Оглавление
Администраторская работа
Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.
Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.
Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.
У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.
Как получить хорошую тему для документального фильма
Обычно я использую метод который используется в других областях. Начинаю с исследования интересующей темы, собираю материал по ней и полностью сосредотачиваюсь на ней.
Согласно определению по оксфорду – исследование это «систематическое изучение источников с целью установления фактов и получения новых выводов». Именно в этом и состоит задача кинодокументалистов во время развития сюжета. Целью вашего исследования является освоить новую информацию, пока вы не знаете, что вы хотите сказать про историю.
При этом надо чётко сфокусировать идею своего документального фильма, чтобы урезать идею, вопрос или тему для управления элементами истории, которые вы будете снимать.
После того как вы внимательно изучили источники, в интернете, в печатном виде и узнали по телефону, вы пока ещё до конца не знаете, что из себя представляет ваша история. И вот теперь настаёт время сформулировать идею. Напишите о чем именно будет ваш фильм. Какая центральная идея вашего фильма.
Центральная тема вашего фильма, представляет собой удобный инструмент для разработки истории, которая работает как лог-линия. Это описание сюжета в 30-ти словах. Причина для написания центральной темы вашей истории в 30 словах в том, что она заставляет вас определить основные элементы, которые вы хотите включить в свою историю
И точно так же важно что вы будете знать, что исключить из своей истории (Предупреждение: Сформулировать центральную тему вашей истории не так-то просто. Для этого вам может понадобится несколько попыток, пока у вас не получится это)
Центральная тема вашей истории должна включать в себя все элементы сюжета. Те самые, которые и стали причиной вашего желания сделать это документальный фильм.
Если вы хорошо сделали это, то центральный сюжет добавляется достаточным количеством сюжетной информации, которую вы можете почти немедленно начинать снимать. «Кто-то» — главный герой через чьи глаза вы хотите рассказать свою историю, «делать что-то» определяет, какое действие будет, и «разум» даёт вам понимание, зачем эта история, что мотивирует характер вашей истории.
Элементы: предварительный просмотр
Для примера, давайте возьмем день из жизни Джино Конти работающего в местной парикмахерской. Пройдем через шаги по созданию документального рассказа, с тем чтобы мы узнали, что нам предстоит снимать.
Перед тем как принять решение о том, где именно разместить нашу камеру, вот краткое напоминание о том, что элементы сюжета как правило выполняются в традициях, характерных для публицистического документального повествования.
- Реальность: Сделать сырые кадры реальных людей, которые говорят и делают реальные вещи в реальных ситуациях, события, выступления и т.д.
- Интервью: реальные люди говорят о себе и о других. Все это должно быть про вашу центральную тему.
- Видеоряд: отснять места и вещи чтобы показать мир вашей истории, который окружает ваших персонажей.
- Графика: текст, анимация, фото, искусство, карты в архиве (иллюстрируют историю).
- Закадровый текст, озвучка: выбрать аудио из отснятого материала, чтобы наложить его поверх других кадров.
- Повествование: даёт контекст, фон и дополнительную информацию; соединяет информационные сегменты или сюжетные главы.
- Контекст: историческая справка, фон и последняя актуальная информация по теме / проблеме.
- Музыка: оригинальная музыка лучше всего.
Создаем список
Любой фильм, будь это документальный или художественный – это рассказ истории при помощи видео кадров. Проведение исследований в местных архивах может дать информацию, которая поможет вам при проведении вашей съемки.
В нашем примере, «один день из жизни Джино Конти в парикмахерской», можно начать своё исследование с помощью предварительного интервью парикмахеров, с которыми он вместе работает. Это должно дать нам много информации о самом месте, и людях, которые в нём работают. А также направить нас к другим источникам.
Когда вы разговариваете с вашими источниками информации, спрашивайте у них разрешение на съемку их в реальной обстановке. Спросите у парикмахеров что для них лучше, снимать их дома или на работе. Будут ли они участвовать в предстоящих съёмках.
Исследование означает сбор исторической и справочной информации для нашей темы, с тем чтобы наш зритель мог понять, вокруг чего происходит наша история.
Документальный фильм является визуальным рассказом. Поднимите местный архив для того чтобы узнать о парикмахерской, соберите фотографии, газетные вырезки, а также видео и радио программы связанные с вашей темой. Попросите у участников личные фотографии и домашнее видео, связанное с парикмахерской.
