Кризис трёх лет. или «я сам!»

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев:

«Острый» период Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.

Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды.

Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.

Помощь от домашних животных

Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.

Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.

Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.

По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.

Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.

Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что же случилось?

Почему из милого, послушного малыша кроха превратился в упрямого грубияна? «Это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих ребенка людей – изменяются отношения и к этим людям, и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых», — объясняет Л. С. Выготский. Психолог никогда не был солидарен с западноевропейскими авторами, видевшими в кризисе 3-х лет попытку ребенка отстраниться от взрослых и порвать прежние социальные связи. Он полагал, что все дело в стремлении маленького члена семьи построить новое взамен устаревшего. Если раньше ваше чадо, в основном, было занято манипуляциями с предметами и игрушками, то теперь вдруг обнаруживает, что он может действовать самостоятельно, что имеет собственное «Я» и живет в мире других людей. Такое положение вещей для него в новинку, проверенной схемы действий еще нет, вот и приходится малышу выстраивать все с нуля, искать свое место в структуре семьи, «прощупывать» взрослых на прочность, определять границы дозволенного и пределы собственных возможностей. Помочь преодолеть трудности может «обыкновенная» ролевая игра – безопасное отражение реальной жизни. Запаситесь игрушками и покажите сыну или дочке как строятся отношения между людьми на их примере. 

Другой видный специалист, Д. Б. Эльконин, называл перемены 3 лет именно «кризисом отношений»

Действительно, если обратить внимание на «семизвездие» симптомов, то можно заметить: бунт ребенка определяется не конкретным содержанием ситуации, а отношениями, которые ее наполняют. Поступки малыша теперь как никогда связаны с характером его взаимодействий со взрослым

В зависимости от типа социальных контактов, карапуз сам выбирает, кому подчиняться, а кого дразнить. 

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

Дети пытаются добиться конечного результата своих действий

Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым

Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Особенности проявления

Проявляется кризис у каждого ребёнка по-разному. Кто-то закатывает истерики в магазине, кто-то убегает, а некоторые дети упрямо не хотят подчиняться.

Основные особенности переходного возраста 3 лет:

  1. Диктатура. Ребёнок устойчиво пытается подчинить себе родителей. Нет другого варианта, как подчиниться. Любые другие решения малыш воспринимает с плачем.
  2. Обесценивание. Теперь любимая игрушка под диваном, песни не стоит петь, а любимый папа уже воспринимается как чужой дядя.
  3. Самостоятельность. В некоторых случаях это хорошо, в других — малыш не даёт себе помогать, а неудачи будоражат детскую психику ещё больше.
  4. Негативизм. Малыш будет отказываться от игр только потому, что их предложила мама, а не он сам стал инициатором.
  5. Настойчивость. В любой ситуации малыш настаивает на своём и не принимает никаких аргументов.

Что чувствует малыш

Как вы понимаете, причиной происходящего является тот факт, что ребенок осознал, что он является не частью мамы и папы, а самостоятельной личностью. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает какие-то свои правила поведения и игры. Именно сейчас начинается этап, когда малыш активно продолжает формироваться, точнее продолжает собираться картинка его характера.

Увидеть первые его особенности вы можете, прислушавшись, что говорит кроха во время игры, какую роль он в этом занимает: лидера – постоянно выдумывает новые роли, рассказывает кому и что нужно делать или, наоборот, прислушивается к другим и повторяет их модель поведения. Итак, он чувствует себя самостоятельным, независимым, иногда бесстрашным. Главная задача родителей при этом – не сломать ребенка, а поддержать в процессе его взросления.

Если в приведенных примерах Вы узнали себя, отчаиваться не стоит!

Рассогласования в ожиданиях от второй половины и притязаний от нее и себя же самого всегда были и всегда будут. Это законы жизни, это нормально для развития отношений, для личности в целом

Однако стоит обратить внимание на количество рассогласований в сферах семейной жизни. Если Вы обнаружили конфликтные зоны как минимум в трех сферах семейной жизни, включая интимно-сексуальную, которую мы не разбирали в этой статье подробно, есть повод задуматься:

В любом случае, если Вы это осознаете, если Ваша вторая половина осознает те конфликтогенные факторы, которые оказывают негативное влияние на Вашу совместную жизнь, то уже полдела сделано!

