Как научить ребенка жевать?

Алан-э-Дейл       05.09.2023 г.

Оглавление

Причины отказа от приема пищи

Это является довольно острой проблемой для тех, кто длительно кормил ребенка грудью и не пытался приучить к другой еде. Для начала нужно проверить наличие зубов. Если их окажется всего два, то лучше не давать грызть малышу бублик или фрукт, поскольку откусить он его сможет, а вот пережевать вряд ли.

Отказ от приема пищи без мультфильмов — также является весьма распространённой проблемой. Многие дети стараются копировать своих родителей, которые едят и при этом смотрят телевизор. Для некоторых мамочек вполне нормальным считается включение мультиков для отвлечения внимания малыша, чтобы накормить его.

В этом случае малыш будет съедать больше, однако, выработки желудочного сока при этом не происходит, следовательно, такой прием пищи не пойдет на пользу. Еда станет хуже перевариваться, что может привести к болезням желудка.

Частые ошибки

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.

Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.

Ребенка кормят, как взрослого. Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу — дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже). 

Чем может подавиться грудничок

Еще в роддоме женщину учат класть новорожденного на бок, а не на спину. Это делается для того, чтобы избежать захлебывания ребенка, если он срыгнет. Подавиться грудничок может не только таким образом. Во время сосания даже материнской груди могут случаться неприятные ситуации.

Молоко

Счастье для матери, если у нее обильная выработка молока, при которой малыш наедается. Но в таких случаях нужно знать, что делать, если новорожденный подавился во время сосания груди. Чаще всего младенцы давятся молоком в первые два месяца, когда мамина грудь еще не подстроилась под нужные объемы, а вовсе не потому, что младенец не может контролировать дыхание и глотание, как об этом часто пишут мамы на форумах. Глотание – это рефлекс, ему не нужно учиться. С первой секунды после рождения, когда малыш взял сосок или бутылочку, он умеет и дышать, и глотать, благодаря надгортаннику. Но, если струя чрезмерно обильная, ребенок не успевает проглотить порцию, вслед за которой уже поступила вторая, почему ребенок и давится.

Внимание! То же касается и воды, которой допаивают детей. Соска на бутылке должна иметь маркировку, соответствующую возрасту ребенку в месяцах. Соска для 3 месячного малыша

Соска для 3 месячного малыша

Слюна

В возрасте примерно 3 месяцев у малышей начинают активно работать слюнные железы. Это не связано с прорезыванием зубов, хотя может совпасть с этим событием. Слюна постоянно течет по подбородку, ребенок познает свои кисти, помещая кулак в рот. Если со ртом, полным слюны, ребенок чему-то удивился (папиной гримасе, яркой игрушке), машинально в момент удивления или радостного смеха он сделает резкий и глубокий вдох, что позволит слюне попасть в дыхательные пути.

Срыгивания

После кормления ребенка нужно подержать «солдатиком», то есть в вертикальном положении, чтобы воздух, случайно попавший в желудок, вышел. Как правило, он выходит трижды. Неопытные или торопящиеся мамы, услышав одну отрыжку у ребенка, кладут его на спину, после чего он срыгивает молоком. Это значит, что оставшиеся две порции воздуха не успели освободиться из ЖКТ и вытолкнули с собой молоко. Если мама спешит заняться своими делами, покормила ребенка и тут же положила его на спину, велика вероятность того, что он срыгнет, когда будет уже не под присмотром и захлебнется вышедшим количеством молока. Это очень опасная ситуация, особенно потому, что большинство молодых мам не представляет что делать, если грудной ребенок подавился.

Голова на бок в положении на спине

Интересно. Дети, находясь в утробе матери на последних сроках беременности, пребывают в настолько стесненных условиях, что у большинства череп остается примятым с одной стороны затылка еще некоторое время после родов. Из-за чего малыши от 1 месяца, лежа на спине, голову все равно кладут на бок, на тот, который примялся. В большинстве случаев это и спасает жизнь грудничка, если он растет в семье, где детям уделяется мало внимания, и некому держать его солдатиком.

