Оглавление
- Ограничения метода Монтессори
- Это может быть интересным
- Дидактический материал Монтессори — на что направлен
- Аксессуары
- Мария Монтессори (1870 — 1952)
- Отношение к обществу и сами себе
- Основные положения системы Монтессори
- Педагогическая система Монтессори
- Доступные и открытые книжные полки
- Как организовать зону творчества дома
- Подходящие по возрасту развивающие материалы
Ограничения метода Монтессори
В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей
Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план
Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.
Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.
Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку
Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.
Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.
Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.
В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.
Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Это может быть интересным
25.08.2021
Школьная форма в Англии
Время чтения: 7 минут
Попробуйте представить ученика английской школы. Получилось? Наверное, 100% читателей сразу же увидели образ юного Гарри Поттера. Все верно! Форменный пуловер, классические брюки и сорочка – так выглядит типичный школьник в Англии. Только вот мантии сейчас не носят! Традиции и современность в одежде английских школьников в статье Mrs
Britain!
читать подробнее
18.08.2021
Как получить грант на обучение за рубежом
Время чтения: 7 минут
Учиться за рубежом бесплатно – реально! Какие виды грантов и финансовой помощи доступны? Какие требования предъявляются к претендентам, и на что обратить внимание, чтобы выделиться среди конкурентов? Советы по написанию мотивационного письма, самые популярные грантодатели по обучению за рубежом и другая полезная информация в новой статье Mr. Great!
читать подробнее
11.08.2021
Частные школы — золотой запас Великобритании
Время чтения: 8 минут
Британские частные школы — элитные пансионы для избранных или мечта, доступная многим? Какие школы бывают в Великобритании, и сколько стоит там учиться? Приоткрываем двери закрытых школ и знакомимся с престижными английскими пансионами!
читать подробнее
Дидактический материал Монтессори — на что направлен
В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:
- цветные катушки;
- штанги красного цвета;
- башня;
- коричневая лестница.
Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:
- выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
- ученик готовит место, где он будет заниматься;
- происходит работа с материалом;
- коррекция ошибок;
- после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.
Дидактический материал
Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:
- Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
- Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
- Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
- Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
- Во время занятий материалы не передаются между детьми.
- Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.
Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому
Ребенок собирает башню
Дидактический материал служи двум целям:
Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню
Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.
Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть
Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:
- все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
- предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
- материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.
Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья
Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.
Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.
Аксессуары
Когда зона исследования и творчества обозначена столом и стулом, предоставьте ребёнку материалы для творчества в свободном доступе. Монтессори-среда приветствует самостоятельное желание ребёнка творить, поэтому подготовьте варианты расположения альбома, фломастеров и цветных карандашей, мелков и пластилина – всего того, что не вызывает у вас страх испортить интерьер детской зоны.
Детская комната по системе Монтессори невозможна без зеркала, причем – с самого рождения. Малыша выкладывают на матрасик перед надёжно закреплённым зеркалом для развития координации движений, познания себя как частицы мира. В более старшем возрасте это прекрасная возможность оценивать свое внешнее состояние (причёска, состояние одежды) и, конечно, покривляться и потанцевать.
Цветы в созданной среде не просто украшения, но и возможность привить ребёнку любовь к красоте и заботу. Самостоятельно посаженные комнатные растения, красивые горшки, лейки и набор по уходу за растениями помогут малышу ухаживать и заботиться, формируя такие важные социальные навыки.
Какая самостоятельность без средств уборки? С ранних лет система Марии Монтессори направлена на обучение самостоятельной уборке за собой и содержит аксессуары, помогающие ребёнку убрать разлитую воду, вытереть испачканный красками стол или прибрать землю, просыпанную при посадке зелени для будущего супа.
Подготовьте небольшой совочек с щёткой, маленькую швабру и запас влажных и сухих салфеток – это сыграет вам на руку.
На этом дизайн квартиры по системе Монтессори не заканчивается, ведь ребёнок не ограничен стенами детской комнаты или выделенной детской зоны. Он полноправный житель всего пространства, поэтому сохраните парочку советов по обустройству остальных помещений.
Мария Монтессори (1870 — 1952)
Итальянский педагог и психолог создала одну из самых значимых в XX веке систем воспитания. Согласно Монтессори, главный в педагогическом процессе — ребенок: за его склонностями и потребностями и нужно следовать, вместо того чтобы пытаться загнать его в рамки.
