«ты привыкаешь, если тебя учат этому с детства»: rt поговорил с жертвой сексуального насилия в семье

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

Классификация

Насилие в семье сказывается на эмоциональном и физическом здоровье подрастающего поколения.

Формы жестокого обращения с детьми: 

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие над детьми;
  • эмоциональное;
  • пренебрежение.

Каждый из видов жестокого обращения с детьми имеет свои особенности и характеристики, но отличается тем, что приносит ребенку сильную эмоциональную травму.

Предназначение семьи — подарить ребенку ощущение, что он важен и что его значимость высока, что родители всегда его защитят. Но эмоционально раненый ребенок ощущает себя обузой и лишним звеном домашнего очага. Он постоянно ждет удара и не знает, что его ждет в будущем.

Физическое

Физическое насилие над детьми проявляется в нанесении ребенку телесных травм

Опекуны, родители и лица, несущие ответственность за ребенка, применяют такую форму насилия не столь специально, сколько по неосторожности, теряя самообладание и контроль над своими действиями

Есть родители, которые считают, что наказание ребенка физически — это часть воспитательных мер. Но между избиением ребенка и воспитанием существует тонкая грань, которую переходят во вред малышу. Применяя постоянно суровые меры наказания, дети теряют доверие к родителям и постоянно патологически боятся их.

К непосредственно физическому насилию относятся:

  • синяки, переломы конечностей, порезы;
  • ожоги, например, от сигареты;
  • укусы;
  • тряска, падение, удары в брюшную полость;
  • травмы головы.

Итак, применяя физическую силу в момент гнева и потери контроля, родитель рискует травмировать ребенка и его психику, восстановиться после чего ему будет тяжело или невозможно.

Сексуальное

Сексуальное насилие над детьми представляет собой ряд действий, в которых ребенок используется для стимуляции сексуальных фантазий взрослого или участвует в непосредственном половом акте по принуждению.

Жестокое обращение с подрастающим поколением в такой форме опасно, так как его сложно выявить или заметить признаки на теле ребенка. Последний боится рассказать об этом взрослым из-за чувства унижения, из-за страха и вины. Малый винит себя за совершенные действия и ему кажется, что если бы он вел себя лучше, был бы послушным, подобного бы не свершилось.

Насилие подобного рода — это не только принуждение несовершеннолетнего участвовать в половом акте со взрослым, это и ряд приведенных ниже действий:

  • принуждение выполнять стимулирующие действия;
  • ласкать взрослого;
  • выполнять действия и в той позе, которую он указывает;
  • просмотр порнографических фильмов и видео совместно.

Эмоциональное

Каждая форма насилия приносит тяжелую эмоциональную травму. И своего рода любое насилие напрямую действует на эмоциональное здоровье ребенка. Но есть ряд действий, направленных напрямую на воздействие на психику ребенка:

  • высказывания — оскорбление и унижение ребенка;
  • действия и слова ребенка высмеиваются;
  • малому угрожают в словесной форме;
  • все, что ребенок делает, подвергается критике;
  • несовершеннолетних изолируют от общения со сверстниками;
  • с детьми жестоко обращаются.

Предназначение семьи — проявлять заботу и дарить любовь друг другу. Когда несовершеннолетние этого не получают, а взамен получают жестокость, они страдают от ощущения собственной неполноценности.

Пренебрежение

Одной из форм жестокого обращения с ребенком является пренебрежение его базовыми потребностями. Подразделяется на несколько видов:

  • физические потребности: предоставление питания, одежды, жилья, обеспечение теплом и др;
  • эмоциональные потребности: отсутствие ласки и любви от старшего поколения, отказ от общения с малым, изолирование его от общения с другими сверстниками или взрослыми, в отдельных случаях, запрет ходить в школу, к соседям, в магазин и др.;
  • образовательные потребности: запрет посещать образовательные учреждения, не предоставляются документы в школу, не покупаются необходимые школьные принадлежности.

Дети, которыми пренебрегают, растут отчужденными, переполнены одиночества, чувства собственной никчемности и никому ненужности.

Важен и культурный контекст насилия и физического наказания. Ряд стран активно практикует и допускает частично насилие над женщинами, подростками и детьми, как меру наказания провинившегося. Границы приемлемого наказания зависят от допустимых экстремальных взглядов страны. Соответственно, этого влияет на наказание или лояльное отношение к виновному.

