Кто такая снегурочка? и где ее родители?

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

Снегурка: славянское толкование

Общие корни народов индоевропейской группы позволяют делать выводы о едином мифологическом пространстве, в свете чего персонажи, герои и основные мотивы сказок и легенд повторяются и переплетаются. Русская Снегурочка — отголосок общей космогонической концепции и частичного культурного заимствования. Персонаж встречается преимущественно в славянских сказках, в Европе подобного образа

Одним из непременных внешних признаков и современных считается корона Снегурочки. по наблюдениям культурологов, восходит к образу пра-Снегурочки — славянского духа Костромы. Сестра Купалы — Кострома — изображалась как девушка в белых одеждах с короной (возможно, та самая корона Снегурочки) на голове и веткой дуба в руке. Встречи и проводы Костромы (олицетворения весны) сопровождались особыми обрядами. Подобно знакомому нам по многочисленным литературным произведениям, Кострома покидала людей — совсем как Снегурочка летом. Сестра Купалы некоторое время была «в силе», а затем «заболевала» и «умирала».

До сих пор неизвестно, как из Костромы получилась девочка-Снегурочка, но именно древнее божество славян лежит в основе современных семейных праздников.

Небольшая история возникновения Деда Мороза

Всем известный старый волшебник, дарящий подарки и приносящий сказку в каждый дом, был таковым не всегда. Задолго до появления на Руси христианства Дед Мороз представлял собой злого и весьма жестокого духа холода, снега и темноты. Там, где наступала зима и сильные холода, считалось, что Дед Мороз пришел за очередными жертвами. Исходя из языческих легенд, он представлял собой олицетворение трех божеств:

  • Позвизд — дух бури и непогоды;
  • Зимник — дух сильных, свирепых морозов;
  • Карачун — дух подземного царства, отнимающий жизни в лютые морозы.

Кстати, если верить легендам, он воровал маленьких детей. Лишь потом, спустя множество веков, Дед Мороз предстал перед людьми в качестве доброго старца, который повелевает зимой и одаривает малышей подарками.

Следует отметить, что лишь в русском фольклоре у Деда Мороза есть такая спутница, как Снегурочка. У других народов Дед путешествует в одиночку либо в сопровождении Снеговика.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ри — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Купец Мизгирь

Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.

В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:

  • красив;
  • молод;
  • богат;
  • самоуверен.

Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.

Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.

Ледяная девушка из сказки

Про живую ледяную девушку рассказывали русские народные сказки, в которых её лепят во дворе, а она чудодейственным образом непременно оживает. А в силу того, что лепят это чудо из снега, то и звать стали свои «поделки» люди Снегурушками и Снежевиночками.

Одной из первых появилась весть о существующей девочке из снега у русского любителя фольклора Александра Афанасьева. О странной ледяной Снегурушке, которая в конце всех русских сказок обязательно тает, он рассказал в своей работе – исследовании славянской мифологии. Афанасьеву в одном из далёких русских деревень поведали сказку, как крестьяне Иван да Марья, дожившие до старости без детей, слепили себе снежную куклу, что спустя время ожила.

Знаток фольклора был уверен, что такой персонаж появился не случайно и видел в нём прообраз той самой зимней богини Мораны, что в конце сказа по обычаю растаяла. Только вот не вяжется у него что-то по преданью: в той сказке Снегурушка летом над костром в облако превратилась, прыгнув через него, а не весной. Неужели она – это та самая Кострома?

Первым, кто сумел нам более-менее понятно поведать о снежной чудеснице, породив раз и навсегда помощницу Деду Морозу, стал русский писатель-драматург Александр Островский. В его написанной в 1873-м году пьесе Снегурочка предстала бледнолицей девушкой со светлыми волосами, одетая в белую шубку с мехом на опушке. На голове у неё меховая шапочка, а на руках рукавички.

Не правда ли, островская девушка до боли знакома? А явилась на люди девица из леса. А не оттуда ли приходит к нам Дедушка Мороз?