Составьте список. По нему вы будете проверять, что именно вы собираетесь снимать. И по нему вы поймете, что именно вам надо исследовать. Вот теперь вы готовы к четкому формулированию вашей истории.
Визуализация
Этот момент нельзя не отметить вниманием, рассказывая о том, как снимать кино принято в Голливуде. Итак, на площадке всегда присутствует оператор-постановщик
Он отвечает за то, насколько «красивой» получается картинка. Именно он придаёт каждому кадру визуальный стиль и атмосферу, используя свои знания, касающиеся методов освещений, типов камер, ракурсов, объективов, фото-эмульсий и т. д.
Также в состав съёмочный группы должен входить художник-концептуалист. На его плечах лежит задача сделать раскадровку. Это – серия эскизов, используемая для иллюстрирования сценария. Концептуалист создаёт на бумаге для режиссёра планы сцен, которые описаны в литературной основе, включающие декорации и реквизиты. Иначе говоря, это – набросок того, как всё должно быть во время съёмки. Режиссер, сценарист, главный оператор, декорационно-художественное подразделение – все они работают с концептуалистом в тандеме.
Также на площадке присутствует художник-постановщик, руководящий оформлением съёмочной площадки. На его плечах лежат задачи по подготовке фона, костюма и декораций. Худ.руководитель работает под его надзором – он контролирует работу групп художников и декораторов. Но это ещё не весь состав. Художник по декорациям (нередко являющийся архитектором по образованию) составляет планы и приложения по материалам, необходимые для строительства того, что понадобится для съёмок. Возводятся лишь те объекты и элементы, которые могут попасть в объектив (имеются в виду размеры). Далее все планы согласовываются с режиссером, и передаются плотникам, которые и строят декорации.
Ещё есть декоратор сцены и его ассистент. Они оформляют интерьер помещения, находят нужные предметы для создания атмосферы, и расставляют их так, чтобы всё выглядело натурально. Даже если планируется создать убежище анахорета.
О чем снять свой первый фильм
С чего начать
Идея. Формирование истории начинается задолго до того, как мы берем камеру в руки.
Большинство документальных фильмов начинается с того что у режиссера появляется любопытство о предмете, событии. И при этом, сама идея для документальных фильмов часто меняется в процессе производства.
Когда я попросил студентов дать мне идеи для создания документального фильма я услышал, как они стали выпаливать с энтузиазмом, » Я хочу сделать документальный фильм про окружающую среду», или » Я хочу сделать историю про бездомных», или «Я хочу сделать что-нибудь о правах животных.» При этом темы или проблемы, как правило, широкие и сюжетные элементы ещё не уточнены.
Техника
Без хорошей и качественной аппаратуры съемки фильма не представляются возможными. Все помнят, насколько хороша «картинка» в таких кинолентах, как «Трансформеры», «Пираты Карибского моря», «Мститель» и т. д. Эти фильмы, как и подавляющее большинство голливудских, снимались на камеры RED. И их себе может позволить только профессиональная киностудия. Потому что EPIC-M RED DRAGON, например, стоит более 3 265 000 рублей. Но зато какой у этой камеры динамический диапазон и детализация!
Также необходимо звукозаписывающее оборудование. Для получения качественной фонограммы используется синхронная съёмка. Звук записывается вместе с изображением, но на другую технику. Чтобы он был качественным и «чистым», используются микрофоны на петличках, которые крепятся так, чтобы их не было видно в кадре. Но не все используют этот метод. В большом количестве случаев звук перезаписывается в студии, но это занимает немало времени, так как необходимо добиться идеальной синхронности с изображением.
Однако отснять видео- и аудиоматериал – это только полдела. Ответственным этапом является процесс монтажа, который также требует наличия профессиональной техники. Для этого нужны мощные компьютеры и серьёзные программы, с помощью которых получится сделать достойные спецэффекты. Вот, например, Avid Media Composer. Это – программа для осуществления нелинейного монтажа. Именно в ней создавались такие фильмы, как «Начало», «Хроники Нарнии», «Чёрный лебедь», «Железный Человек», «Тёмный рыцарь» и т. д.
Режиссёр
Это – глава, руководитель съёмочной группы. Именно он отвечает за сценическую и художественную составляющие фильма.
Первая задача режиссёра заключается в определении главной мысли киноленты. Два важных вопроса, на которые он обязан дать ответ – что он хочет сказать зрителям, и что они должны понять?
