Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Почему скачки роста называют кризисами

Скачкообразное развитие нервной системы не дает ребенку спокойно спать и будоражит сознание. Малыш, познавая все больше окружающий мир, осознает свою беспомощность и с каждым днем все сильнее эмоционально привязывается к матери.

Каждое новое умение сначала очень радует грудничка, например, первый переворот со спины на живот. Когда в очередной раз у него этот трюк не получится, младенец с присущим ему максимализмом примется кричать.

Скачки роста называют кризисами, потому что в определенные моменты психика малыша не выдерживает колоссальной нагрузки. Ребенок вынужден резко реагировать истериками на изменения в организме и бесконечно поступающую информацию в огромных количествах.

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем

Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру

Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Что такое скачки роста и в какой период они наблюдаются

Скачками роста в педиатрической практике называют своеобразные кризисные периоды у детей, сопровождающиеся стремительным развитием как с физиологической, так и с психологической стороны. На каждом из этих этапов наблюдается увеличение нейронных связей и повышение интеллектуальных способностей ребенка.

В первый год жизни младенцы развиваются очень быстро. Организму требуется для этого множество ресурсов. Именно поэтому и происходят такие скачки развития. Многие знают фразу: «Малыш растет не по дням, а по часам». Научно доказанный факт, что кроха может вырасти на ночь сразу на несколько сантиметров. Это явление врачи и называют скачками роста.

12 неделя — мир мягких переходов

К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.

К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности.  Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения

Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка. Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться

Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение. Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно

Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке

Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому. Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример

«Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?»

Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Как пользоваться календарем кризисов

Календари кризисов бывают 2 типов – общие и индивидуальные. Общий календарь подразумевает понедельную схему наиболее вероятных изменений в поведении ребенка, исходя из человеческой физиологии. Наиболее трудные периоды становления личности наблюдаются у всех людей примерно в одном возрастном промежутке.

Если ребенок родился недоношенным и роды состоялись, например, за 2 недели до предполагаемой даты, отсчет необходимо вести, начиная с дня, на 2 недели позже исходной точки. Во втором случае, при использовании индивидуального календаря кризисов, расчет скачков будет более точным, так как формируется с учетом даты рождения маленького человека. Составить такой календарь можно онлайн, с помощью бесплатных сервисов в интернете.

Например, изображенное солнце на 21 неделе жизни ребенка, рожденного 8 января 2017 г., свидетельствует о том, что грудничок в этот период проявит себя с «солнечной» стороны, в то время как туча на 12 неделе предупреждает родителей о начале кризисного этапа.

Психоэмоциональное развитие малышей

Новорожденный проводит большую часть времени во сне, его почти не беспокоят звуки. Разбудить ребенка может только резкий громкий звук или яркий свет, направленный прямо на закрытые веки.

В 1 месяц детки начинают видеть окружающий мир, с помощью движения глазных яблок следить за медленно движущимися предметами.

В 2 месяца дети понимают режим сна и бодрствования, у них получается его придерживаться. Первое эмоциональное проявление в ответ на внешние факторы можно заметить именно в этом возрасте.

Первая улыбка

Трехмесячный малыш начинает узнавать свою маму не только по запаху, но и внешне. Ребенка привлекают игрушки.

В 4 месяца дети дольше могут играть самостоятельно, если игрушки расположены близко. Малыш не боится оставаться один, некоторое время может спокойно проводить наедине с яркими предметами.

В 5 месяцев дети хорошо понимают интонацию взрослых, а также узнают себя в зеркале.

Полугодовалый малыш реагирует на свое имя и пробует произносить первые слоги.

С 7 до 8 месяцев развивается способность различать знакомых людей и чужих. Поэтому дети этого возраста неохотно идут на ручки к незнакомым родственникам.

В 9-10 месяцев дети легко узнают бабушку или маму среди людей и могут выразить свою радость, помахав им.

После 11 месяцев ребенок понимает слова-запреты, которые могут его сильно расстраивать. Если он слышит, что ему нельзя что-то трогать или делать, расстройство может оказаться слишком эмоциональным и привести к истерике.