Популярным видом пренебрежения является отказ родителей ставить ребенку прививки из религиозных соображений, культурных или научных. Если здоровье малыша в порядке, нет нужды выяснять причину отказа от подобных мероприятий. Но если состояние малого находится под угрозой, родителей могут наказать по закону.

Признаки насилия

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  • крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  • следы побоев на ребенке;
  • неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

  • психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
  • у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  • у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  • несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  • сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  • жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  • тревога при плаче других детей;
  • нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия;
  • ангедония.

По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.

Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

  • нехватка любви и внимания;
  • угрозы и насмешки;
  • неадекватные и чрезмерные требования;
  • любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
  • запреты;
  • психологическое давление;
  • гиперопека;
  • манипуляции;
  • любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.

Классификация

Домашнее насилие классифицируют по содержательному признаку. Выделяют три формы:

  • Физическое насилие. Преднамеренное нанесение вреда физическому состоянию ребенка выражается через побои, повреждения, увечья.
  • Сексуальное насилие. Категория включает предложение, принуждение к действиям сексуальной направленности; демонстрацию половых органов, порнографии; физический контакт, рассматривание гениталий ребенка; фото-, видеосъемку обнаженных детей.
  • Эмоциональное насилие. К данной форме воздействия относится грубое, оскорбительное общение, необоснованная критика, унижения, высмеивание, угрозы, запугивания, шантаж, манипуляции, нанесение увечий любимым животным, уничтожение личных вещей ребенка, игнорирование просьб, попыток взаимодействия.

Насилие над детьми и женщинами в семье – проблема современности

Мировые СМИ, статьи психологов пестрят сообщениями о различных формах насилия над детьми, о насилии в семье, о насилии над детьми и женщинами. Специалисты выделяют следующие основные виды насилия над детьми:

  • физическое насилие;
  • психическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • экономическое насилие;
  • моральное насилие;
  • вербальное насилие.

Сексуальное насилие над детьми и детская порнография стали бичом и стыдом нашего времени. Но до сих пор традиционная психология не дала ответ на два главных вопроса: почему это происходит и как исправить ситуацию.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет суть врожденных свойств – восьми векторов, которые лежат в основе психики каждого человека. Вектора определяют способности и желания человека, а также его возможности для реализации заданных способностей. Эти знания позволяют понять причины поступков людей, а также распознать людей, имеющих склонность к насилию, в том числе домашнему.

Основные причины насилия над детьми

Причина первая – определенные свойства психики у взрослых, которые учиняют домашнее насилие над детьми. К таким относятся люди, имеющие анальный вектор.

Обладатели анального вектора, если до 13-14 лет получили соответствующее свойствам развитие, становятся лучшими отцами и матерями, так как очень ценят семейные традиции. Кроме этого, из них получаются лучшие воспитатели и преподаватели, потому что именно они обладают желаниями и способностями сначала учиться, а потом и учить, а также уникальной памятью. Благодаря своим способностям и возможностям, данным от природы, такие люди с удовольствием передают накопленный опыт следующему молодому поколению в семье и не только. Однако в случаях задержки (по разным причинам) психосексуального развития детей в период до достижения пубертата, они, став взрослыми людьми, склонны к проявлению домашнего насилия над детьми и женщинами.

Вторая причина домашнего насилия над детьми – непонимание родителями и другими взрослыми родственниками особенностей детской психики.

Родители в условиях отсутствия знаний мечтают увидеть в своих детях продолжение себя, но улучшенного образца, со знаком качества. Однако психика детей задана природой, она может сильно отличаться от психики родителей. Некоторые родители НЕ понимают и НЕ принимают данную психологическую реальность. Они пытаются влиять, давить на детей, вплоть до жестокого обращения с ними. Родители стараются навязать СВОИ желания, не учитывая интересов и способностей ребенка. Это все равно что заставлять тигренка есть траву, да еще и летать.

Кто склонен к домашнему насилию над детьми и почему

Склонность к домашнему насилию над детьми могут иметь как мужчины, так и женщины. Мужчина, обладающий анальным вектором, живя по законам отцов и дедов, передает их своим детям. Бывает, и силой вбивает — то подзатыльником, то ремнем. При этом он такие методы насилием не считает.

