Как адаптировать не говорящих детей

Алан-э-Дейл       16.02.2024 г.

Оглавление

Презентация на тему: » «Хожу, где вздумается, гуляю сам по себе» Подготовили: учитель-логопед О.А. Бухтоярова учитель-дефектолог Е.В. Малахова.» — Транскрипт:

1

«Хожу, где вздумается, гуляю сам по себе» Подготовили: учитель-логопед О.А. Бухтоярова учитель-дефектолог Е.В. Малахова

2

Аутист не может показать, что он может. А мы не можем понять, что он знает.

3

В 1912 году швейцарский психиатр Юджин Блойлер впервые применил термин «аутизм» в одном из английских медицинских журналов.

4

РДА – ранний детский аутизм РАС – расстройства аутистического спектра Аутизм – погружение в себя

5

1. ТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ 1.1. Аутистические расстройства, 1.2. Инфантильный аутизм, 1.3. Инфантильный психоз, 1.4. Синдром аутизма Каннера.

6

2. АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ 2.1. Атипичные детские психозы, 2.2. УМО с аутистическими чертами.

7

3. СИНДРОМ РЕТТА

8

Причиной гениальности Альберта Эйнштейна и Исаака Ньютона была легкая форма аутизма

10

Симптомы аутизма Социальные навыки Разговор и общение Поведение и привычки Сенсорные предпочтения (движение, прикосновения, звук, зрение, запах и вкус)

11

Дети дождя Классификации

12

дети солнца

13

Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутичного ребенка, следует опираться на основные критерии, выделенные О.С. Никольской, В.В.Лебединским, М.К. Барлышевской. медленные дети полевые стереотипные

14

Развивающая среда

16

Макатон языковая программа сочетающая звучащую речь, жесты и символы жестовый язык, которая используется педагогами для помощи детям с различными коммуникативными нарушениями. Макатон успешно используется в случаях с аутизмом, синдромом Дауна, для детей с различными психоневрологическими заболеваниями, а также для детей с нарушениями слуха и дополнительными проблемами.жестовый язык аутизмом нарушениями слуха

17

PECS Система общения при помощи обмена карточками (Picture Exchange Communication System) – альтернативная система коммуникации, созданная для детей с диагнозом «аутизм» (Лори Фрост и Энди Бонди – 1985 г.)

18

Ручная деятельность

20

Игротерапия

21

Музыкальная терапия

22

Танцевальная терапия

23

Сказкотерапия

24

«Ребенок позволяет мне искать пути работы» Коррекция должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого- педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях необходимо. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах. Организационные особенности в учреждении должны быть одинаковыми. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет.

25

«Ребенок позволяет мне искать пути работы» Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью

26

«Хожу, где вздумается, гуляю сам по себе» Подготовили: учитель-логопед О.А. Бухтоярова учитель-дефектолог Е.В. Малахова

«Потенциальные тренеры – самые разные специалисты»

Что представляет собой обучение тренеров в ЦЛП?

Мы ведем курсы с 2013 года и за это время обучили около трехсот специалистов со всей России и из стран СНГ. В группах обычно не больше 12 человек, потому что материал мы даем не только лекционный, но и практический, и нам нужно, чтобы за два дня человек смог прочувствовать выполнение жестов основного словаря.

Потенциальные тренеры – широкий спектр специалистов. Это не только логопеды, дефектологи, психологи, но и врачи, а также те, кто занимается спортом с детьми с особенностями или учит с ними иностранные языки. И, конечно, родители. В последней группе у меня учились муж с женой из города Снежинска Челябинской области. На практическом занятии на примере их сына мы составили план введения языковой программы Макатон в жизнь семьи. Хочется отметить, что порой специалисты приезжают учиться Макатону не по направлению из школы, а по собственной инициативе.

Не все из тех, кто прошел обучение, стали активными распространителями по разным причинам. Кто-то учился из любопытства, кто-то – только для того, чтобы работать с собственным ребенком. Они не имеют права давать полный объем и обучать тренеров, но прийти в класс и дать необходимые понятия могут.

Большая часть наших учеников осваивала первый уровень. А прошлой осенью мы адаптировали и впервые провели продвинутый тренинг языковой программы – для людей, уже имеющих опыт работы с языковой программой и нуждающихся в большем объеме понятий. В этом тренинге очень много основано на ревизии и саморевизии. Можно проверить себя. Для продвинутого тренинга мы просили прислать эссе тех, кто хотел поучаствовать. И в некоторых было написано: «Я 6 лет назад прошла обучение и с тех пор проконсультировала порядка 1000 семей».