Физиологическое развитие детей до года

Стремительное развитие можно легко связать с календарем скачков роста у детей до года. Всего за год груднички вырастают более, чем на 20 см. Стремительно увеличивается обхват головы, по которому можно судить о том, насколько быстро растет мозг ребенка.

Физическое развитие детей первого года жизни

Возраст, мес. Приобретенные физические навыки Отличительные черты возраста
1 В этом возрасте заканчивается период новорожденности, ребенок больше не концентрируется на безусловных рефлексах. Он учится поднимать голову, лежа на животе. Ребенку открывается окружающий мир. Он осознает, что, кроме его личных потребностей, есть свет и тьма, тишина и звуки. Это новшество становится толчком к первому кризису.
2 Удерживать голову ребенку удается дольше, он начинает понимать, откуда исходит громкий звук, и поворачивает в его сторону голову. Первая осознанная улыбка говорит о том, что начинает развиваться психоэмоциональное восприятие мира.
3 Малыши, лежа на животе, начинают пробовать приподниматься на руках, переворачиваться со спины на живот и обратно. Любые неудачные попытки будут настоящей катастрофой для грудничка.
4 В этом возрасте дети учатся брать некрупные предметы и тянуть их в рот. Возраст большим количеством нервных срывов не отличается.
5 Впервые ребенок пробует занять вертикальное положение, опираясь на подушки или локти. Отмечается резкая смена настроения малыша, связанная с нежеланием лежать на спине.
6 Существенно снижается продолжительность сна, ребенок может сидеть с опорой. Перестройка режимов сна и бодрствования, а также стремление постоянно сидеть не могут пройти бесследно для психики малыша.
7 Умение брать игрушки вносит существенное разнообразие в досуг ребенка. Грудничок чаще спокоен, чем раздражен.
8 Навык вставать с опорой увлекает ребенка, и он не устает тренироваться снова и снова. Попытки ходить приставным шагом у опоры не всегда венчаются успехом, что существенно расстраивает малыша и нередко становится причиной истерик.
9 Уже отчеканенный приставной шаг становится основным занятием. Большую часть времени ребенок доволен. Он наслаждается умением вставать и передвигаться в вертикальном положении.
10 Наскучивший приставной шаг хочется превратить в передвижение без опоры. Неудачные попытки порождают громкие истерики.
11 В этом возрасте дети тренируют прямохождение. Обычно этот возраст не включает каких-либо кризисных моментов.
12

Важно! Каждый скачок роста у грудничков календарь не может точно предсказать. Нельзя забывать о том, что все малыши индивидуальны и развиваются с некоторыми отклонениями от общепринятых сроков

Подростковый кризис

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения — как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.

Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

  • резкие перемены в настроении;
  • странные увлечения;
  • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
  • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

Вторая фаза – 2 месяца

Примерно в середине седьмой – начале восьмой недели первого года жизни у малышей наступает вторая кризисная фаза. В этом возрасте у них появляются новые способности, улучшается работа органов чувств. Кроха лучше слышит, чувствует запахи, ощущает вкусы. Все это для него необычно, поэтому единственное, чего он хочет, это вернуться назад к маме, спрятаться у нее на груди и чувствовать себя в полной безопасности.

Скачки роста

Признаки

Иногда кризис роста проходит незаметно, но бывает, что он длится дольше и достаточно явно.

Какие признаки помогут вам определить скачок роста:

1. Изменения в питании

Малыша труднее накормить, иногда маме непонятно, действительно ли он голодный — кроха может отказываться от груди и бутылочки, но подавать признаки голода. Ребенок хочет кушать чаще, но во время кормления ест меньше. Такое поведение характерно, когда он пытается успокоиться за счет еды.

2. Поведение

Ребенок становится беспокойнее и капризнее. Вы увидите, что он не хочет слезать с рук и плачет, когда вы пробуете положить его в кроватку. Или же вы заметите, что малыш плачет и не успокаивается, когда обычно он спокойный и расслабленный. Такое поведение связано с накоплением переутомления, так как кроха тратит много энергии во время кризисов роста.Также, если малыш раздражается или капризничает, он может быть на подходе освоения нового навыка.