Адаптации[править]

Мультфильм И. Иванова-Вано и А. Снежко-Блоцкой (1952)

Кадр из м/ф В 1952 году киностудия «Союзмульфильм» выпустила мультфильм «Снегурочка» по мотивам оперы Римского-Корсакова. Вокальные партии поют солисты Большого театра, музыку исполнил оркестр того же ГАБТа, хотя музыки той в мультфильме осталось с гулькин нос — пара хоровых номеров, песня Мороза, пол-арии Снегурочки да песни Леля. Тем не менее, мультфильм представляет собой достойную «краткую выжимку» сюжета, к тому же он очень красив — выполнен в технике ротоскопии, с великолепными рисованными фонами, комбинированными съёмками и таким новаторским на то время приёмом, как люминесцентные краски.

  • Бисёнэн — Лель.
  • Босоногий ангел (финал) — девушки во главе с Купавой. А у Снегурочки на ногах вроде что-то есть.
  • Светлее и мягче — чем пьеса и опера. Для детей всё-таки.
  • Скромнее и целомудреннее — по той же причине убран весь эротический подтекст, какой только можно убрать (целиком его затереть всё равно не получится, это один из основных смыслов пьесы, но постарались изо всех сил).
  • Героизм в адаптации — полностью убраны козлиные поступки Мизгиря, которых в оригинальной пьесе и опере предостаточно: например, хамство Купаве и попытка изнасилования Снегурочки. И его становится искренне жаль, когда он погибает.
  • Упростили и опошлили — в пьесе причиной самоубийства Мизгиря является экзистенциальный кризис: «Но если боги обманщики — не стоит жить на свете!» В мультфильме же всё свели к банальной муке из-за потери любимой.

Фильм 1968 года

Киностудия «Ленфильм», режиссёр — Павел Кадочников (он же сыграл царя Берендея). Наиболее близкая к тексту пьесы адаптация. Примечательна полностью оригинальной музыкой, ни следа Римского-Корсакова, и живописными натурными съёмками в Костромской области.

  • Белый — цвет женственности: Снегурочка — очень светлая блондинка в чисто-белом платье.
  • Заявленная способность — удивительная красота Снегурочки. Она симпатичная, конечно, но и Купава, и некоторые другие девушки-берендейки явно красивее. Актрисе, к сожалению, категорически не идёт этот синтетический белокурый парик.
  • Другая смерть в адаптации: Мизгирь не бросается в озеро, а падает замертво на землю.
  • Юный тенор — Лель (за него поёт литовский оперный певец Виргилиус Норейка).
  • Торговец и воин — Мизгирь, хотя и не дрался, но деревенских задир на место поставил. И не трус — не побоялся ни царского гнева, ни лесной нечисти.

Фильм 1971 года

«Весенняя сказка», киностудия «Беларусьфильм», режиссёр — Юрий Цветков. На сей раз снова Светлее и мягче. Добавлены многочисленные комичные детали, которых вообще не было в пьесе (чего стоит только берестяной рупор Берендея).

Аккуратные локоны — У Прекрасной Елены волосы уложены локонами на европейский манер, в то время как все остальные девушки и женщины ходят с распущенными волосами или с косами.
Белый — цвет женственности — И снова Снегурочка светлая блондинка, всегда одетая в белое (хотя всё-таки волосы у неё более естественного золотистого цвета, чем серебристо-белая коса в фильме 1968).
Вопиющий неканон — Такое ощущение, что фильм хотели сделать совсем для детей, но почему-то остановились на полдороге, и целевая аудитория вышла какой-то неясной. С одной стороны, мы имеем бойкий мультипликационный видеоряд на начальных титрах и разрядку смехом каждые пять минут, убраны тяжёлые моменты вроде разборок Мороза и Весны и попытки самоубийства Купавы. При этом все отрицательные черты Леля и Мизгиря оставлены (да, и попытка изнасилования тоже присутствует), а в финале Снегурочка тает (хотя это показано очень схематично, судьба Мизгиря остаётся неизвестной – в одном кадре Снегурочка говорит «я таю», в следующем берендеи весело пляшут, вообще никак не прокомментировав, что это было). Не говоря уже о том, что практически ничего не говорится о происхождении самой Снегурочки, так что непонятным остаётся, откуда она взялась, почему она должна растаять и почему она не умеет любить. Впрочем, тем, кто с пьесой уже знаком, фильм вполне может понравиться – актёры замечательные, и музыка (оригинальная и немного Римского-Корсакова в обработке) очень приятная.
Отупеть в адаптации — Берендей из мудрого правителя-философа сделался добродушным, но рассеянным старичком.
Проблема Тома Бомбадила: С прикрученным фитильком для родителей Снегурочки