Также надо учитывать, что представители анального вектора, не находя реализации своим свойствам, склонны обижаться. Это может быть, по ИХ мнению, недостаточное проявление уважения.

Обида – тяжелое психологическое состояние, которое не позволяет человеку радоваться жизни. Обида делает его озлобленным на весь мир, вместе с тем возникает неосознанное желание доставить боль другому. Для чего это ему? Чтобы снять внутреннее напряжение. А кто всегда рядом и слабее? Конечно, дети.

Женщина с анальным вектором живет обычно ради семьи, скрывая личные желания глубоко внутри себя. Но при этом она все время ждет благодарности от родных, чтобы члены семьи ее старания заметили, оценили и поблагодарили.

А если она не получает благодарности, то внутри возникает и снежным комом нарастает обида на родных. Обида давит в груди, не дает свободно вздохнуть и расслабиться. И она начинает применять различные формы насилия над своими детьми, снимая при этом внутреннее напряжение. Рационализирует она это просто: «Ребенок совсем от рук отбился! Нет на него никакой управы!»

Распространенные стереотипы

Профилактические меры по предотвращению насилия в семье будут невозможны, если не знать, как обстоят дела на самом деле. Часто люди заблуждаются в вопросе жестокости, проявляемой в семье, и имеют неправильное представление о реальной картине, происходящей там.

Ниже описаны распространенные стереотипы, связанные с насилием в семье, и методы их разоблачения:

  • Распространено мнение о том, что дети страдают непосредственно от физического насилия. Эта информация не оправдана, так как психика малолетнего еще не сформировалась, и он страдает от оскорблений и пренебрежения в такой же степени, как и от физического насилия;
  • Следующий миф заключается в том, что страдают только те, кто растет в неблагополучных и социально незащищенных семьях. Исходя из этого, во внешне благополучных семьях дети страдают, и этого никто не видит из-за сложившегося стереотипа о том, что у них все хорошо;
  • Некоторые думают, что только те могут обижать несовершеннолетних, кто сам прошел через страдания и кого в детстве ранили. Якобы, объясняется факт тем, что их психика покалечена. Но, существует ряд доказательств того, что люди, которыми в детстве пренебрегали или которых обижали, становятся теми, кто хочет защитить подрастающее поколение и предоставить необходимую поддержку.

Таким образом, проблема насилия и жестокости в семье требует комплексного подхода и внимания со стороны общественности. Только совместными усилиями семьи, органов защиты детей, правоохранительных органов и сотрудников образовательных учреждений, эта проблема не будет такой актуальной. Многим семьям достаточно вовремя протянуть руку помощи, чтоб они могли реабилитировать отношения с детьми.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться  в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Последствия насилия

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  1. Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  2. Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
  3. Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
  4. Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
  5. Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.

Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:

  • психосоматическими заболеваниями;
  • непринятием своего тела;
  • зависимым поведением;
  • проблемами в сексуальных отношениях;
  • повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  • нарушение Я-концепции;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • сексуальные дисфункции;
  • проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:

  • психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
  • школьная дезадаптация;
  • проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).

Лечение

Говоря о лечении такой комплексной проблемы, как проявление жестокости в семье и устранение последствий, стоит сказать, что множество случаев не выявлены. Лица, которые засвидетельствовали факт насилия и жестокости, не обращаются в правоохранительные органы. Поэтому, для помощи как ребенку, так и родителям, случай должен быть выявлен.

Далее схема действий такова:

  • Проводится лечение травм.
  • Гарантируется безопасность.
  • Консультирование семьи (удаление пострадавшего из семейной ячейки при необходимости).

Непосредственно лечение подразумевает оказание первой помощи ребенку, в частности, направление его к врачу для осмотра на наличие побоев, венерических заболеваний и др. Далее ребенку предоставляется безопасность для дальнейшей работы с ним.

Для предоставления безопасности пострадавшему, должен быть выявлен факт совершения преступления. Это возможно в случае, если лица, ставшие свидетелями жестокости в семье, не будут молчать и обратятся в правоохранительные органы. Собрать и предоставить доклад на замеченное насилие можно в службу защиты детей или в другие организации по защите прав несовершеннолетних.

Работники соответствующих органов могут связаться с родителями, предупреждая их о том, что их семью посетят и начнут расследование по поступившей жалобе.

Далее центры по защите прав несовершеннолетних помогают врачам и уполномоченным лицам понять, возможен ли повторный случай насилия в данной семье. При положительном ответе, ребенку подыскивается соответствующее безопасное место для жительства.

