Оглавление
- «Кевин больше не один дома»
- Финансы
- Секреты кинопроизводства
- Сложно ли снять кино? Почему оно столько стоит?
- Одни фильмы снимают для души, другие — ради денег
- «Русский ковчег» (2002)
- 7 Поиск техники
- Что такое жизненный сценарий?
- «1917» (2019)
- 2 Сценарий
- «Вместе весело шагать…»
- Как снять фильм в домашних условиях
- Попробуйте создать свой фильм
- «Таймкод» (2000)
- А заработать на коротком метре можно?
- Как снимают кино на зеленом фоне
- «Снова вампиры, снова особняк»
«Кевин больше не один дома»
Невозможно представить Новогодние праздники без культовой комедии «Один дома». Сюжет фильма прост: родители в Рождество забывают сына (Кевина) дома, и ребенку приходится самостоятельно защищать жилище от грабителей. Находчивый малый пускает в ход всю свою смекалку, чтобы не допустить проникновения злодеев в дом, превращая буквально каждое жилое помещение, каждый значимый предмет интерьера в замысловатую ловушку… Над этим фильмом уже который год хохочут целые поколения.
Дом-киногерой располагается по адресу Уинеттка, Линкольн-авеню, 671 и является частным владением. Площадь здания составляет 400 квадратных метров, на которых располагаются: пять спален, четыре санузла, несколько гостиных с камином, терраса, мансарда и гараж на два автомобиля. Хозяева особняка устали от постоянной популярности своего владения и продали его в 2012 году за 1,582 миллиона долларов. В настоящее время «дом Кевина» внесен в список самых посещаемых туристами мест в штате Иллинойс.
Иллюстрация взята с сайта
Финансы
Планирование расходов — обязательно, даже если проект короткометражный или домашний. Работу над фильмом начинают с затрат на создание сценария (если автор наемный) и заканчивают расходами на продвижение на видеохостингах, в соцсетях, блогах и т. д. Сюда же включается и стоимость покупки или аренды оборудования, а также средств монтажа и обработки.
На последних, кстати, можно неплохо сэкономить, воспользовавшись программой для редактирования видео «ВидеоМОНТАЖ», позволяющей выполнить качественную обработку, вставить титры и наложить эффекты.
Интерфейс программы «ВидеоМОНТАЖ» настолько прост, что любой новичок без труда сможет создать в ней свой первый ролик
Секреты кинопроизводства
На съемочных площадках используют много хитростей, о которых неосведомленный зритель даже не догадывается. Вот лишь несколько из них:
- Зеленое полотно. Это своеобразный фон, на основе которого затем создаются компьютерные технологии. CGI-графика сегодня активно используются в фильмах, а внимательные киноманы иногда даже при помощи беглого взгляда могут отличить реальные объекты и элементы, созданные на компьютере.
- Табу на площадке. Актёрский состав во время съемок никогда не пьёт алкоголь, не курит, само собой, не употребляет наркотики, даже если это есть в сценарии. Кроме того, очень часто актёры не едят по-настоящему, а выплёвывают еду после пережевывания. Ведь кадров может быть очень много, и если актер или актриса будут каждый раз есть блюдо, то уже к середине фильма придётся перешивать костюмы.
- Разговор массовки. Во многих фильмах можно заметить, как на заднем фоне, например, в кафе или ресторане, активно разговаривают люди. На самом деле чаще всего они не мило болтают, а повторяют определенный набор цифр – 29, 341, 45, 119, 1311, 4. Исследование показало, что произнося их, движение губ напоминает обычную человеческую речь. Причём массовка не говорит эти цифры вслух, а проговаривает про себя, открывая рот.
Сложно ли снять кино? Почему оно столько стоит?
Когда говорят, что на съемку нового фильма потратили 200 миллионов долларов, это только кажется большой суммой. Во-первых, огромная ее часть является гонорарами актеров, которые могут получать миллионы долларов. Во-вторых, не надо забывать о том, что над фильмом работают сотни людей, используется дорогущее оборудование и высококвалифицированные специалисты. Кроме этого, есть еще права на сценарий, которые надо выкупить, и франшиза, если съемкой занимается не ее владелец.