3. Сон

Перед скачком роста и во время него дети бывают более сонными. Учащаются ночные пробуждения, а дневные сны становятся короче. Если у вас до этого был режим, он может испортиться. Вам покажется, что ребенку он больше не подходит и нужно менять распорядок сна и бодрствования. Но к концу скачка роста вы заметите, что прежний режим вернулся в норму.

Обратите внимание — скачки роста иногда путают с другими проблемами. Так, малыш бывает сонным и капризным из-за того, что заболевает

А голод являться признаком нехватки молока у мамы.

4. Ребенок осваивает один из навыков:

  • обучается новым ощущениям и познает свое тело
  • начинает переворачиваться
  • осваивает положение на «четвереньках» и начинает ползать
  • учится садиться и вставать из положения «сидя»
  • пробует стоять, держась за опору и делать первые шаги
  • начинает ходить
  • активно осваивает речь

5. Изменение размера ноги и руки

После скачка роста вы заметите, как ваш карапуз подрос.

Скорость набора ценных килограммов и сантиметров

Грудничок прибавляет сантиметры и граммы каждый месяц. Причем, до полугодовалого возраста каждые четыре недели рост становится больше на 2,5 см, а после 6 месяцев темп немного снижается, и он прибавляет по 1,5 см. В результате к годовалому возрасту ребенок становится на 50% больше, чем при рождении.

Возраст грудничка, месс. Средняя норма прибавки, г Прибавка с рождения, г Средняя норма прибавки, см Прибавка с рождения, см
1 700 700 3-4 3-4
2 800 1500 3 6
3 850 2350 2-3 8-9
4 800 3150 2-3 10-11
5 750 3900 2-3 12-13
6 650 4550 2-3 14-15
7 600 5150 2-3 16-17
8 500 5650 2-3 18-19
9 450 6100 1-2 20-21
10 400 6500 1-2 22-23
11 350 6850 1-2 23-24
12 300 7150 1-2 25-26

Особенностью является и то, что рост прибавляется не медленно, а скачками, принося многочисленные изменения в эмоциональной сфере. Периоды у большинства детей совпадают и характеризуются одними и теми же изменениями.

Что касается массы тела, то она к 6 месяцам удваивается, ежемесячно прибавляется по 800 г, а к году масса утраивается, ежемесячно прибавляется по 400 г.

Норма может быть нарушена по причине каких-либо нарушений в развитии. Если грудничок физически развивается слабо, то это может свидетельствовать об анемии, рахите, заболеваниях эндокринной системы, пищеварительных органов, центральной нервной системы. Если малыш на грудном вскармливании, то нужно убедиться в том, что хватает грудного молока. Возможно, потребуется докорм смесями.

Таблица приблизительного веса и роста на протяжении всего первого года жизни.

Возраст, мес. Рост Вес
1 57 4000
2 60 4800
3 63 5600
4 65 6400
5 67 7100
6 69 7900
7 71 8300
8 73 8800
9 74.5 9100
10 76 9700
11 77,5 10100
12 79 10500

Важными показателями развития детей до года являются вес, рост, объем головы и обхват грудной клетки. Все полученные данные записываются. Существует общепринятая норма показателей, с которой и сверяются полученные данные. Это помогает врачу вовремя отследить отклонения от нормы. На то, как изменяется рост и вес ребенка, влияет много факторов, которые учитывает специалист.

  1. Пол ребенка. Девочки набирают вес и растут медленнее, чем мальчики. Мальчики приблизительно на 1-2 см опережают девочек в росте и на 500-600 грамм – в весе.
  2. Учитывается вес и рост при рождении.
  3. Важную роль играет наследственность. Если мама и папа были рождены большими, то подобного можно ожидать и от ребенка.
  4. Состояние здоровья: простудные заболевания и другие инфекции, прорезывание зубов, переживания.
  5. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.
  6. Тип вскармливания (грудное молоко или смеси). Дети на искусственном вскармливании набирают вес быстрее, чем те, которые вскармливаются грудью.

Норма среднего роста и веса, согласно полу грудничка, по месяцам будет отличаться. Таблица наглядно это показывает.