Какие еще организации активно используют и продвигают Макатон?

Например, один из старейших партнеров ЦЛП – Диаконический центр «Прикосновение» в Оренбурге. Его директор Наталья Калиман одной из первых нашла средства и пригласила нас к себе. С тех пор они добились больших успехов, много используют языковую программу, записывают видео, планируют развиваться, прошли тренинг продвинутого уровня. «Пространство общения» в Москве, «Дорогою добра» в Кирове – у нас много прекрасных коллег.

Кроме того, за последние три года одним из главных сподвижников альтернативной дополнительной коммуникации в России стала «Социальная школа Каритас». Например, она принимает участие в организации международной научно-практической конференции «Альтернативная и дополнительная коммуникация». 28-30 марта она прошла в Санкт-Петербурге в четвертый раз. Мы провели там мастер-класс. Было очень приятно на этой конференции встретить тех, кто у нас учился и практикует.

Надо сказать, что в российские регионы Макатон привез Патрик Сансон. Это один из участников разработки и адаптации Макатона во Франции, возглавляющий центр для подростков с эмоционально-волевыми трудностями и нарушениями поведения под Парижем. Во время его поездки по России очень много людей приходило его слушать. Патрик рассказывал, как практически по щелчку пальца меняется качество жизни, когда появляется средство коммуникации в самых сложных случаях. А вскоре на русский язык перевели и издали его книжку «Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми». Недавно Патрик приезжал в Москву, мы были очень рады увидеться и подарили ему сборник «Особый ребенок», изданный Центром лечебной педагогики, со статьей о работе Макатона в России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности альтернативной коммуникации для безречевых детей.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 1 класс ФГОС (вариант 2).

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч.

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа.

Источник

Программа

Языковая программа Макатон использует мультимодальный подход к обучению общению, языку и, при необходимости, навыкам грамотности , посредством комбинации речи, знаков и графических символов, используемых одновременно, или только с речью со знаками, или только с речью с графическими символами. в зависимости от потребностей студента. Он состоит из основного словаря, состоящего примерно из 450 понятий, которые преподаются в определенном порядке (есть 8 различных этапов). Например, этап 1 включает обучение лексике для насущных нужд, таких как «есть» и «пить». Более поздние этапы содержат более сложную и абстрактную лексику, такую ​​как время и эмоции. После того, как базовое общение установлено, учащийся может прогрессировать в использовании языка, используя наиболее подходящие способы. Кроме того, хотя программа организована поэтапно, ее можно модифицировать и адаптировать к индивидуальным потребностям. В дополнение к базовому словарю существует словарь ресурсов Макатон, содержащий более 11000 понятий, иллюстрированных знаками и графическими символами.

Использование знаковой системы Макатон в коррекционной педагогике

Елена Новгородская Использование знаковой системы Макатон в коррекционной педагогике

Детям с ограниченными возможностями, необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности.

Они должны быть включены в общую систему образования. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Умение общаться — один из самых важных навыков, которые нам нужны в жизни. Почти все, что мы делаем, включает в себя общение; повседневные проблемы, такие как обучение в школе, просить еду и напитки, решать задачи, заводить друзей и веселиться. Все это зависит от нашей способности общаться друг с другом.

В мировой практике в специальном обучении известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Одной из таких систем является знаковая система Макатон, целью этой программы является — облегчить социальное взаимодействие и обеспечить возможность людям с множественными нарушениями и с серьезными проблемами в коммуникации сообщать о своих потребностях и выражать себя.

Макатон представляет собой две взаимосвязанные части,которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) и словарь пиктограмм, соответствующих жестам.

У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, имеется свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки являются отдельными и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь, как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность не только называть слова, но и составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно. Для быстрого и удобного поиска нужного слова-картинки по темам файловая книга имеет цветные страницы. Детям с нарушениями мелкой моторики целесообразно картинки с тыльной стороны снабдить липучками, чтобы во время занятий они надежно фиксировались на рабочей поверхности, а не падали на пол.

Данная система берет свое начало в работе с детьми с врожденной глухотой и слепотой

Однако было установлено, что такого рода общение и обучение важно не только для слепоглухих, но и при работе с детьми, имеющими другие серьезные функциональные недостатки, и может быть использовано при всяком виде образования

Источник

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.