Мороз отсутствует совсем, а Весна появляется только ради сцены с даром любви — хотя до этого её вообще никто не вспоминает.
Отсутствует Леший (от Мизгиря Снегурочка отбивается и убегает самостоятельно).
Внезапно, аверсия с гораздо менее важной для сюжета Прекрасной Еленой. Это единственная адаптация, где она есть.

Песня «Расскажи Снегурочка…»

Расскажи Снегурочка где была — новогодняя песня для детей из новогоднего выпуска первого советского мультсериала «Ну, погоди!»

Текст:

— Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела?  — За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я Горьких слез.  — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!  — Нет, Дед Мороз, погоди!  — Ты меня, любезная, извини, И свою любовь ко мне Сохрани.  — Как же не любить тебя, Милый дед?!  — Сколько зим потрачено, Сколько лет!  — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!  — Нет, Дед Мороз, погоди!  — Ждет мои подарочки Ребятня. И тебе достанется От меня!  — Наконец, сбываются Все мечты. Лучший мой подарочек — это ты!  — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!  — Нет, Дед Мороз, погоди!
Показать больше
Показать меньше

Снегурочка: городские легенды и современные «ужастики»

Популярная в мировой сети версия о настоящем происхождении праздника и связанных с ним образов слегка отдает дешевыми фильмами ужасов.

По лучшим голливудским традициям, в роли Снегурочки, по версии популярной городской легенды, выступала юная дева, не знавшая мужчины. Эту несчастную девушку не только выставляли на мороз и обливали ледяной водой, но и впоследствии «украшали» ее останками деревья в ближайшем лесочке. Все эти ритуальные действия приписываются друидам — древним кельтским эко-пацифистам, которым и обижать любое живое существо было не позволено законами.

В подобное осквернение священных рощ и деревьев жрецами культа верится очень слабо. На территорию, где совершались сезонные ритуалы и обряды, посторонние не допускались — тем более маловероятно, что безвестная девица могла находиться в священной роще вплоть до полного оледенения. Да и осквернять мертвечиной древние ели, возраст которых мог насчитывать несколько сотен лет, друиды бы вряд ли стали.

Образ несчастной замерзшей насмерть девушки-Снегурочки — частично заслуга победивших римлян, а частично — обычные страшилки из серии «в черном, черном городе».

Кто родители Снегурочки: 6 народных версий

Марина Аркадьевна Егорова:


Кто папа и мама Снегурочки? Забавный вопрос. А и в самом деле, кто? Ведь должны же у неё быть родители! Может, ничего не известно на этот счёт, потому что Дед Мороз удочерил сиротку? Или сам слепил себе из снега помощницу. Может же он себе такое позволить, ведь он — волшебник! Слепил именно девочку, потому что замечено, что дедушки лучше ладят с внучками, а бабушки – с внуками. И потом, зачем деду конкурентов лепить? Ему помощница нужна.

Версия о заблудившейся девочке.

Алина, ученица 8 класса

: —
Мне кажется, что Снегурочка может быть заблудившейся в лесу девочкой, которую нашёл Дед Мороз, приютил, вырастил и стал потом брать на свои волшебные дела и новогодние ёлки. Или, может быть, как в сказке «Морозко», злая мачеха прогнала падчерицу зимой за хворостом в лес…

В общем, эта версия мне кажется весьма вероятной. А чтобы Снегурочка оставалась всегда красивой и не старела, Дед Мороз поколдовал немного, типа заморозил её, превратил в вечно молодую ледяную девочку.

Версия отсутствия присутствия Снегурочки.

