту и призванные помочь в общении с вашим особенным ребенком.
Успокоить, смягчить переживания родителей, которые до сих пор считали, что с их ребенком что то не так или они неправильные родители — основная задача автора и она ему действительно удалась. Эта книга научит вас растить своего очень чувствительного ребенка здоровым, любящим, уравновешенным и счастливым.
2-е издание, дополненное. Книга «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире» автора Элейн Эйрон оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
Что читать: книги о высокочувствительных детях
Есть несколько книг, которые можно порекомендовать почитать о высокочувствительных детях. Это и детские книги, чтобы помочь детям понять, что с ними происходит. И книги для взрослых, которые дают не только теоретическую, но и практическую информацию о ВЧР.
Детская книга «Про це говорять лише з кроликами»
Чтобы объяснить высокочувствительному ребенку то, как он устроен, и почему он чувствует все несколько иначе, чем другие дети, дайте ему почитать книгу «Про це говорять лише з кроликами» Анны Хёглунд. Это история об очень чувствительном кролике, которому одиноко из-за того, что никто не понимает: как одновременно он может страдать от шума и избытка впечатлений, и в то же время мечтать быть душой компании. Мама говорит ему «не будь таким чувствительным», но это не помогает, а, наоборот, усугубляет пропасть непонимания.
Книга для взрослых «Высокочувствительный ребенок» Элейн Эйрон
Также, вы можете прочесть книгу клинического психолога Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребенок», где есть рекомендации, как снизить раздраженность ребенка и обеспечить ему комфортный сон.
Советы в картинках «Давай договоримся», Анн-Клер Кляйндист
В книге просто и наглядно разобраны частые конфликтные ситуации, которые возникают между гиперчувствительными детьми и их родителями, чувства детей, которые могут стоять за тем или иным поведение, а также конкретные предложения для родителей, что стоит говорить ребёнку и что стоит делать.
Теперь вы знаете, кто такие высокочувствительные дети и чем им помочь, а также что можно почитать по этой теме.
О книге «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире»
Около двадцати процентов детей обладают очень восприимчивой нервной системой. Большое количество раздражителей, внезапные перемены, душевные страдания других людей – все это является для них серьезной нагрузкой. У этих детей разные темпераменты, но все они чрезвычайно чувствительны к эмоциональной и физической среде.
Высокая чувствительность недопонята нашей культурой настолько, что многие психологи и родители склонны видеть только одну из граней характера высокочувствительных детей, например застенчивость, робость или гиперчувствительность. Но если бы мы были более внимательны и прозорливы, то увидели бы полную картину – творческие способности, интуицию, поразительную мудрость, эмпатию таких детей. И для того чтобы эти качества смогли расцвести во всей красе, нам абсолютно необходимо растить детей с пониманием их особенностей.
Книга предназначена для родителей, педагогов, психологов, медицинских работников.
Немного об авторе
Доктор Дебора Макнамара трудится на кафедре Института Ньюфелда.
Она – автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых».
Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.

Эта тема закрыта для публикации ответов.