 Осознание проблемных зон дает хороший старт в решении вопроса кризиса в отношениях. Страшнее всего, когда пара не желает признавать наличие проблем, но с охотой перекладывает друг на друга ответственность за неудачи в совместной жизни!

Если Вы готовы к тому, чтобы сохранить семью, сохранить любовь, доверие, взаимное уважение и перейти к новому этапу жизни, обращайтесь к нашим психологам. Специалисты помогут Вам найти пути решения актуальных вопросов в рамках семейной или индивидуальной терапии.

Берегите друг друга!

Трудное семизвездие или как определить наступление кризиса?

Каждый кризис служит своей цели развития личности, а значит, имеет свои проявления — и положительные, и отрицательные. Кризис трех лет — один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.

К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса — так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему — и его, и свою.

Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

Строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивание. Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка — противной, родители — злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Протест-бунт. Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Упрямство

Упрямство и настойчивость — это разные вещи, которые нельзя путать между собой. Настойчивость — это о проявлении воли, которое позволяет малышу достигать поставленной цели. А вот упрямый ребенок будет стоять на своем только потому, что прежде уже требовал это.

Подробнее рассмотрим разницу между упрямством и настойчивостью:

  • Настойчивость. Ребенок наотрез отказывается садиться за стол, потому что не достроил башню из кубиков. А она все время рушится.
  • Упрямство. Если мама зовет ребенка на завтрак, но он отказывается. А перед этим сказал, что не голодный. На самом же деле он проголодался и не прочь что-то перекусить.

Что делать в таком случае? Переубеждать малыша и продолжать настойчиво звать завтракать не стоит. Верное решение — оставить еду на столе и сказать ребенку, что он может поесть тогда, когда проголодается.

Какой возрастной период?

Во время становления личности ребенка существуют определенные возрастные рамки.

Первые проявления кризиса могут появиться в 18-20 месяцев. Это ранний возраст. Кризис 3 лет может обычно наступает с 2,5 до 3,5 лет.

Продолжительность этого сложного явления достаточно условна. В отдельных случаях кризис может длиться несколько лет.

Ярко выраженные психоэмоциональные реакции зависят от нескольких характеристик, а именно:

  1. Детский темперамент. У ребенка холерика/сангвиника признаки проявляются более ярко, чем у малыша флегматика или меланхолика.
  2. Манера родительского воспитания. Если у родителей авторитарный стиль воспитания, то проявление детского негативизма обостряется в разы.
  3. Особенность взаимоотношения матери и ребенка. Чем психологически мать ближе к своему ребенку, тем будет проще отрицательные моменты преодолеть.

На яркость проявления эмоциональных реакций влияют и внешние условия. К примеру, если пик этого периода припадет на начало адаптации ребенка в детском саду. Часто бывает так, что в семье на свет появляется и младший брат или сестра. Такие косвенные внешние условия усугубляют психоэмоциональные реакции ребенка.

Признаки кризиса

Проявления кризиса трех лет могут быть пассивными, связанными с отказом выполнять просьбы и распоряжения взрослых, и активными, когда ребенок совершает действия прямо противоположные тем, которые требуют родители. Психологи выделяют семь основных симптомов, которые проявляются в этот период:

Негативизм. Ребенок сопротивляется любой помощи и запретам, противоречит взрослым и делает все наоборот. Отрицание ради отрицания – это первая попытка почувствовать собственную свободу и распорядиться ею.
Упрямство

Ребенку важно не достичь какую-то определенную цель, а настоять на выполнении своего требования. Он не может отступить от своего первоначального решения, даже если изменятся обстоятельства.
Строптивость

Это проявление кризиса – протест против норм воспитания, привычного образа жизни и сложившихся семейных устоев. Ребенок пытается показать, что он вырос, и родителям пора многое менять в общении с ним.
Своеволие. «Я сам!» – девиз, под которым проходит кризис трех лет. У детей появляются познавательные потребности – они хотят взаимодействовать с окружающим миром без помощи родителей так, как считают правильным.
Протест. Ребенок проявляет агрессию, ищет любые поводы для ссоры и выводит родителей на конфликт. Это один из способов заставить взрослых считаться с его мнением и желаниями.
Обесценивание. В процессе переоценки ценностей все, что раньше было дорогим для ребенка, теряет значимость. Родители перестают быть авторитетом, правила не соблюдаются, любимые игрушки ломаются.
Деспотизм. Ребенок хочет почувствовать свою власть над взрослыми, приказывает, что делать, и требует полного подчинения. Если в семье есть другие дети, может возникнуть ревность. Трехлетний ребенок будет использовать драки и ссоры, чтобы превзойти и подчинить соперника.