Дамир Муратович

: — Я читал, что в старину восточные славяне поклонялись божеству зимы и холода – Трескуну или Студенцу. Был этот бог строгим, но справедливым. Тех, кто порядки его соблюдал, мог и наградить, а иных своим волшебным посохом заморозить. В общем, опасный был старикан.

В языческую бытность, был ещё Карачун. Он тоже мог лечь в основу образа Деда Мороза. Только Карачун описывается в народных сказах, как маленький, сухенький старичок, а Дед Мороз статный и высокий. В общем, Морозко или Мороз Иванович – прототип нынешнего Деда Мороза появился гораздо позже и с праздником Новый год не был связан. Он отвечал за погодные зимние явления, и никакой Снегурочки у него не было.

Версия о подарочной девочке.

Наталья, многодетная мама

: — Ой, какой интересный вопрос! Моё воображение мне подсказывает, что Снегурочка упала Деду Морозу с неба, в качестве новогоднего подарка от Зимушки. Одиноко было старику в лесу куковать, вот его и решила Матушка Зима порадовать.

Версия о дочке Снежной королевы и Снеговика.

Алена, дочка Натальи

: — А мне кажется, что у Снегурочки есть родители. Мама – Снежная королева, а папа – Снеговик. Она поэтому такая красивая и добрая. Снежная королева была недовольна характером своей дочери и после того, как отец-Снеговик растаял очередной весной, мать отдала дочку на воспитание деду – Морозу.

Версия Костромская, народная.

Клавдия Михайловна

: — Читала, что образ Снегурочки — прототип фольклорного персонажа по имени Морена, чьё чучело сжигали с наступлением весны в Костромской губернии. Вроде, как Морена – богиня зимы и, чтобы её прогнать, совершали такой обряд. Сегодня так делают на Масленицу.

Сюжет[править]

И пьеса, и опера сохраняют общий сюжет, даже текст их во многом совпадает. Из оперы убраны не имеющие значения для сюжета третьестепенные персонажи, их место занимает просто хор.

Снегурочка — юная дочь Деда Мороза и Весны-Красны, когда-то соблазнившей его из лукавства и спортивного интереса. Поступок сей оказался опрометчивым: с тех пор Весна ради дочери боится поссориться с Морозом, а тот и рад — нагоняет стужу и холода с каждым годом всё сильнее, от чего страдают и звери, и люди. Когда Снегурочке исполняется пятнадцать, родители решают отправить её пожить к людям — живущим поблизости берендеям. Её берут к себе бездетные старики Бобыль Бакула и Бобылиха.

https://youtube.com/watch?v=PUWYVT9QVfk%3F

()

Третья песня Леля

Снегурочка обожает песни молодого пастуха Леля, любимца всех окрестных девушек. Но Лелю детская наивность Снегурочки не по нраву, да и вообще он ветрен и непостоянен, как птичка. Купава, подруга Снегурочки, делится с ней радостью: она выходит замуж за торгового гостя Мизгиря. Появляется сам Мизгирь с богатыми дарами. Увидев Снегурочку, он дивится её красоте и тут же забывает о Купаве, грубо её отталкивая

Снегурочку же скорее пугает страстное внимание Мизгиря. Купава в отчаянии хочет утопиться, но её останавливает Лель, а народ советует обиженной девушке искать справедливости у мудрого царя.

Царь Берендей в своей светлице размышляет о том, что уже пятнадцать лет на них за что-то гневается их верховный бог, Ярило-Солнце — тепла становится всё меньше, а морозы всё сильнее. Вбегает Купава и жалуется царю на оскорбление Мизгиря. Царь велит привести Мизгиря. Тот своей вины не отрицает, и царь приговаривает его к изгнанию. Мизгирь не оправдывается, только просит Берендея взглянуть на прекрасную Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что она не ведает любви, Берендей объявляет: тот, кому до рассвета удастся зажечь любовью сердце Снегурочки, получит её руку от царя вместе с богатыми дарами. Лель и Мизгирь обещают добиться любви Снегурочки.