Инородное тело

Кормя грудничка молоком, на шестом месяце его жизни родственникам очень хочется разнообразить его рацион чем-то очень вкусным. Если в этом возрасте уже вылезли два нижних зуба, большинство взрослых полагает, что можно давать малышу печение, яблоки или морковку, не догадываясь о том, что это самое настоящее родительское преступление. Если взрослый человек хоть раз попробовал бы прожевать сухую пищу, имея только два нижних и даже еще два верхних зуба, он бы понял, что это невозможно.

Вместо этого, дав грудничку первое яблоко, все радуются, что он откусил от него кусочек, что не удивительно – двумя резцами сделать это несложно. Но вот что будет дальше с этим куском? Его малыш попробует проглотить, весь сразу целиком. Размеры кусочка яблока часто больше щели пищевода. Попав в глотку, яблоко может элементарно застрять, перекрыв просвет, что не даст воздуху поступать в бронхи, то есть ребенок начнет задыхаться, для этого вовсе не обязательно бегать с набитым ртом и хохотать – обычное глотание слишком большого куска опасно для жизни. Поэтому, пока у малыша не появились зубы, предназначенные для жевания (а они в ряду располагаются после клыков) давать сухую и твердую пищу нельзя.

Грудничок и яблоко

Методики и способы

Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.

Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.

С 3 месяцев

В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.

Жевание прорезывателя обеспечит:

  • массаж десен для прорезываня зубок;
  • привычку прижимать объект деснами;
  • развитие жевательной мускулатуры;
  • интерес к такому мероприятию, как жевание.

С 6-7 месяцев

Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:

  • с силиконовой сеточкой;
  • с тканевой сеточкой.

Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.

С 1 года

Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.

Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.

С 2 лет

В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:

  • Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
  • Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
  • Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.

Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.

Способы приучения ребёнка к жеванию

Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

  • Ребенок плохо ест прикорм
  • Педагогический прикорм
  • Мясо для первого прикорма

Когда следует начинать знакомство с твердой пищей

Принято считать, что большинство малышей готово к знакомству с пищей кусочками в 6–8 месяцев. На самом деле возраст в деле развития навыка жевания не главное. Кроха должен быть готов к введению твердого прикорма как физически (уметь активно работать язычком и правильно прижимать его к нёбу), так и психологически: должен «проснуться» пищевой интерес, желание заглянуть в родительскую тарелку и попробовать то, что едят взрослые.

«Появление первых жевательных движений происходит в 4–5 месяцев, тогда же наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка, — говорит педиатр Юлия Рахимбекова. — И если в этот период не вводить прикорм, а продолжать стимулировать только сосательный рефлекс, то неподкрепленный практикой рефлекс жевания начнет затухать. Еще несколько лет назад малыш до появления первых молочных зубов получал от мамы сушку, сухарик или даже куриную косточку и учился „жевать“ деснами. Сегодня родители часто вводят прикорм после 6 месяцев и позже, когда во рту уже появились 2–4 передних зуба

Но эти зубы служат для откусывания, жевать ими невозможно, и — что важно! — они мешают малышу жевать деснами. Вот так момент бывает упущен

Далее в норме в возрасте 7–12 месяцев у ребенка продолжают укрепляться навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и умение перемещать языком пищу к зубам. Он уже в состоянии есть каши, рубленые фрукты и овощи. Конечно, все индивидуально. Доношенный или недоношенный, здоровый или с проблемами со здоровьем, есть зубки или еще не появились — так или иначе к году кроха должен производить качественные жевательные движения челюстями. Но это произойдет только в том случае, если родители постепенно учили его этому. Не бывает так, чтобы ребенка кормили только грудным молоком, а в годик он сел за стол, взял ложку и стал деловито есть с общего стола».

Главные причины трудностей в питании

В большинстве случаев мы сами провоцируем ситуации, при которых ребенок часто давится едой:

  1. Спешка и суета.

Мы всегда спешим, нам катастрофически не хватает времени на все домашние дела. Поэтому пищу малышу мы готовим блендером (и нам удобнее, и ребеночек съест быстрее) или вовсе покупаем магазинные баночки.

Но это удобнее нам, а не маленькому. Мы не учим ребенка жевать, постоянно предлагая пюреобразную пищу.

  1. Раннее введение прикорма.

Можно решить, что 4 месяца — это пора перехода на прикорм (особенно, если первый ранний зубик уже пожаловал — иногда и такое бывает).