Весь фильм это как единое целое, созданное по крупицам. Я участвовал в съемках для различных телешоу. Даже там для съемки сюжета на несколько минут может потребоваться несколько дней подготовки и покупка дорого инвентаря. Кино снимается куда сложнее.
Такие фильмы стоят очень дорого, но они окупаются.
Иногда надо отправить всю съемочную группу в Новую Зеландию на пару месяцев. В других случаях надо договориться с военными, чтобы дали для съемок военный самолет. В иных случаях надо построить макет Белого дома, чтобы его можно было взорвать или перекрыть федеральную трассу. Сложностей много, но процесс этот очень интересный и кропотливый. Кому хватит терпения, тот создаст шедевр. А деньги — это ерунда. Хороший фильм, даже если он стоит сотни миллионов долларов, принесет куда больше и все равно окупится. Кассовые сборы некоторых фильмов переваливает за миллиард долларов.
Одни фильмы снимают для души, другие — ради денег
Мы смотрим то, что нам позволяют смотреть. Зрители не могут выбирать афишу кинотеатров и идут на то, что предлагают кинопрокатчики. А еще во всё это вмешивается государство: есть шикарные фильмы, которые стоит посмотреть, но их запрещают. Так было с фильмом «14+», который запретили по инициативе депутата Виталия Милонова.
Бывает, что фильм неплохой, но нет денег на продвижение, нет связей и договоренностей с кинотеатрами. Такой фильм может лежать в столе очень долго или распространяться в узких кругах. Например, за 10 000—12 000 рублей можно снять кинотеатр на два часа, пригласить друзей и знакомых, показать фильм. Но стать известным это вряд ли поможет.
Считается, что есть фильмы массовые, а есть фестивальные — более глубокие, для ограниченной аудитории. На самом деле на фестивалях побеждают фильмы, которые вызывают меньше споров. Чтобы фильм победил, все члены жюри должны сойтись во мнении насчет сюжетной линии, характеров героев, скрытых деталей. Если фильм многогранен и вызывает споры, он вряд ли выиграет.
Со съемок фильма «Это наш дом» студии «Имаго». Фильм поднимает вопросы взаимоотношений людей разных национальностей на фоне военных конфликтов между их странами
По опыту, режиссерам и продюсерам сложно находить компромисс между тем, что хочется снимать, и тем, что с большей вероятностью принесет коммерческий успех. Большинство делают так: часть работ снимают только с коммерческой целью, часть — для души.
«Русский ковчег» (2002)
https://youtube.com/watch?v=jZLkCmw67ZY
Мендес и Дикинс признаются почти в каждом интервью, что именно «Русский ковчег» Александра Сокурова вдохновил их на съемку одним кадром в «1917». Оба являются знатоками российского и советского кино (любимые военные фильмы Дикинса — «Иваново детство» и «Иди и смотри»), так что ничего удивительного. Удивительный тут как раз фильм Сокурова — беспрерывная история отечества, разыгранная при помощи 2000 актеров и статистов в стенах государственного «Эрмитажа». Противники картины до сих пор задаются простым вопросом «зачем?», не замечая в фильме особой художественной ценности, глубины и достоинств кроме технического трюка, ради которого мы сегодня здесь собрались. Влюбленные в «Ковчег» часто признают его лучшей картиной Сокурова. Истина, как обычно, где-то посередине, но «Русский ковчег» действительно монументальное и очень впечатляющее кино.
7 Поиск техники
Когда с актерами, локациями и реквизитом станет все ясно, необходимо приступать к сбору технической базы. Ее состав будет также зависеть от сложности проекта, которую ты же и установишь.
По сути, короткометражку можно снять и на айфон, докупив к нему какой-нибудь стабилизатор и одну световую палку, чтобы расставить некоторые визуальные акценты.
Однако сложные проекты требуют большого количества разного профессионального стаффа — от звукового оборудования и камер разного типа до штативов со стабилизаторами и бессчетного количества осветительных приборов.
Стоит отметить, что в кино оборудование обычно арендуют, а не покупают. Но надо понимать, что эта аренда тоже далеко не дешевое удовольствие. Если ты ограничен в бюджетах, попробуй найти нужную тебе аппаратуру среди знакомых.
Что такое жизненный сценарий?
Эпизод первый. Представим женщину, помощника режиссера, которая отсчитывает кадры (на жаргоне кинопроизводства так называемая «хлопушка»). Мы слышим щелчок и заветные слова: «Камера! Мотор! Эпизод первый. Зарождение сценария».