«Помоги мне сделать самому» — пожалуй, главный принцип педагогики Монтессори. Ребенок — сам себе учитель, а взрослый — лишь ассистент, который помогает его способностям раскрыться, не ограничивая его свободу и не навязывая готовые мысли и алгоритмы. На практике это означает, что ребенок сам выбирает себе занятие в классе, сам решает, как долго и в каком составе он будет его выполнять. Все материалы разработаны таким образом, чтобы оценить правильность своих действий ребенок мог тоже сам. Да, он всегда может обратиться за помощью к педагогу, но предлагать непрошеную помощь, торопить или навязывать «единственно правильные» решения взрослый не вправе.
Монтессори одной из первых поняла значимость среды, в которой проходит обучение. Важны даже внешние детали: класс должен быть просторным, наполненным воздухом и светом. Каждому ребенку нужно дать возможность выбирать комфортное место для занятий, свободно переставлять столы и стулья — все это тоже часть воспитания. Обучающие материалы и игры должны находиться в свободном доступе и, что интересно, в единственном экземпляре — это научит ребенка договариваться, искать компромиссы, а вместе с тем — уважать чужое личное пространство и отстаивать свое.
Отношение к обществу и сами себе
Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир».
Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей» педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит.
Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же всепоглощающей системы в виде традиционной педагогики, которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более 300 лет. Безусловно, Монтессори — педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает, что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей — заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных «методов интеллектуального развития ребенка», корректирующая «Монтессори — педагогика» превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а «всего — навсего» на сто лет:
«Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир.» – в этом абзаце руководитель Московского Монтессори – центра вполне исчерпывающе раскрывает планы Монтессори — экспансии.
Основные положения системы Монтессори
Обучение по методике Монтессори базируется на нескольких принципах:
Ребенок всегда главный. Мария была убеждена, что нужно идти за потребностями воспитанников. Это основано на том, что только детям известно то, что для них интересно и актуально в конкретный момент времени.
Педагог лишь направляет. Взрослый постоянно находится рядом и направляет, но это происходит таким образом, чтобы у воспитанника не пропало естественное желание заниматься определенной деятельностью. Мария отмечала, что роль Монтессори педагога лишь с виду пассивна, так как он должен понимать, когда нужно помочь
Для этого важно внимательно наблюдать за процессом обучения.
Окружение детей меняется в зависимости от их интересов. Среда при воспитании должна меняться, подстраиваясь под их потребности
Для этого педагоги периодически меняют материалы в зависимости от их актуальности.
Группы составляются из детей разного возраста, о чем уже говорилось выше.
Воспитанники могут выбирать деятельность, которая их привлекает больше всего.
Все воспитанники могут выбрать, хотят ли они заниматься в одиночестве или в группе.
Во время обучения правила должны соблюдаться как детьми, так и взрослыми. Например, все места в классе имеют свое место и после занятия их нужно разложить по порядку. Еще одним из правил является соблюдение комфортного для всех уровня тишины.
Педагог не должен навязывать свою помощь. Даже если у воспитанника что-то не получается, помощь оказывается только если тот сам попросит об этом.
Обратите внимание! Эти положения соблюдаются во время всего процесса воспитания и вырабатывают определенный стиль поведения. Дети становятся более дисциплинированными и уважают желания других людей
Виды Монтессори-классов и уроков
Система Монтессори подразумевает 3 типа уроков:
- Индивидуальные, во время которых педагог предлагает учебный материал и показывает, как с ним работать.
- Групповые, подразумевающие совместную работу нескольких детей. Но вместе занимаются лишь дети, достигшие одного уровня, остальные занимаются самостоятельно.
- Общие. В пример можно привести уроки по гимнастике, истории или биологии. Такие занятия проводятся в сжатые сроки, чтобы дети не заскучали и решили, интересно это им или нет.
Обратите внимание! Формирование классов происходит еще и на основании возраста. В группы объединяют детей от 0 до 6 лет, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет
Переход в следующий класс происходит на основании возможностей и потребностей.
Педагогическая система Монтессори
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.
«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?
Принцип системы Монтессори
Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.
В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.
Личное пространство
В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.
Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.
Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.
Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.
Математическое развитие по системе Монтессори
Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Область языкового развития
Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.
Доступные и открытые книжные полки
Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.
Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.
Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.
Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)
Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:
На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!
Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, ,. Искренне ваша, Яна Разначенко
Искренне ваша, Яна Разначенко
Рекомендую также почитать:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
Как организовать зону творчества дома
Занятия творчеством по Монтессори достаточно сильно отличаются от традиционных. Вот несколько принципов, которых мы рекомендуем придерживаться при организации пространства и наборов для творчества.