Читайте о прикорме для малышей по месяцам при ГВ>>>

Потому что молока стало меньше, ребенку его уже не хватает. Потому что решили выходить на работу и переводить малыша на смеси и более взрослую пищу. Потому что бабушка так сказала.

Важно! До полугода у ребенка существует защитный рефлекс: любой твердый предмет, попавший в ротик, выталкивается языком наружу. При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой. При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой

При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой.

Природа, в отличие от нас и даже наших бабушек, знает, что сейчас еще рано знакомить маленького человечка с кусочками еды. Он просто не поймет, что с ней делать.

А вот с 6 месяцев этот рефлекс сменяется жевательным, малыш начинает делать жевательные движения с участием челюстей, губ, щек.

Читайте интересную статью Как научить ребенка жевать>>>

  1. Задержка времени знакомства с твердой пищей.

Из-за советов педиатра, который говорил, что при отсутствии зубов малышу бесполезно давать плотную пищу, продолжаем и в 8–10 месяцев давать лишь пюре.

Сначала дождемся зубов, а потом будем покорять «жевательные вершины» — в корне неверная установка.

Все детки разные, и иногда случается, что первый зуб прорезается намного позже полугода. К этому времени естественный жевательный рефлекс, не получив развития, увы, угасает. Не удивляйтесь тогда, что ребенок и в 2 года постоянно давится едой.

Для детей старше года, имеющих проблемы с питанием, смотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Страх.

Вы дали ребенку кусочек еды, а он поперхнулся.  Вы жутко перепугались и бурно выражали это в присутствии малыша. Кроха теперь интуитивно защищает маму от волнений, отказываясь принимать такую еду.

А если ест, то от напряжения снова давится. Потому что мозг получил урок: еда кусочками — это опасно.

Читайте важную статью Что делать, если ребенок подавился>>>

  1. Отдельное кормление ребенка.

Сажаете маленького за отдельный столик, в отдельной комнате, даете ему отдельную пищу, давая понять, какой он уже большой и важный.

На самом деле вы просто лишаете его возможности учиться на примере: видеть, как другие члены семьи берут еду, какая она, как пахнет, как выглядит, как они ее жуют, как им это нравится, подражать им.

Лишаете малыша необходимого опыта, семейной социализации, а потом удивляетесь: и почему это ребенок давится во время еды?

  1. Смешиваем пюреобразную еду и плотные кусочки.

Мы решаем, что самое благоразумное — смешать небольшие кусочки твердой еды с пюре, которое малыш глотает, практически не жуя. Не ожидая подвоха, он пытается проглотить и пюре с кусочком. Но его мозг к этому оказывается не готов. Ребенок давится.

Признаки патологии окклюзии

Определить «правильность» прикуса визуально в большинстве случаев невозможно. Это под силу врачу-ортодонту, которому крайне желательно показывать ребенка ежегодно, начиная с прорезывания молочных зубов и до завершения формирования постоянного прикуса. Специалист может выявить наметившуюся проблему, и даже предпосылки к тому, что прикус может формироваться неправильно.

Например, скученность молочных зубов значительно осложняет процесс прорезывания постоянных. Коренные зубы крупнее молочных, потому им в принципе нужно больше места для того, чтобы занять правильное положение в зубном ряду.

При осмотре зубов ребенка родители вряд ли смогут оценить симметричность и равномерность развития челюстей, правильность расположения зубов в зубном ряду. Но есть другие проявления, наличие которых может свидетельствовать о проблемах с окклюзией или предрасположенности к развитию ортодонтических аномалий:

  • Неправильное дыхание. Мы можем дышать ртом, если, подхватив сезонное ОРВИ, страдаем от насморка. Это нормально. Совсем другое дело, если ребенок дышит через рот все время по привычке или из-за наличия увеличенных аденоидов.

  • Храп. Храпеть во сне дети могут только при наличии серьезных нарушений в развитии зубочелюстной системы. Оставлять эту несвойственную детскому возрасту особенность без внимания не стоит. Мало того, что можно пропустить лучшее время для коррекции прикуса, так еще во время сонных апноэ головной мозг недополучает кислород, что может сказаться на умственных способностях растущего человека.