Процесс зарождается со сценариста, который печатает свой рассказ, вдохновленный музой. Залетает к нему режиссёр, хватает сценарий и бежит, сломя голову, утверждать его во всевозможных инстанциях.
Так же, как сценарист и режиссёр, находят друг друга наши родители (или те, кто нас воспитывал). Растят наш «сценарий», выкидывают что-то ненужное и добавляют нужное. Они очень похожи на режиссера, который бегает по всевозможным инстанциям и утверждает план-содержание рассказа. Где-то краснеет, где-то бледнеет, а где-то даже принимает валидол, потому что не выносит нагрузки.
Так получается и в жизни. Мама хотела, чтобы сын был музыкантом, потому как сама профессиональный пианист — а папа хотел, чтобы сын стал спортсменом, потому что сам мечтал стать КМС по боксу, но так и не осуществил свою мечту. Спорят между собой, кем ему быть, бесятся, принимают таблетки. Чем-то похоже на мультяшную ситуацию? Да. Но печально, что самого сына иногда забывают спросить, кем он хочет быть.
Эпизод второй. «Камера! Мотор! Поехали! Эпизод второй. Жизнь по сценарию».
Затем они собирают бригаду и едут на съёмочную площадку. Там и разворачивается вся драма событий. А, казалось бы, все просто: рассказ написан, утверждён план работ, снимай – не хочу. Не так-то было. Оказывается, вместо коровы привезли лошадь или в самый ответственный момент заканчивается вода.
Так и в жизни. Родители-то думали, что все просто будет. Дали то, что посчитали нужным, и в путь. А тут оказывается, что сын пропускает занятия по музыке и спортом занимается вовсе из-под палки. У родителей появляется праведное возмущение: «Мы ему и музыку, и спорт, расписали ему жизнь, дали денег, а он?! Совсем совесть потерял! Неблагодарный…».
Что говорить, даже девочка в мультфильме, когда ей режиссёр достаточно все объяснил, не может пройти по полянке и собрать цветы. Дело доходит до того, что режиссёр пьет таблетки, не справляясь с этим накалом.
И в жизни родители так хотят изменить детей, что для этого бегают по потолку, как режиссёр из мультика. А может быть, просто отпустить ситуацию? Дать свободу мыслям и действиям ребенка? Посмотрите, что девочка сделала, когда вся съемочная группа отвлеклась от процесса. Она собрала цветы так, как ей хотелось, когда ее никто не трогал и дали волю. В результате команда «киношников» получила удовольствие — и ребенок остался доволен.
Эпизод третий. «Результат сценария».
Все собрались за кулисами. Сидят и переживают во время премьеры. Примут фильм критики или нет? Понравится он им или нет? И так переживают, что сценарист, того и гляди, выпрыгнет из окна.
И на самом деле реальность такова, что его могут принять или нет. И не стоит бросаться из окна, ведь можно сделать выводы и снять новый фильм. А в жизни так не получается, там только можно изменить старый фильм, а новое кино не снимешь. Память, увы, не сотрёшь и тело новое не купишь.
Эпизод четвертый. «Коррекция сценария».
Грустная ситуация, вместе с тем поправимая. Все-таки жизнь кино, но его можно модифицировать. Например, все знают фильм «Криминальное чтиво» Тарантино. Говорят, если бы он не поменял местами части кино, а выстроил стройную привычную сюжетную линию, фильм бы получился скучным, как и множество непопулярных фильмов, которые снимаются ежегодно. А получился шедевр.
«1917» (2019)
Режиссер Сэм Мендес изначально хотел снять «1917» в традиционном формате (нашу рецензию на фильм, кстати, читайте здесь), но вместе с оператором Роджером Дикинсом они пришли к тому, что в этой истории главным оппонентом героев является время, а не немецкая армия — и тут отлично подойдет съемка одним кадром. Мендес даже придумал жанровое обозначение для своей картины — тик-так-триллер. Репетировали, повторимся, более 8 месяцев, фильм в итоге сняли несколькими очень длинными кадрами с почти незаметными склейками между ними. И получился одна из самых впечатляющих военных драм в истории кино. Если вы собрались смотреть «1917», то выбирайте самый большой кинотеатральный экран на районе, лучше всего — IMAX.