Что делать родителям ⠀

Плохое поведение – сигнал для родителей, что пора кардинально менять формат взаимодействия. Ребенок неосознанно провоцирует конфликты, чтобы научиться их преодолевать и выработать новые модели поведения. Задача взрослого – направить ребенка и организовывать пространство для самостоятельной деятельности.

Признать право на самостоятельность

Главное, что нужно знать родителям, – ребенку важно пробовать делать что-то самому, получить опыт решения простейших жизненных задач. Не ограничивайте его, если занятие не несет угрозы для жизни и здоровья

Не стоит проявлять гиперопеку – запреты в самостоятельном получении опыта будут способствовать формированию тревожного отношения к окружающему миру и зависимости от родителей.

Установить правила, которые нельзя нарушать

Давая свободу действий, не стоит забывать о безопасности. Необходимо сформулировать несколько четких правил, обязательных для всех членов семьи. Объясните последствия, которые могут наступить, если нарушить запреты.

Придерживаться единой тактики

Если за один и тот же поступок мама ругает, а папа начинает хвалить, у ребенка нарушается внутренняя система координат. Он не может понять, почему родители ведут себя по-разному, теряет чувство стабильности и безопасности. В результате взрослые теряют авторитет, а ребенок начинает ими манипулировать.

Сохранять спокойствие

Большинство конфликтов можно перевести в шутку или переключить внимание ребенка на что-то интересное. Если истерику не удается остановить, подождите, дайте возможность пережить горе и самостоятельно успокоиться

Если сдержать эмоции не удалось, и вы накричали на ребенка, попросите прощения. 

Относиться с уважением

Не обесценивайте желания и интересы ребенка – это приведет к формированию низкой самооценки. Следите за его увлечениями, интересуйтесь желаниями, поддерживайте во всех начинаниях. Просите совета или помощи – принимая участие в делах родителей, он сможет почувствовать себя взрослым.

Причины возникновения кризиса 3 лет отношений

Говоря, о кризисе 3 лет в отношениях, следует учесть, что в современном обществе многие молодые люди предпочитают начать совместную жизнь до официального бракосочетания, или не вступать в брак и вовсе. Да, жизнь меняется, и то, что казалось невозможным и неприемлемым в обществе еще несколько десятилетий назад, не вызывает осуждения сейчас. Наоборот, родители молодых даже иногда призывают своих детей, готовых вступить в законные отношения, пожить вместе, «присмотреться» друг к другу. И дело не обязательно в том, что они не верят в искренность чувств, скорее всего, они сами испытали некоторое разочарование от того, как, в свое время, их лодка под названием «Любовь» стала биться о «семейный быт». А, возможно, здесь могут быть замешаны и другие вопросы, например, имущественные. Но, это уже совсем другая история.

Как отмечалось в одной из наших предыдущих статей, семейные кризисы можно сравнить с кризисами развития личности. Есть какая-то закономерность в этих процессах. Первые полгода отношений – период влюбленности, эротизации в отношениях, изменения в поведении определяют гормоны, влюбленные не могут наговориться, насмотреться друг на друга, им всегда не хватает времени, а то, что происходит вокруг, их мало волнует. Можно сказать, что они нуждаются друг в друге также сильно, как младенец в матери, ведь он полностью зависит от нее, она дает ему любовь, заботу, чувство безопасности. А, примерно, к полугодовалому возрасту, малыш начинает приобретать очень полезный навык – ползанье. Это дает ему возможность активнее не только двигаться, но и изучать окружающий мир. Влюбленные, спустя первые полгода, тоже готовы снять «розовые очки» и начать предпринимать активные действия в планировании совместной жизни.

И первый кризис отношений, с которым сталкивается пара, как и первый возрастной кризис, приходится на 1 год. К году ребенок уже умеет ходить, а ходьба дает не только преимущества в психофизиологическом развитии, но и  в познании мира, приобретении самостоятельности и возможности более широкого спектра действий, что позволяет развивать и высшие психические функции. Так и в отношениях.