  • Определенные черты лица. Значение имеет строение и пропорциональность нижней трети лица. Подбородок не должен быть ни излишне массивным, ни наоборот скошенным назад. Верхняя челюсть также не должна быть наиболее выступающей частью лица, так как это свидетельствует о ее гипертрофии.

  • Нарушения осанки. Изменения прикуса вследствие сколиоза и других нарушений в опорно-двигательной системе могут развиться как компенсаторная реакция организма, которому нужно любой ценой развить координацию движений и способность удерживать вертикальное положение тела.

К чему готовиться после удаления: что считается нормой, а когда срочно бежать к врачу

Чтобы не допустить развития опасных ситуаций после удаления зуба, нужно замечать тревожные признаки, и даже при их слабом проявлении вовремя обращаться к врачу – так вы избежите серьезных осложнений. Это может быть альвеолит, свищ, поражение нерва и другие патологии. Их невозможно купировать и вылечить в домашних условиях.

В таблице мы перечислили симптомы и объяснили, в каких случаях они должны вас насторожить, а когда ситуация остается в рамках нормы.

К чему готовиться после удаления
Симптом Норма Угроза: нужно обращаться к врачу
Десны болезненные и опухшие, щека отекла, посинела Отеки и гематомы (синяки) – естественная реакция на травму, особенно если удаление было сложное. Они могут усиливаться вплоть до 3 суток, а дальше начинают спадать Не проходят дольше 4 дней, усиливаются или появляются после того, как спали – ощущение, что щеку «разносит»
Ранка кровит Кровотечение останавливается в первый час после операции. Далее возможны незначительные и редкие выделения Кровь сильно идет в течение нескольких часов или кровотечение снова открылось дома – именно обилие выделений должно насторожить
Наличие кровяного шарика в лунке Темно-красный сгусток начинает формироваться сразу после удаления, заполняет всю лунку, сохраняется до 5-7 дней Лунка пустая, «сухая», глубокая, появился желтовато-сероватый налет, есть неприятный гнилостный запах – такая ситуация называется «сухой лункой»
На ранке появился белый налет Белесая пленка появляется на 2-3 день – это выделение фибрина (белок, участвующий в заживлении тканей) Желтый, зеленоватый или темно-серый цвет, а также плохой запах, покраснение и боль говорят о развитии инфекции
Выделения из лунки Сукровица – прозрачная жидкость, может сочиться из ранки в первые сутки Мутный гной с гнилостным запахом указывает на инфекционный процесс
Поднялась температура В течение двух дней (как правило, ближе к вечеру) температура тела может подниматься до 38-39⁰С Лихорадка сильная, температура держится выше 38⁰С более 2-х дней подряд или поднимается повторно после того, как состояние нормализовалось
Невозможно широко открыть рот, есть щелчки челюсти В основном бывает после удаления крупных зубов – моляров, зубов мудрости. До 3 дней (при сложных операциях – до 7 дней) симптомы могут сохраняться, далее постепенно спадают Трудности с открыванием рта сохраняются дольше 4 дней, положительных изменений нет, боль усиливается
Боль на месте удаленного зуба Ноющая или пульсирующая – может быть в 1-3 дни, но с каждым днем угасает Сохраняется дольше 3 дней или усиливается с каждым днем, распространяется по лицу, отдает в ухо, шею
Онемела часть десны и щека Нормально в течение нескольких часов после операции – продолжает действовать анестезия Если ткани утратили чувствительность больше, чем на сутки, возможно, были задеты нервы. Нужно обратиться к врачу
Течет из носа Не норма! Болезненность при сморкании и дыхании, жидкие выделения и насморк – симптом осложнений при проведении операции

Какой прикус считать правильным?

В норме размеры челюстей должны соответствовать друг другу, расположение верхней и нижней челюстей симметричное, зубные ряды ровные и смыкаются определенным образом: большие и малые коренные зубы находятся в плотном контакте друг с другом, а верхние резцы и клыки перекрывают нижние не более чем на треть высоты коронки. Такое перекрывание достигается за счет определенного наклона зубных рядов кнаружи, когда наружная дуга получается больше внутренней.

Вариантов отклонений от так называемой «центральной окклюзии» великое множество. У детей и взрослых выделяют пять основных разновидностей ортодонтических аномалий, степень выраженности каждой из которых может варьировать в широких пределах. Разберем эти пять разновидностей подробнее.