2 Сценарий
После того как ты определишься с идеей, ее надо превратить в захватывающий сценарий, который любому взявшему его в руки человеку захочется прочитать до конца (в идеале).
Перед написанием сценария тебе необходимо определиться с тем, будешь ли ты его создавать самостоятельно или пригласишь компетентного сценариста, который поможет тебе в этом процессе.
Однако в этом случае важно понимать, что такой сценарий становится продуктом вашего совместного труда. Тут может возникнуть конфликт интересов из-за разного взгляда на результат вашей интеллектуальной деятельности
Поэтому нужно не просто найти человека, знающего как писать сценарии, но и единомышленника, с которым у вас будут схожие представления о том, как все это должно выглядеть.
Если не хочешь прибегать к помощи специалистов, попробуй написать все сам. Но в таком случае мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с основами сценарного мастерства. Там есть свои законы, правила и лайфхаки. Влезать в кинематограф без этого базового знания просто бессмысленно.
«Вместе весело шагать…»
Часто можно услышать достаточно справедливую фразу: «Кино в одиночку не снимешь!». Да, качество будущего проекта сильно зависит от того, можете ли вы собрать хорошую команду.
Приготовьте ручки, сейчас будет действительно полезная информация. В Европе есть несколько киносообществ, которые проводят бесплатные кинолаборатории.
Кто туда может поехать?
По сути, любой человек: оператор, режиссер, звуковик, актер, сценарист, визажист, при этом необязательно профессионал, уровень любителя тоже приемлем.
Как попасть на программу?
Для этого необходимо подать заявку, ответить на вопросы, прикрепить свои работы (любые, которые посчитаете нужным показать) и дождаться отбора.
Более конкретно разберем на двух примерах. Первый – это Cinemadamare, ежегодный проект в Италии, куда приезжают поклонники кино из абсолютно разных стран. Участие бесплатное, проживание (матрас в спортзале среди других 60 участников) вам предоставят, питание за ваш счет, но минимальное время участия 3 недели (максимальное – 3 месяца). Суть проекта в том, что еженедельно 60 человек с аппаратурой и своими идеями меняют город в Италии и каждую неделю снимают кино, которое потом отсматривают и сами выбирают победителей. Если ваши фильмы побеждали в этом проекте три и более раз, есть шанс попасть со своей работой и на другие серьезные мероприятия в Италии. Собрать команду можно прямо на месте из числа прибывших.
Второй – KinoKabaret.org. Большой европейский проект, разбросанный по разным странам и датам. На указанном сайте обновляется календарь будущих мероприятий. Длительность кинолаборатории – от 7 до 10 дней. Стоимость участия – до 100 евро. Жилье (а иногда даже питание) вам предоставляет принимающая сторона. В первые дни вы решаете, в каком качестве и на каком проекте будете работать, завершается вся сессия кинопоказом.
На выходе в каждой из программ вы получаете собственную работу, снятую в полноценной команде. Как продвигать – читайте в пункте выше.
Как снять фильм в домашних условиях
Когда материалы отсняты, вам предстоит провести их отбор (ведь в процессе съемки записано несколько дублей), обработку и монтирование в единый фильм. Вам потребуется выполнить следующие действия:
- удалить лишние сцены и разобраться, как уменьшить размер видео;
- разрезать части, чтобы вставить новые (например, лирическое отступление, присутствующее по замыслу режиссера или сценариста);
- наложить тени, изменить освещенность, цветовую палитру, контрастность, яркость картинки;
- улучшить качество;
- создать красивые переходы между сценами;
- отредактировать или добавить звуковое сопровождение.
Все это позволяет сделать «ВидеоМОНТАЖ». Перед началом работы с программой, необходимо создать новый проект, который в дальнейшем можно сохранить для последующего редактирования.
На первом этапе редактирования обычно удаляются лишние или неудачные сцены. Для этого в видеоредакторе существует два инструмента: «Обрезка» и «Нарезка». Первый позволяет удалить одну часть из начала или конца ролика, после чего продолжить работу с ним.
Обрежьте лишние фрагменты в видео, просто установив маркеры на концах нужного отрывка
Используя второй инструмент, можно удалить сразу несколько сцен, а оставшиеся части будут сохранены как отдельные файлы. Формат, в который программа конвертирует эти фрагменты, вы устанавливаете сами.