Ночью в заповедном лесу берендеи празднуют канун лета. Мизгирь стоит в стороне, не участвуя в празднествах. Пастух Лель поёт песню, царь говорит, чтобы в награду он выбрал себе девушку, которая одарит певца поцелуем. Снегурочке хочется, чтобы Лель выбрал её, но он выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лесную чащу, Мизгирь идёт за ней и сначала умоляет её о любви, потом пытается добиться силой, но ему преграждает путь Леший. Он заколдовывает чащу и дразнит Мизгиря призраком Снегурочки.

Снегурочка случайно видит свидание полюбивших друг друга Купавы и Леля. В отчаянии от собственной холодности она взывает к матери-Весне и просит её дать дочери способность любить. Весна надевает на Снегурочку свой венок, полный любовных чувств, но предупреждает, чтобы она таилась от глаз Ярилы-Солнца, иначе огонь любви её растопит.

Близится рассвет. Всю ночь блуждавший по лесу Мизгирь выходит на поляну, и Снегурочка, познавшая любовь, теперь видит его совсем другими глазами. К радости Мизгиря, она отвечает ему такой же пылкой страстью, но просит возлюбленного укрыть её от гибельного солнца. В долину спускается царь Берендей со свитой. Мизгирь представляет ему свою невесту Снегурочку, и царь спрашивает у девушки, действительно ли она полюбила жениха. Снегурочка уверяет, что любит Мизгиря безмерно. Однако охваченная любовной истомой Снегурочка теперь уязвима для Ярилы-Солнца. Яркий рассветный луч падает на Снегурочку, и она тает, едва успев попрощаться с женихом. Мизгирь, потеряв любимую, в отчаянии бросается в озеро. Берендеи изумлены. Но царь провозглашает: нечего огорчаться их гибели, наоборот, с чудесной кончиной Снегурочки Ярило перестанет сердиться, лютые морозы уйдут, и всё станет как прежде. Слава Яриле-Солнцу, красному Солнцу слава! Хэппи-энд (нет).

Что есть в оригинале и в большинстве адаптаций[править]

  • Айрис и Боб — Бермята, Купава, Мураш, Радушка, Малуша, Брусило… и ни с того, ни с сего вдруг Елена Прекрасная с совершенно греческим именем! Обоснуй: Бермята взял в жёны иностранку. Правда, откуда она там взялась, это уже другой вопрос…
  • Басы могущества — Мороз, да и Весну сюда можно отнести: у неё должно быть роскошное глубокое контральто.
  • Бетти и Вероника — в двух экземплярах: Снегурочка и Купава, Лель и Мизгирь.
  • Вторая любовь — Снегурочка для Мизгиря (если, конечно, Купаву он вообще любил, что под вопросом), Лель для Купавы.
  • Жгучий брюнет — Мизгирь, как правило, изображается таким, в противовес обычно белокурому Лелю. Аверсия в фильме 1968 года: там у Мизгиря русые волосы, хотя и более тёмного оттенка, чем у Леля. Причём в тексте пьесы и либретто оперы прямо упомянуто, что у него «кудри русы», но на это, как правило, не обращают внимания.
  • Затмить адаптацией/Не в ладах с богословием — реальный мифологический статус Ярилы не до конца понятен: то ли умирающий и воскресающий бог, то ли просто ритуальный персонаж, персонификация плодородия (по созвучию имени с яровой ), то ли вовсе мистификация (очень хотелось романтикам-фольклористам доказать, что у славян была развитая структурированная мифология не хуже греко-римской или германо-скандинавской. Не доказывается? Не беда, придумаем!) Так или иначе, солярным божеством он точно не был. Но в силу популярности «Снегурочки» просочился в канон, и теперь ему на серьёзных щах поклоняются совершенно реальные долбославы. С Лелем ситуация примерно похожая: фольклористы XIX века выписывали его этаким славянским Эротом — по созвучию с традиционными припевами любовных песен «лели/люли/полюли». Тут драматург, конечно, поступил тактичнее и где-то ближе к истине: примерно такого характера песни Лель и исполняет, и на божественный статус уж никак не претендует.