Возраст, мес. Девочки Мальчики
Прибавка в см Вес, г Прибавка в см Вес, г
1 53 4200 55 4500
2 57 5100 58 5600
3 60 5800 61 6400
4 62 6400 64 7000
5 64 6900 66 7500
6 66 7300 68 7900
7 67 7600 69 8300
8 69 7900 71 8600
9 70 8200 72 8900
10 72 8500 73 9200
11 73 8700 75 9400
12 74 8900 76 9600

Таблица позволяет увидеть, что мальчики физически развиваются быстрее, чем девочки.

В течение первых двенадцати месяцев ребенок может вырасти на 25 см. Такого значительного изменения цифр за такое короткое время не будет наблюдаться больше ни в один период развития.

Как определить период скачков роста и развития

Скачки роста у грудничков проще преодолеть, если родители по ряду признаков смогут их распознать:

  • Усиление аппетита грудничка. Несмотря на уже налаженный режим кормления, ребенок в этот период вдруг начинает хаотично требовать еду. При чем он не всегда съедает свою норму, а чаще всего потребляет лишь 1/3 от всей порции, размер которой определяется возрастными рекомендациями педиатров.
  • Изменения в распорядке дня и сопутствующие им нарушения режима сна. В зависимости от характера грудничка, в период скачков развития он может начать дольше и чаще спать или, наоборот, его сон на время может стать прерывистым и коротким.
  • Подрастающий человек становится более капризным

    , требует непрерывного внимания и чаще плачет. Такие изменения в состоянии ребенка связаны не только с тем, что большую часть времени он остается неудовлетворенным своим состоянием – голод и нехватка сна, например, но и с возможным наличием болезненных ощущений в суставах и костях. Скачки развития сопровождаются активным ростом тела детей, что провоцирует дискомфорт, а при недостатке витаминов в детском организме, острые приступы боли.

  • Появление нового навыка. При чем не всегда новое умение будет очевидным для родителей. Например, когда подрастающий человек научится различать весь спектр цветов и форм на любом расстоянии, для матери он остается на прежнем этапе развития, в то время как фактически он будто рождается заново, открывая для себя окружающий мир.
  • Изменение длины ног и увеличение размера ладоней. Такие изменения являются наиболее характерными для грудничков в периоды скачков развития. Среди других физиологических изменений, свойственных этим этапам, также называют сужение суставов, расширение плеч (у мальчиков) и увеличение размеров бедер (у девочек).

В противном случае такие изменения в состоянии грудничка свидетельствуют не о его росте, а начале болезни или нехватке грудного молока (если мать приняла решение не докармливать ребенка искусственной смесью).

Что умеют дети в 1 год и 8 месяцев

Учитывая индивидуальность каждого малыша ориентироваться на конкретные временные рамки развития того или иного навыка не следует. Всего уметь ребенок в 1 год и 8 месяцев не может, да и не должен. Придет время и он научится четко разговаривать, излагать свои мысли, требования.

На данном этапе развитие малыша заключается в следующем:

  • Без помощи посторонних малыш может достать необходимый предмет, учитывая то, что он уже достаточно ловко передвигается, у него развита координация движений, ориентация в пространстве. В 1 год и 8 месяцев кроха может отказаться от прогулок в коляске. Вместо этого стремиться изведать все уголки деткой площадки и не только.
  • Малыш в 1 год и 8 месяцев может проявлять желание общаться с детьми, как сверстниками, так и возрастом постарше. Ему интересно общение и игры с ними.

Развитие крохи в этом возрасте важно для речевого аппарата. Ведь в этот период малыш должен уметь говорить. (function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

(function(w,n){w=w||[];w.push(]);})(window,’adfoxAsyncParamsScroll’);

Пусть его словарный запас невелик, и не всегда ясно, что кроха говорит, но определенное количество базовых слов в нем присутствовать должно.

Как правило, в этот период кроха говорит на языке, понятном ему самому и родителям, но со временем речь усовершенствуется. Малыш должен уметь говорить простые слова, к числу которых можно отнести мама, папа, дай, на, пойдем и прочие.

По мере усовершенствования речи кроха может проявлять первые попытки составления предложений, например, мама дай, хочу пить. Как правило, ближе к 2 годам малыш говорит четко, его можно понять.