Нарежьте большой видеофайл на несколько коротких фрагментов — так его будет проще редактировать
На этом этапе обычно исправляются недочеты, которые возникли при работе оператора или из-за сбоя оборудования: неправильная цветовая гамма, плохая контрастность или яркость, насыщенность цветов. Пункт «Улучшения» позволяет в ручном или автоматическом режиме изменить эти значения.
Стоит отметить, что программа позволяет работать с этими значениями при помощи кривых, максимально точно устанавливая нужные значения на отдельных каналах спектра.
С помощью кривых вы сможете эффективно выправить цветовой баланс видеоролика
При работе с частями, программа автоматически позволяет установить плавные переходы между фрагментами, используя встроенные шаблоны как для единичного, так и массового применения.
Соедините видеофрагменты переходами всего за один клик
Многие режиссерские задумки реализуются с использованием инструмента «Эффекты». Фильтры, представленные в программе, позволяют получить оттенки:
- сумерек;
- снега;
- теплого неба;
- холодного вечера;
- яркого солнца и т. д.
Наложите на видео один из эффектов — и изображение в момент преобразится
Весьма интересна функция «Хромакей», наличием которой может похвастаться далеко не каждый простой видеоредактор. Этим инструментом пользуются практически все студии, выпускающие фильмы с компьютерной графикой и анимацией. «Хромакей» позволяет полностью поменять фоновое изображение на другое, статичное или динамическое. Обязательным условием является наличие однородного (обычно зеленого) фона при съемке.
С функцией «Хромакей» вы сможете не только заменять фон, но и накладывать одно видео на другое
И, конечно, какое кино без титров и заставки? «ВидеоМОНТАЖ» позволяет легко создавать любые тестовые объекты и гармонично включать их в видеоряд. Для создания титров и надписей программа имеет готовые шаблоны — пользователю достаточно лишь набрать необходимый текст и применить понравившийся стиль.
Выберите из коллекции походящие по теме титры и добавьте их в свой ролик
При помощи этого инструмента становится проще создать собственный логотип или водяной знак, который, послужит для подтверждения авторства будущего проекта.
Попробуйте создать свой фильм
Для съемки своего кино не надо собирать команду профессионалов, покупать дорогое оборудование и выделять многотысячные бюджеты. Для вашего первого фильма достаточно смартфона, программы для монтажа видео и, конечно же, яркой истории, которую вы хотите рассказать.
Так встречает пользователя программа после установки
Рекомендуем установить ВидеоМОНТАЖ. Это отличная программа начинающих режиссёров, в которой есть всё, что может понадобиться для дебюта в мире кино:
- Удобный и понятный русскоязычный интерфейс;
- Инструменты для коррекции освещения и цветовой гаммы;
- Возможность работы с хромакеем;
- Функции добавления собственных звуковых дорожек в видео;
- Конвертация видео и сохранение собственных работ во множестве форматов.
На этом плюсы ВидеоМОНТАЖа не заканчиваются! Скачайте этот видеоредактор, чтобы убедиться в этом лично. Воспользуйтесь опытом сценарной команды сериала, но помните – вдохновение можно искать не только в тёмных сторонах нашей жизни. Теперь вы знаете, как снимали сериал «Бывшие» с Аксёновой в главной роли, и можете взять «на вооружение» операторские и актёрские приёмы. А ВидеоМОНТАЖ поможет вам сделать всё остальное.
«Таймкод» (2000)
В начале нового века ныне полузабытый британский режиссер Майк Фиггис задумал невероятный фильм-эксперимент. Развел четырех героев — кинопродюсера, его подругу, любовницу и любовницу любовницы — в разные концы Лос-Анджелеса, чтобы затем в режиме реального времени всего за 96 минут снять 96-минутный фильм «Таймкод». В финальной версии картины он поделил экран на четыре квадрата и пустил все четыре истории, каждая из которых снята единым кадром, параллельно. Магия картины Фиггиса в том, что она, конечно, выверена до секунды и устроена таким образом, что на протяжении всего сюжета истории не перебивают, а дополняют друг друга. В чем там дело и главное, чем этот сюжет заканчивается, рассказывать не будем, но если вы любите очень нестандартное, но при этом захватывающее кино, то поздравляем, вы его нашли.