Ловелас — Лель. Настолько, что берендеи, у которых есть молодые жёны и дочери, не хотят принимать его к себе ночевать.
Любовный многоугольник — Снегурочка, Лель, Мизгирь и Купава.
Комплекс мадонны/блудницы — стоило Мизгирю увидеть тихую скромную Мадонну-Снегурочку, как он бросил страстную весёлую Купаву и обозвал её «бесстыжею».
Красный — горячий, синий — холодный — в постановках Снегурочку часто наряжают в голубое или белое, а Купаву и Мизгиря— в красное.
Родитель-кукушка — по факту, Весна-Красна. Их общую дочку воспитывает Мороз, а Весна знай себе порхает невесть где. Мороз даже обзывает её «вертушкой» и говорит, что ей нельзя доверить дочь.
Роман мая с декабрём — в буквальном смысле! Ну, или апреля с декабрём, смотря от какого месяца Весну считать.
Серобуромалиновая мораль — у берендеев, намеренно. Оскорбил девушку и отказался на ней жениться? Вечное изгнание тебе! Невинная юная девушка умерла, её жених покончил с собой от горя — всё в порядке, так и надо, вознесём хвалу Яриле-Солнцу.
Символическое имя: мизгирь — это на старорусском значит «паук».
Снежная королева оттаяла — очень, очень грустный буквальный пример тропа…
Супружеская измена — жена боярина Бермяты открыто клеится к Лелю, да и с другими бывала замечена. Муж терпит, только настаивает на соблюдении приличий. Это есть только в пьесе, из большинства адаптаций жену Бермяты вырезают, так как в сюжете она никакой роли не играет.
Это ж надо было додуматься! — постановка А. Тителя в Большом театре. Здесь в царстве происходит экологическая катастрофа, нечто вроде ядерной зимы. Но даже его переплюнул Дмитрий Черняков, который в 2021 г. представил свою трактовку в Парижской (!) опере. Снегурочка здесь — сбежавшая от московских влиятельных родителей девочка-тинейджер, а берендеи — община тоталитарных сектантов-неоязычников.

В сказке ложь, но в ней намек…

Но настоящую жизнь нашей героине дала русская литература. Первым придать реальности Снегурочке решился известный русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев на страницах книги «Поэтические воззрения славян на природу». С его легкой руки родилась история про бездетную пару стариков Ивана и Марью, которым очень не хватало детей. Они вылепили из снега дочку Снегурку, которая ожила и принесла в дом радость. Но дальше пришла весна, и старики не смогли ее уберечь от солнечных лучей.

И ещё один

Эстафету у Афанасьева перехватил знаменитый драматург Александр Николаевич Островский, который написал пьесу «Снегурочка». Правда, здесь родителями новогодней красавицы выступали Весна-Краса и Дед Мороз. Однажды она отправляется в слободу Берендеевку к людям, которые очень ей понравились своими волшебными песнями. И здесь всё заканчивается традиционно. Снегурочка тает от весеннего тепла языческого бога солнца Ярило. Но, тая весной, она снова возрождается зимой, с первыми морозами.

Закрепить успех Снегурочки Островского постарался известный композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, создавший одноименную оперу. Вот так и сложился этот замечательный образ снежной девушки, который греет душу уже не одного поколения.

Откуда родом Снегурочка?

Жестокий дух зимы — Старец Севера — требовал почтительного отношения. Девочка-Снегурочка была необходима, чтобы умилостивить божество природы. На роль Снегурки выбиралась либо сирота, либо жребий кидался в пределах поселения

Кто родители Снегурочки — было совершенно неважно

Традицию жертвоприношения римские историки описали очень красочно и с множеством неаппетитных подробностей — обливание ледяной водой и вспарывание живота юной девушки были обязательными атрибутами кельтских празднований, как и украшения священных елей останками людей.

Особой веры римским летописцам нет, поскольку друиды были известны своим пацифизмом и бережным отношением ко всему живому — деревьям, травам, животным и людям.