Затем режиссёр определяет общий художественный стиль киноленты. Впрочем, обычно это даже в отдельный этап не выносится. У хорошего режиссёра он и так выработан. Самый яркий пример современности – Квентин Тарантино. В своих фильмах он часто обращается к забытым, непопулярным жанрам. «Убить Билла», например, является настоящим самурайским кино. «Доказательство смерти» — это натуральный эксплотейшн 70-х. В «Джанго» прослеживаются особенности вестерна. Ещё в фильмах Квентина нередок чёрный красивый юмор и оправданная жестокость. Фирменная съёмка снизу, беседа героя перед зеркалом, женские стопы крупным планом, эпизоды в туалете… Изюминок у Квентина немало. Во многом они определяют стиль фильма. И у хорошего режиссёра, как и у него, все эти особенности приходятся как нельзя кстати, поскольку они применены в соответствии с жанром и тематикой.
Но стоит вернуться к обязанностям режиссёра. Помимо перечисленного, он должен реализовать сценарий, воплотить его в жизнь, и на протяжении всех съёмок руководить процессом и актёрами. В общем, в его обязанности входит буквально всё – начиная от руководства работой кинооператоров и заканчивая монтажом.
Продвижение
Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство
Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы
Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.
Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.
Один день из жизни в местной парикмахерской
Центральная тема нашего документального фильма. «Джино Конти, живущий в Торонто в районе Маленькой Италии, решил повесить свои ножницы после тридцати лет работы парикмахером, потому что решил уделить больше своего времени искусству рисования».
Эта центральная тема говорит нам кое-что о главном герое и его мотивации, о чём главное действие (стрижка волос, искусство), место действия (парикмахерская и студия). Теперь вы можете начинать снимать кадры, которые касаются нашей темы.
- Реальность: Джино стрижёт в волосы, взаимодействуя с коллегами и клиентами. Джино у себя дома с семьёй. Джино в своей студии. Его выставка в местной галерее.
- Интервью: Джино, другие парикмахеры, клиенты, владелец галереи, жена и дети.
- Видео ряд. Район Малая Италия, Торонто; экстерьеры парикмахерской и галереи; рабочие инструменты – ножницы и краски; окрестности и паб Джино.
Другие специалисты
Выше была перечислена далеко не вся съемочная техника и профессионалы, задействованные в процессе создания кино. На площадке может работать не одна сотня людей. Ассистент оператора, установщик реквизита, координатор-оформитель, дизайнер по костюмам, портной, директор по кастингу, менеджер по выбору натуры, технический консультант, техник по спецэффектам, художник по специальному гриму, постановщик трюков… эти и многие другие люди входят в состав съёмочной группы. И каждый из них по-своему важен.
Ещё есть режиссёр массовок, дублёры, каскадёры, парикмахеры, инженеры звукозаписи, операторы микрофонов, кабельщики, механики, дольщики, помощники по наведению фокуса, фотографы, осветители, колористы, дизайнеры графики. Последние лучше всех остальных знают, как снимают спецэффекты в кино. Именно они занимаются наложением изображений с последующие компиляцией и корректировкой изображения.
Процесс
Что ж, из кого «состоит» съемочная группа – ясно, но что насчёт самого процесса? Это отдельная тема.
Обычно первым на площадке появляется звукорежиссёр. Ему необходимо установить микрофоны, проверить уровень шумов, а также убедиться, что звукозаписывающее оборудование и тени от них не попадают в кадр.
Затем появляются осветители. Им нужно установить камеры и включить оборудование. После приходят операторы, и проверяют готовность своей техники. Когда на площадке появится режиссёр – всё должно быть готово. И съёмочная группа с актёрами в том числе.
После команды «Мотор!», отдаваемой режиссёром, в кадре появляется его помощник с хлопушкой-нумератором, на которой пишут номер сцены и её дубля. Это делается не просто так. А для того, чтобы режиссёр потом быстрее выбрал наиболее удавшийся вариант.
Когда даётся хлопок? После того как включённая камера набирает нужную скорость, а звукооператор запускает запись звука и убеждается в том, что изображение с ним синхронизировано. Как только помощник дал хлопок и покинул кадр, оператор повторно проверяет – не попадает ли что «лишнее» в кадр. Если нет, то он подаёт соответствующий сигнал режиссёру. И тот даёт вторую команду: «Камера!» После этого актёры играют сцену, что занимает несколько секунд/минут. После команды режиссёра «Снято!» процесс прекращается.

Эта тема закрыта для публикации ответов.