Виды патологического прикуса у детей:

  • Дистальный. Нижняя челюсть непропорционально маленькая по отношению к верхней по причине своего недоразвития или наоборот чрезмерно быстрого роста верхней.

  • Мезиальный. В этом случае нижняя челюсть наоборот непропорционально большая и заметно выдвинута вперед. Нарушение может сформироваться по причине недоразвития верхней челюсти, чрезмерно быстрого роста нижней или при сочетании обоих этих процессов.

  • Перекрестный. Имеет место нарушение симметрии в развитии челюстей. В результате этого в определенном месте смыкание зубных рядов напоминает ножницы.

  • Глубокий. Верхние передние зубы перекрывают нижние более, чем на половину. При значительной степени выраженности аномалии нижние зубы упираются в десны верхней челюсти и могут серьезно травмировать мягкие ткани при жевании.

  • Открытый. Наиболее сложная из разновидностей зубочелюстных аномалий, при которой зубные ряды не смыкаются на определенном протяжении, образуя заметный зазор. Обычно щель между зубными рядами расположена между резцами и клыками сверху и снизу, но дефект также может локализоваться и в боковых отделах.

В случае идеального развития зубочелюстной системы формируется ортогнатический прикус. Помимо правильного смыкания зубных рядов он характеризуется отсутствием щелей между зубами, скученности, неправильного положения зубов в зубном ряду. Однако похвастаться таким прикусом, к сожалению, от природы дано немногим.

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Максимально полная памятка для пациентов после удаления зубов

Итак, вы вышли из кабинета врача – хирург попросил вас сильно сжать зубами марлевый тампон, который поможет остановить кровотечение. Удерживать его нужно около 20-30 минут, то есть пока вы оформляете в клинике необходимые документы или направляетесь домой

Удаляйте тампон осторожно, смещая немного вбок, без резких движений, чтобы не повредить свежий кровяной сгусток

Очень важно! Тромб (его принято называть «кровяным сгустком») защищает ранку от микробов, не дает кусочкам пищи и слюне скапливаться в лунке в первую неделю реабилитации. Это естественная стерильная повязка, которая запускает процесс формирования новых тканей

Самое главное правило, которое убережет вас от осложнений и сильного воспаления раны, – ни в коем случае не удаляйте сгусток, не трогайте его языком или пальцами, не задевайте зубной щеткой и берегите от других воздействий. Постепенно он рассосется сам.

Не держите тампон дольше 30 минут – пропитанная кровью и слюной марля быстро станет рассадником инфекции. К тому же, в лунке идет процесс образования кровяного сгустка – присутствие инородного тела и дополнительное травмирование ей ни к чему. Нужно дать ранке возможность затянуться естественным образом.

«При сложном удалении зубов, особенно если проводилась операция по извлечению зубов мудрости, или если у вас есть сопутствующее заболевание, например сахарный диабет, может потребоваться наблюдение врача еще несколько часов. Для этого у нас есть свой стационар, где можно с комфортом расположиться и отдохнуть, пока мы будем следить за вашим состоянием, нет ли осложнений. Это даст нам уверенность в успешном проведении операции и успокоит вас, как пациента».

Васильев Александр Александрович,
хирург-имплантолог,
стаж работы более 9 лет

Удаление зубов БЕЗ осложнений!

Современное оборудование нашей клиники позволяет провести точнейшую и разностороннюю диагностику. Консультация проводится бесплатно!

Отек после удаления зуба (особенно если оно было сложным) можно предупредить, приложив холодный компресс – для этого пакет льда из морозилки заверните в полотенце и приложите к щеке (то есть с внешней стороны) не более, чем на 20 минут. Через 15 минут процедуру можно повторить. Если под рукой нет льда, то подойдут замороженные овощи или мясо, но обязательно оберните их в пакет и полотенце, чтобы избежать холодного ожога. Холод сужает сосуды, снижает болезненность и припухлость, хотя не удаляет отек полностью. Компрессы эффективны сразу после операции примерно в течение 3-4 часов.

Ни в коем случае не прогревайте место травмы! Горячий компресс только ухудшит отек из-за усиления кровотока в месте воспаления. Это приведет к серьезным осложнениям после операции.

Советы семейных психологов

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.

    д.

  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.