Что есть в оригинале и в большинстве адаптаций[править]

  • Айрис и Боб — Бермята, Купава, Мураш, Радушка, Малуша, Брусило… и ни с того, ни с сего вдруг Елена Прекрасная с совершенно греческим именем! Обоснуй: Бермята взял в жёны иностранку. Правда, откуда она там взялась, это уже другой вопрос…
  • Басы могущества — Мороз, да и Весну сюда можно отнести: у неё должно быть роскошное глубокое контральто.
  • Бетти и Вероника — в двух экземплярах: Снегурочка и Купава, Лель и Мизгирь.
  • Вторая любовь — Снегурочка для Мизгиря (если, конечно, Купаву он вообще любил, что под вопросом), Лель для Купавы.
  • Жгучий брюнет — Мизгирь, как правило, изображается таким, в противовес обычно белокурому Лелю. Аверсия в фильме 1968 года: там у Мизгиря русые волосы, хотя и более тёмного оттенка, чем у Леля. Причём в тексте пьесы и либретто оперы прямо упомянуто, что у него «кудри русы», но на это, как правило, не обращают внимания.
  • Затмить адаптацией/Не в ладах с богословием — реальный мифологический статус Ярилы не до конца понятен: то ли умирающий и воскресающий бог, то ли просто ритуальный персонаж, персонификация плодородия (по созвучию имени с яровой ), то ли вовсе мистификация (очень хотелось романтикам-фольклористам доказать, что у славян была развитая структурированная мифология не хуже греко-римской или германо-скандинавской. Не доказывается? Не беда, придумаем!) Так или иначе, солярным божеством он точно не был. Но в силу популярности «Снегурочки» просочился в канон, и теперь ему на серьёзных щах поклоняются совершенно реальные долбославы. С Лелем ситуация примерно похожая: фольклористы XIX века выписывали его этаким славянским Эротом — по созвучию с традиционными припевами любовных песен «лели/люли/полюли». Тут драматург, конечно, поступил тактичнее и где-то ближе к истине: примерно такого характера песни Лель и исполняет, и на божественный статус уж никак не претендует.

Ловелас — Лель. Настолько, что берендеи, у которых есть молодые жёны и дочери, не хотят принимать его к себе ночевать.
Любовный многоугольник — Снегурочка, Лель, Мизгирь и Купава.
Комплекс мадонны/блудницы — стоило Мизгирю увидеть тихую скромную Мадонну-Снегурочку, как он бросил страстную весёлую Купаву и обозвал её «бесстыжею».
Красный — горячий, синий — холодный — в постановках Снегурочку часто наряжают в голубое или белое, а Купаву и Мизгиря— в красное.
Родитель-кукушка — по факту, Весна-Красна. Их общую дочку воспитывает Мороз, а Весна знай себе порхает невесть где. Мороз даже обзывает её «вертушкой» и говорит, что ей нельзя доверить дочь.
Роман мая с декабрём — в буквальном смысле! Ну, или апреля с декабрём, смотря от какого месяца Весну считать.
Серобуромалиновая мораль — у берендеев, намеренно. Оскорбил девушку и отказался на ней жениться? Вечное изгнание тебе! Невинная юная девушка умерла, её жених покончил с собой от горя — всё в порядке, так и надо, вознесём хвалу Яриле-Солнцу.
Символическое имя: мизгирь — это на старорусском значит «паук».
Снежная королева оттаяла — очень, очень грустный буквальный пример тропа…
Супружеская измена — жена боярина Бермяты открыто клеится к Лелю, да и с другими бывала замечена. Муж терпит, только настаивает на соблюдении приличий. Это есть только в пьесе, из большинства адаптаций жену Бермяты вырезают, так как в сюжете она никакой роли не играет.
Это ж надо было додуматься! — постановка А. Тителя в Большом театре. Здесь в царстве происходит экологическая катастрофа, нечто вроде ядерной зимы. Но даже его переплюнул Дмитрий Черняков, который в 2021 г. представил свою трактовку в Парижской (!) опере. Снегурочка здесь — сбежавшая от московских влиятельных родителей девочка-тинейджер, а берендеи — община тоталитарных сектантов-неоязычников.