Размещайте материалы для творчества в свободном доступе ребёнка. Расставляйте их аккуратно и удобно для малыша. Каждому набору нужно отвести его место, расположить на отдельном подносе или в корзинке, карандаши поставить в стаканчики.
На подносе должно быть всё необходимое, чтобы выполнить процесс от начала и до конца
Если вы не решаетесь дать ребёнку краски или клей, то храните их вне доступа — например, на верхних полках. Чтобы ребёнок сам мог выбрать активность и попросить вас. Но постепенно двигайтесь к максимальной автономии.
Выбирайте по возможности натуральные и качественные материалы для творчества. Отдавайте предпочтение солёному тесту, глине, природным материалам. Лучше купить несколько дорогих карандашей, чем много дешёвых, которые будут ломаться и давать блёклый цвет.
Выбирайте такие материалы, чтобы вам было спокойно, если ребёнок их лизнёт. Поощрять поедание краски горстями не нужно, а чуток попробовать — дело житейское. Тесто можно сделать самим из муки и соли, краски — тоже можно использовать специальные, более «съедобные». Но ими, как правило, хуже рисовать кисточкой и они надушены какими-то подозрительно вкусными запахами. Поэтому мы предпочитаем всё-таки гуашь. Она не ядовита в небольших количествах, хоть и несъедобна. И не вкусная — попробовав раз, ребёнок не захочет повторить.
Размещайте наборы для творчества на отдельной полке, отдельном стеллаже или на части полки рядом с игрушками. Достаточно будет двух-трёх материалов, которые можно менять раз в пару недель, в зависимости от интереса малыша. Также пригодится мольберт, под ним можно подстелить клеёнку или моющийся коврик. Главное, чтобы он был по росту малыша. Если мольберт слишком высокий — подпилите ножки. Хорошо, если будет низкий стол и стул, чтобы ребёнок мог сесть и полепить или порисовать.
Проводите презентацию материалов для творчества. Ребёнок должен знать, где и как взять материал, куда поставить, ход работы с материалом и способ уборки после завершения работы. В самом начале мы проводим краткий инструктаж: «Это кисточка. Можно вот так ею набрать краску и рисовать (проводится линия). Рисуем на бумаге, на стене не рисуем». Потом кисточка отдаётся ребёнку. А в конце занятия мы показываем, куда и как убрать материалы.
Если ребёнок начинает использовать материал не по назначению (есть краски или кидаться глиной), то лучше убрать его на несколько недель и предложить позже.
Перед началом занятий предлагайте ребёнку надевать фартук. Кроме практических целей — не заляпать одежду краской, клеем или тестом, — этот ритуал как бы говорит малышу, что сейчас будет происходить что-то особенное. Выбирайте простой фартук: с одной лентой, которую ребёнок сможет закрепить липучкой.
Избегайте шаблонов и заранее заданных тем. Творчество для ребёнка до 3 лет — это прежде всего самопознание, исследование своих возможностей и материала. Здесь процесс важнее результата, поэтому ребёнок выбирает сам тему для творчества, не нужно никаких шаблонов и образцов.
Не стоит пытаться «нарисовать домик» или научить делать ёжика из пластилина. Это приводит к тому, что дети перестают исследовать, убеждаются, что они так ещё не могут и либо совсем теряют интерес, либо переключаются с рисования кисточкой на рисование взрослым. Поэтому когда показываете, как пользоваться материалом, делайте простые действия — например, завиток или линию вместо цветочка.
Существуют материалы для творчества в рамках проектов, где тема творчества достаточно ограничена, например, вырезание снежинок к Новому году или рисунки бабочек весной. Но и тут следует давать ребёнку возможность самому выбирать цвета и узоры.
Мы не критикуем работу ребёнка, но и не хвалим чрезмерно. Лучше предоставить ребёнку самому решать, нравится ли ему созданное им. Мы можем давать обратную связь, описывая, что видим на рисунке: «Я вижу, ты нарисовал жёлтую линию», «Красная линия получилась ярче синей».
Каждая работа подписывается самим ребёнком или взрослым, если ребёнок не умеет писать. И помещается на специальную стену или доску. Можно натянуть вдоль стены верёвку и прикреплять к ней работы прищепками.
Подходящие по возрасту развивающие материалы
Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.
О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

Эта тема закрыта для публикации ответов.