А заработать на коротком метре можно?
Иван Соснин
На данный момент короткий метр — это моя работа и мой заработок. Мы с командой (продакшн Red Pepper Film) нашли хороший вариант, как монетизировать такое кино. Мы занимаемся брендированным контентом — интегрируем бренды в фильмы. Периодически снимаем по два коротких метра в месяц, иногда снимаем клипы. У нас нет такого, чтобы мы годами вынашивали какую-то идею — все на потоке.
Например, для бренда «Дядя Ваня» мы запустили проект «Иваны, помнящие родство». За два года сняли восемь короткометражек для проекта. Наши фильмы не только рекламные, как можно подумать. Например, один из них («Интервью») получил «Золотого орла». Часть снятых коротких метров могла бы вообще существовать без бренда — это самодостаточные истории.
«Интервью», режиссер Иван Соснин Дядя Ваня / YouTube
Конечно, разбогатеть на этом не выйдет, но тем не менее для достойной жизни, наполненной путешествиями и творчеством, нашего заработка хватает. К тому же мы дислоцированы в Екатеринбурге, а здесь продакшн дешевле, чем в Москве. Один наш фильм стоит несколько миллионов рублей, что позволяет привлекать к съемкам именитых актеров, делать качественный реквизит, снимать в хороших локациях. Без интегрированных брендов мы бы не могли делать такое же качественное кино — бюджет играет большую роль.
Как снимают кино на зеленом фоне
Сейчас хромакей или как его еще называют ”зеленка” стал нормой. Им пользуются даже начинающие блогеры. Все из-за того, что мощности компьютеров хватает на нормальную обработку, а сам фон стоит всего пару тысяч рублей.
Для обработки картинка пропускается через редактор видео и он сам при помощи встроенного алгоритма делает заданный фон прозрачным. Дальше все зависит от того, насколько надо качественным сделать готовый результат.
Блогеру хватит и статичного фона с минимальной обработкой, а голливудскому монтажеру надо добиться максимального погружения. Поэтому он будет использовать десятки, если не сотни фильтров, а подложка будет или снята отдельно и обработана, или полностью нарисована на компьютере другим специалистом.
Так снимали некоторые сцены в фильме ”Пираты Карибского моря”
Когда результат почти готов, его показывают всем причастным. Для этого в студиях есть небольшие комнаты с проектором, куда приглашаются режиссёр, ассистент, звуковики и даже актеры. После просмотра вносятся замечания и работа продолжается. Для выгрузки готового видео, даже минимальной продолжительности, нужно очень много времени и огромные вычислительные мощности. Так, один компьютер монтажера может стоить десятки и сотни тысяч долларов. Это тоже вносит свой вклад в увеличение бюджета картины.
Когда все готово, создается ”мастер” картины и он уже тиражируется для кинотеатров, прокатных сервисов и производителей дисков. Раньше мастер-копия, которую на сленге иногда называют тряпкой, всегда была на пленке и хранилась отдельно, чтобы не портить качество при бесконечном копировании. С приходом цифровых технологий с этим стало попроще.
«Снова вампиры, снова особняк»
Главная героиня молодежного сериала «Дневники вампира» была самой обыкновенной девушкой, пока однажды не пустила в свой дом очаровательных вампиров… Превративших ее жизнь в безумный коктейль из приключений, опасности и страсти. Сериал получил высокие оценки зрителей, стал популярным и растянулся на целых 8 сезонов. А особняк, что появлялся перед зрителем практически в каждой серии, по сюжету был сожжен несколько сезонов спустя…
А вот в реальность дом уцелел и был выставлен на продажу за 450 тысяч долларов. Он находится в городе Ковингтоне (штат Джорджия, США). И, конечно, в нем нет и толики той мистики, то демонстрировали с экрана. Здесь только светлые просторные комнаты, высокие потолки и уютный интерьер. В доме два этажа, на них располагаются пять комнат, четыре ванные, рабочий кабинет, большая кухня и открытая терраса с колонами. Особняк до сих пор продается, поэтому каждый фанат сериала про вампиров может стать его владельцем.
Иллюстрация взята с сайта
Текст: Алена Астапович

Эта тема закрыта для публикации ответов.