Варианты лучшего места для ребенка могут быть следующими:

  • разместить его у родных;
  • временное жилье;
  • госпитализация;
  • помещение во временную семью;
  • направление домой, но под контролем служб быстрого реагирования.

Итак, обеспечить ребенку первую помощь, медицинскую в том числе, важно. Но важнее всего следить за тем, как родители изменят свое отношение и благоприятная атмосфера начнет восстанавливаться

Непрерывное предоставление помощи важно, но этому процессу может помешать переезды семьи. В связи с этим, сложно направить лечащего врача, психолога и специалиста службы по защите детей по конкретному адресу

Последующее ведение ребенка, который пострадал от домашнего насилия, заключается в выполнении ряда действий уполномоченными лицами на протяжении установленного специалистами времени:

  • Посещение врача для проверки состояния здоровья несовершеннолетнего, для предотвращения избиений, сексуальных домогательств и др.;
  • Посещение семьи социальными работниками;
  • Визиты сотрудников правоохранительных органов;
  • Неформальная помощь родителям.

Заметим, что не всегда родители не обеспечивают должное детям по своей воле. Бывает, что взрослые не выстояли под тяжестью навалившихся проблем, а обратиться за помощью вовремя не смогли и не знали куда.

Узнав о похожей обстановке в семье, социальный работник может предложить родителям следующий выход из ситуации, без того, чтобы обращаться в правоохранительные органы:

  • помощь собрать документы для получения государственной помощи;
  • предоставить помощь в виду услуг домработниц, чтобы уставшие и находящиеся в состоянии стресса родители могли отдохнуть;
  • предоставить практическую помощь — уборка, стирка, поход в магазин, оформление ребенка в школу и др.

Охрана и забота о психическом состоянии здоровья родителей поможет им по-новому взглянуть на обстановку в семье, и спровоцирует желание изменить отношение. Помощь родителям также важна, как и лечение несовершеннолетнего.

Если ребенок подвергался сексуальному насилию, предоставление помощи может значительно затянуться, так как дети не хотят и не могут обсуждать свершившееся со взрослыми по причине стыда и вины.

Удаление из дома в более безопасное место может быть частью лечения. Принять решение об удалении несовершеннолетнего из дома может служба по защите детей, конечной целью которой является обеспечить защиту пострадавшего и предоставить ему безопасность. В отдельных случаях удаления из дома будет недостаточно, тогда уполномоченные сотрудники инициируют процедуру лишения родительских прав. В суде родители будут давать показания, процедуру контролирует семейный врач.

В случае, если суд одобряет ходатайство и родителя лишают родительских прав, семейный врач должен лично участвовать в процессе, или дать одобрение происходящему. Именно семейный врач является контактным лицом во время принятия судом решения о лишении родителей прав. Проводя беседы с теми, медик может помочь воссоединению семьи. Но, как показывает практика, рецидивы насилия возможны.

«От ответов жертв — по коже мороз»

Алишер Искаков

В том деле я не видел ребенка, его никогда не приводили в суд. В процессе участвовали судья, адвокат, подсудимый, прокурор и оба родителя ребенка. Я помню тех родителей и их взгляд. Они готовы были разорвать на части человека, сотворившего такое с их ребенком. Подсудимый просил у них прощения. Он был их знакомым. Мать ребенка попросила приглядеть его за своей дочкой, пока она отлучится по работе, он согласился, но принес домой пиво и, видимо, слетел с катушек.

Торехан Мухтаров

Я видел на суде всех жертв: они плакали, но нормально давали показания. С ними всегда рядом были психолог, родители и адвокат. Если на заседании присутствует ребенок, то подсудимых не приводят, я ни разу не видел, чтобы жертва и подсудимый видели друг друга в суде. Однажды на допросе пострадавший ребенок начал рыдать, у девочки случилась истерика, она все не могла успокоиться, судья прекратила допрос.

Когда ребенок рассказывает, что с ним происходило, я никогда не задаю ему вопросов. Обычно мне все понятно: изнасилование было, подсудимый признался, экспертиза все доказала, какие вопросы, что-то говорить — этически неправильно. И задавать вопросы жертве изнасилования — только делать хуже подсудимым. Всегда хочется скорее закончить дело.