В этом возрасте многих родителей тревожит тот факт, что их ребенок не говорит. Не стоит переживать по этому поводу и таскать ребенка по врачам, ведь это нормально, что кроха пока не говорит, может он обладает другими навыками, которые для детей его возраста еще не доступны.

  • В 1 год и 8 месяцев дети увлекаются различными развивающими играми, которые положительно влияют на их развитие. В это время им интересно рисование, раскрашивание фигур, различное творчество, в котором родители принимают непосредственное участие.
  • В 1 год и 8 месяцев малыш должен отличать предметы по размерам, цветам и геометрической форме. Актуальными игрушками в этот период являются всевозможные пирамиды, планшеты, в которые необходимо вставлять фигуры по форме, цветам, и прочее.
  • Ребенок на протяжении 10 – 20 минут должен уметь самостоятельно занимать себя, например, складывать кубики, пирамиды. Растет заинтересованность в просмотре мультфильмов.

  • Дети овладевают бытовыми навыками, к числу которых можно отнести самостоятельное принятие пищи, одевания или снятия таких предметов одежды, как шапка, носки.
  • Проявляются первые попытки проситься на горшок. Это время специалисты считают оптимальным для того, дабы отучить ребенка от подгузников.
  • Кроха умеет проявлять свои эмоции и реагировать на эмоции окружающих. Он прекрасно понимает, когда мама огорчена его поведением, а когда наоборот, радуется его достижениям. Вместе с эмоциями может проявляться и характер.

Родителям необходимо всячески поддерживать и поощрять детей в этом возрасте, развитие которых происходит каждый день. Не стоит сравнивать своего малыша со сверстниками, которые уже много чего умеют.

Вскоре это непременно освоит и ваш малыш, но, для этого ему необходимо какое-то время. Все показатели этого возраста являются среднестатистическими, и отклонение от них не свидетельствует о задержке развития малыша. Если же родителей смущают те или иные отклонения в развитии, то они могут проконсультироваться со специалистом.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила  его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Периодичность скачков роста

Скачки роста у детей до года – это периоды, в которые родители отмечают существенные изменения в поведении и умениях малыша. С каждой мамой бывало так, что она однажды утром просыпалась и понимала, что сегодня ребенка будто подменили – он не дает ей отойти надолго, требует игрушку или не помещается в любимый комбинезон. Перед каждой новой ступенью развития организм набирает силы и копит потенциал, чтобы в какой-то момент удивить себя и родителей новым умением.

В течение первого года жизни может наблюдаться до 7 скачков развития у ребенка:

  • С первым родители столкнутся сразу после завершения периода новорожденности – после 28 дня жизни;
  • Второй раз малыш поменяет поведение и станет немного другим в 2 месяца;
  • К середине 3 месяца произойдет еще один сачок, который не останется незамеченным;
  • В 5 месяцев мама станет замечать, что гулять с малышом стало сложнее. Это самый сложный четвертый скачок. Он возникает, потому что малыш уже хорошо держит головку и хочет сесть, но пока еще не может, отсюда яркий кризис;
  • Пятый скачок наступит сразу после того, как грудничку исполнится полгода;
  • В шестой раз наступит кризис после 8 месяцев, когда малыш уверенно сядет и начнет воспринимать мир в вертикальной плоскости;
  • Самый последний, седьмой скачок, наступает, когда ребенку исполняется 10 месяцев. В этом возрасте почти все дети умеют стоять и уже пробовали делать первые шаги, но уверенно ходить пока не могут, что становится причиной нервных кризисов.

Если мама ведет дневник развития малыша, в ее записях сам собой образуется календарь скачков развития ребенка, основанный на заметках о том, что в определенные дни малыш был особенно нервным без видимых причин.


Малыш расстроился

Важно! Взрослым не следует срываться на малышей. Повышенная капризность никак не связана с порчей характера

Дети сами страдают от того, что их психика претерпевает резкие изменения, поэтому в такие моменты крохи нуждаются в поддержке и заботе еще больше.

Кризис 6-8 лет

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: симптомы и лечение невроза у детей

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.