Хочется чуть больше свободы действий, чуть больше личного пространства.

Появляется желание свободное время посвятить себе, заняться чем-то только своим, личным, выставить определенные границы, которые бы означали: «а вот это – только моё». И это абсолютно нормально, так как за период «растворения» друг в друге можно соскучиться по привычным вещам, делам, людям.

Кризис трех лет в развитии ребенка сопровождается существенными психофизиологическими изменениями, происходит первое становление личностной идентификации, в лексиконе ребенка появляется слово «Я». Ребенок стремиться к самостоятельности, через отделение от родителей, в частности, от матери. И стремиться он к этой самостоятельности через протест. Этот процесс отделения сопровождается разнообразными симптомами: истерики, аффективные реакции, агрессия, своеволие, обесценивание и многое другое.

 Стремление к «отделению», ясно ощутимое, осознаваемое и желанное, особенно ярко начинает проявляться и в отношениях. Ведь к этому времени интимно-сексуальная сфера уже не так важна, и любящие друг друга люди стараются:

  • завершить этап познания своей половинки, как личности
  • продемонстрировать себя, как личность
  • идентифицироваться друг с другом
  • найти общие интересы, ценности, увлечения, взгляды

К трем годам совместной жизни у пары могут появиться дети, которые существенно повлияют на привычный уклад жизни, на ее ценности, на ее ритм, правила, границы ответственности.

Да, помимо интимно-сексуальной сферы, существуют и другие ценности во взаимоотношениях. В жизни пары важны сферы: личностной идентификации, социальной активности, внешней привлекательности. Также не стоит забывать о хозяйственно-бытовой, эмоционально-психотерапевтической и родительско-воспитательной сферах. Чем больше рассогласований в каждой из перечисленных сфер, тем выше вероятность нарастания напряжения и, как следствие, конфликтов. А затяжные, нерешенные конфликты могут привести к разрыву в отношениях.

В этом и заключается кризис – становление различных сфер жизнедеятельности пары, семьи, как системы. А в любом становлении могут быть рассогласования, основанные на разнице в притязаниях и ожиданиях друг от друга.

 Преодолеть рассогласования – значит, преодолеть кризис и перейти на новый этап отношений, более зрелых.

Как проявляется кризис 3 лет у ребенка: симптомы

Основные симптомы кризиса:

  • Отрицательное отношение к кому-то. Ребенок может резко перестать воспринимать нормально кого-либо из взрослых: бабушку, дедушку, да кого угодно. Чем объясняется этот выбор — неизвестно. Но если раньше ребенок отлично относился к этому человеку и был рад встрече с ним, то сейчас ребенок будет кричать при одном лишь виде. Тем более он не станет гулять с этим человеком или слушать его указания
  • Упрямое поведение. Если ребенок попросит что-то, но ему откажут — он будет требовать до конца. Смысл этих действий в том, чтобы «сломать» взрослого человека. Ребенок принципиально будет требовать до конца, даже если ему это уже совсем не нужно


Ребенок требует

  • Противоречивость. Ребенок в принципе начинает противоречить всем сложившимся до этого нормам в семье и его воспитании. Тут уже ребенок не выбирает себе жертву. Он просто сопротивляется всему, что ему пытаются предложить
  • Самостоятельность. Это тот случай, когда фраза «я — сам» вылетает из уст вашего ребенка каждый раз, когда вы пытаетесь ему помочь. В этом не было бы ничего плохого, если бы малыш говорил это лишь в разумных ситуациях. Но дети начинают говорить это тогда, когда самостоятельное поведение недопустимо: сам включу утюг в розетку, сам включу плиту, сам подниму тяжелое ведро


Ребенок говорит «я сам»

Бунтарское поведение. Ребенок начинает чувствовать свою волю и самостоятельность. И если родители не воспринимают его попытки, то он начинает злиться. Проявляет он свою злость и обиду в постоянных протестах. Он уже не соглашается на прежние устои

Смена интересов. Ребенка перестают интересовать ранее любимые вещи: игрушки, занятия, любимый братик

Он переключает свое внимание на новые интересы

Авторитарность. Ребенок пытается подстроить под себя взрослых

Он пытается указывать кому, где и что нужно делать

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.