Моя подзащитная присутствовала на суде, во время ее допроса подсудимого из зала вывели. В таких случаях остаются адвокаты со стороны потерпевшей и подсудимого, судья, прокурор, родители и ребенок. Судья просит ребенка рассказать, как все происходило, и если ребенок зажат, то судья задает уточняющие вопросы: знаешь ли ты этого человека, как вы познакомились, что он говорил, куда приглашал, какие сообщения писал. В моем случае девочка заплакала, говорила, что, очень испугалась, когда парень начал ее насиловать, но в принципе отвечала нормально.

По-моему, главное, что отличает такие дела от всех других уголовных, что в них нет орудия преступления, но есть объект преступления — половая неприкосновенность ребенка. Вот об этом суд очень подробно спрашивает. От ответов жертв — по коже мороз.

Сколько раз был контакт, сколько это длилось, извращенным способом или нет, что он при этом говорил, угрожал ли, ты плакала, сопротивлялась, тебе было больно, он тебя удерживал, он заставлял трогать его половые органы, куда происходило семяизвержение, использовал ли он презерватив, куда он его выбросил — это обычные вопросы судьи жертве во время допроса.

«Тактика сводится к тому, чтобы собрать смягчающие обстоятельства»

Алишер Искаков

меня просто поставили перед фактом: завтра заседание. Я прочитал материалы дела: человек признал вину, во время следствия выезжал на место преступления, на камеру показывал, как все происходило. Мне нужно было добиться минимального срока наказания. Тактика сводится к тому, чтобы собрать смягчающие обстоятельства: чистосердечное раскаяние, признание вины, сотрудничество со следствием, материальная компенсация вреда пострадавшей стороне, наличие у подсудимого несовершеннолетних детей.

Когда я впервые увидел этого человека, он сидел, не поднимая головы, ни на кого не смотрел, был совершенно подавлен. Мне кажется, к нему пришло осознание, какое мерзкое преступление он совершил. Он хотел уже скорее получить срок и отправиться в колонию. Его судили почасти 4 статьи 120 УК РК. Прокурор просил максимальный срок — 20 лет, суд приговорил его к 15 годам лишения свободы в колонии максимальной безопасности. По делу было пять-шесть заседаний. Когда все закончилось, у меня сильно болела голова, мне было тяжело находиться в зале суда, я чувствовал неприятную энергетику. Но я старался думать, что это лишь очередное завершенное уголовное дело.

Торехан Мухтаров

Если подсудимый и его адвокат доказывали, что он не знал о возрасте потерпевшей, допустим, она выглядела старше своих лет, и они вступали в связь добровольно, то его могли осудить по 122-й статье УК РК. Обычно подсудимые всегда хотели, чтобы их судили по этой статье. Но в этом случае преступнику вменили часть 4 статьи 120 УК РК и дали 11 лет колонии.

Игорь Продьма

Я вышел в отставку и стал адвокатом в конце девяностых годов. Мне приходилось отстаивать в суде интересы жертв сексуального насилия и насильников.Не хочу никого обижать, но после учебы в школе милиции МВД и работы на земле человек, как правило, становится психологом не хуже, чем дипломированный специалист в этой области.

Когда адвокат начинает работать с жертвой, он должен ее реанимировать — заставить думать не только о том, что и произошло, но и о том, как она будет вести себя в суде и после приговора, как ей забыть этот ужас и жить дальше, доверяя людям. Нужно человека раскрепостить так, чтобы в ходе судебного заседания жертва рассказывала о произошедшем максимально подробно. В противном случае работа судьи усложняется, чтобы разобраться объективно в том, что произошло на самом деле. Заставить несовершеннолетнюю жертву раскрыться, как правило, сложно, так как она боится говорить откровенно даже не только перед судом, но и перед своими родителями или опекунами, которые могут присутствовать на судебном заседании.

После первого разговора с жертвой происходят в основном процедурные вещи: я пишу ходатайства следователю с постановкой вопросов к эксперту, а если он отказывается их удовлетворять, обжалую его постановления.

Линия защиты обычно выстраивается с учетом того, законно ли в отношении подсудимого были приняты те или иные решения. К обвиняемому может плохо относиться следователь, но точно так же в зале суда к нему могут относиться и прокурор, и судья. Задача адвоката — найти возможности для снисхождения к таким преступникам, чтобы убеждения судьи основывались на объективности и законности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.