Совместный выход

Когда 1935 году в СССР стали официально отмечать Новый год, главными символами торжества были определены Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Кстати, до сих пор неизвестно, с чьей легкой руки между ними возникла такая родовая связь.

Уже через два года в столичном Доме Союзов на первом новогоднем балу у самой главной ёлки страны состоялся дебютный совместный выход этих персонажей. С тех пор Снегурочка верой и правдой служит своему дедушке, помогая ему в общении с детьми, в раздаче подарков, организации весёлых игр и хороводов.

Немного подзабыли про Снегурочку в суровые годы войны, но в воцарившееся мирное время она вновь блистала с Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Кстати увлекательные сюжеты приключений новогодних героев выходили из-под пера всеми любимых детских писателей Сергея Михалкова и Льва Кассиля.

Богиня Кострома

Существует еще одна версия происхождения Снегурочки. Если заглянуть глубоко в языческую историю Древней Руси, то станет известно, что существовала так называемая богиня Кострома. Согласно многочисленным утверждениям, ее имя связанно со словом костер. Отсюда и связь со Снегурочкой, ведь она растаяла, прыгая через костер. Но Кострома не имеет ничего с милой спутницей Деда Мороза.

По языческим поверьям, это была злобная богиня, олицетворяющая зиму и саму смерть. С приходом весны люди изображали ее в виде уродливого чучела и либо топили в реке, либо сжигали на костре, что символизировало конец лютой зимы и начало теплой весны. Этот обряд со временем претерпел изменения и существует сегодня – это Масленица. Поэтому Кострома не имеет ничего общего с таким новогодним персонажем, как Снегурочка.

Как оказалось, точной версии о том, кто родители Снегурочки на самом деле, не существует. Ведь, как уже было сказано, она была создана людскими преданиями и сказками, которые, в свою очередь, имеют свойство постоянно видоизменяться. Поэтому каждый человек верит в то, что ему больше всего по душе. Ведь главное в Новый год – это радость, счастье и веселье. А в наше время прекрасная Снегурочка и Дедушка Мороз делают все, чтобы праздник был именно таким, каким его хотят видеть большинство людей в новогоднюю ночь.

В каком городе искать Снегурочку

зимних каникул

Совсем недалеко от своего дедушки, в Костроме. А почему же именно там? Дело в том, что в 1873 году А. Н. Островский написал пьесу, получившую большой успех. Называлось это произведение «Снегурочка». А уж когда в 1882 году Римский-Корсаков написал оперу по этому произведению, о сказочной девушке узнал весь мир. И так как творил А. Н. Островский именно в Костроме, то и родина Снегурочки официально приписывается именно этому городу.

Еще одно обстоятельство, послужившее толчком к созданию терема внучки Деда Мороза — это съемки кино. Фильм под названием «Снегурочка» снимался в деревне Берендеевка Костромской области. Неудивительно, что после того, как лента была готова, декорации перенесли в ближайший город. Их там отреставрировали и стали использовать в качестве официальной резиденции Снегурочки.

Роль Снегурочки и Деда Мороза в жизни детей

В наше время невозможно представить Новый год без главных персонажей. На всех праздничных новогодних мероприятиях Дед Мороз появляется со своей прекрасной спутницей и помощницей — внучкой Снегурочкой. Эта девушка представляет собой нежное и чистое создание, олицетворение красоты и доброты. Дети любят ее и не представляют без нее ни одного новогоднего праздника. Но где родители Снегурочки — вопрос, на который не могут найти ответ не только дети, но и взрослые.

Но далеко не все задумываются о том, откуда появилась Снегурочка и кем приходится Дедушке Морозу. Кто-то говорит, что она его внучка, а кто-то считает, что дочка. В настоящее время больше принято считать ее именно внучкой. Но так было не всегда. Ведь та Снегурочка, которая известна народу ныне, появилась впервые в сопровождении Деда Мороза лишь в 30-х годах XIX века. И чтобы узнать, кем все-таки приходится эта таинственная девушка Деду Морозу, кто является родителями Снегурочки, следует обратиться к языческой мифологии Древней Руси и сказкам.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.