Оглавление
Преданья старины глубокой
В отличие от доулы у повитухи изначально были совершенно другие обязанности. Быть повитухой это значит и готовить женщину к родам, и принимать роды, и во многих случаях ухаживать за новорожденным и его мамой сразу после родов. За помощью к ним обращались вплоть до середины XX века, особенно в деревнях.
На Руси повитухи не имели специального образования, но владели знаниями и умениями, которые передавались из поколения в поколение. Причем существовал не только «профессиональный», но и «статусный» отбор таких женщин. Повитухами становились рожавшие, но уже «чистые» дамы, то есть не живущие половой жизнью, вдовые или в постменструальном возрасте. И обязательное условие: должны были оставаться в живых все ее дети. В противном случае, как считалось, не выживут и повитые (принятые) ею младенцы.
Ходячий справочник
Совсем недавно в России появилась и еще одна профессия — послеродовая доула. Она приходит в семью после родов, и это может быть как та же женщина, что сопровождала молодую маму в родах, так и совершенно другой человек. Послеродовая доула всегда поинтересуется, чем она может помочь, как молодые родители относятся к тем или иным методам и хотят ли узнать о чем-то поподробнее.
Она ничему не учит, просто обсуждает проблемы и вопросы, которые семья считает для себя в данный момент самыми важными. Например, после появления малыша на свет молодым родителям приходится общаться со многими врачами, их рекомендации могут не совпадать и даже в чем-то противоречить друг другу. Доула может разъяснить определенные моменты, ведь квалифицированные помощницы много работают с базами данных научных исследований в области акушерства, материнства, ухода за новорожденными.
Доула также поможет наладить грудное вскармливание, подобрать удобную позицию для мамы и малыша, обсудить возникающие трудности и предложить пути их преодоления. Она проинформирует родителей о различных точках зрения на имеющуюся проблему, но решение будут принимать, конечно же, родители. Доула также может порекомендовать консультанта по грудному вскармливанию. Воспользоваться ее рекомендацией или нет — личное дело мамы.
Такая помощница подскажет, как носить кроху в слинге, как уложить его спать, обсудит проблемы совместного и раздельного с малышом сна. Если какая-то методика заинтересует родителей и они захотят подробнее с ней познакомиться, доула подскажет контакты проверенных специалистов. Но все это будет сделано только по просьбе молодых мамы и папы.
Часто доулы также помогают женщине в быту: помощница может сложить вещи, приготовить кашу, подмести пол, помыть посуду, поиграть или погулять со старшими детьми, чтобы мама могла отдохнуть или выспаться. Одним словом, если в родах доула оказывает психологическую поддержку, то после появления малыша на свет она становится «ходячим» справочником и помощницей в быту. И приходит в семью, когда семья нуждается в ее помощи и поддержке.
В Российской империи[править | править код]
Выбор повитухиправить | править код
Правила выбора повитухи зависят от местной традиции: в некоторых случаях всё село обращается к одной и той же женщине, обладающей репутацией «знающей», в других зовут к роженице кого-либо из родственниц или свойственниц. При таком подходе любая женщина может и даже обязана стать хотя бы раз в жизни повивальной бабкой: так, в Могилевской области женщина, никогда не принимавшая родов, становится предметом насмешек своих товарок, которые грозят ей, что на «том свете» она будет пасти зайцев. Как и в случае крестных родителей, часто стараются звать ко всем детям в семье одну и ту же повитуху (рус). Приглашение принять роды воспринимается как высокая честь, и отклонить его считается великим грехом; говорили, что в случае отказа «повитуха окаменеет» (саратов.). Если роды заканчивались летальным исходом, уклонившаяся от исполнения своих обязанностей повитуха могла предстать перед судом (укр.). Тем не менее у украинцев приглашение принять роды разрастается в целый ритуал, предполагающий долгие уговоры повитухи.
Повитухой выбирали рожавшую, но уже «чистую» женщину, то есть после менопаузы, не живущую половой жизнью, желательно вдовую. Если у неё продолжаются месячные, то полагают, что у принятой ею девочки месячные долго не наступят (волын.). В повседневной жизни поведение повитухи должно быть безупречным: если повитуха замужем, она должна хранить верность мужу, в противном случае повитые ею внуки будут косолапы, заболеют желтухой или вообще рано умрут (владимир., орлов.). Повитуха как женщина, «вышедшая из возраста», не имела права на сексуальные отношения. Если у неё рождался ребёнок, то он получал позорное прозвище бабич, бабинец, padbabicz, а она сама — бабычка (полес, бел.). Во искупление её «греха» вся деревня изготавливала огромный рушник, которым опоясывала церковь (Полесье). Особый случай ритуальной нечистоты представляет контакт со смертью. В повитухи стараются звать женщину, у которой остались в живых все её собственные дети. В противном случае не выживут и повитые дети. Из этих же соображений повитухе запрещалось обмывать покойников.
Учебные заведенияправить | править код
Аттестат бывшей повивальной бабки, 1915 год
В середине XVIII века в Российской империи для подготовки повитух были созданы специальные высшие («Повивальные институты») и средние («Повивальные школы») учебные заведения — (существовали до 1917 года). В Российской империи было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (высшее медицинское образование), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование). Деятельность повивальных бабок регламентировалась специальным уставом («Устав повивальным Бабкам»).
Должность городовой повивальной бабки числилась в штате полицейского управления.
Где работать
- Работать можно в родильных домах, где расписан график работы каждого сотрудника, ночные дежурства.
- Имея достаточный опыт, можно принимать роды на дому.
- Кроме этого, имея талант — доносить нужную информацию, обучая молодых специалистов можно стать преподавателем.
- Карьеры построить не получится. Максимальный карьерный рост в этой профессии останавливается на старшем акушере, который будет отвечать за весь средний, а также младший медицинский персонал в акушерском отделении.
- Можно поступить в медицинский университет, получить высшее образование, став врачом-гинекологом.
Где их искать?
Чаще всего доул и повитух находят на курсах и тренингах по подготовке к родам. Посещая занятия, женщина имеет возможность познакомиться с сотрудниками и выбрать того, кто, по ее мнению, соответствует ее ожиданиям. Юлия Шелепина советует: «Не надо искать лучшее, ищите свое. Человека, который полностью вам подходит. Возраст здесь не важен
Важно, что этот человек будет заботиться, холить и лелеять женщину, не нагружать ее своими историями и заботами»
К сожалению, дипломов у наших доул и повитух нет. Таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение. Потому поинтересуйтесь, у кого ваша доула или повитуха училась, какие тренинги посещала, прислушайтесь к рекомендациям своих родственников, подруг и знакомых, которые проверили помощницу или повитуху в деле. В любом случае следует прислушаться к себе и понять, для чего вам это нужно, и только после этого решать, кого приглашать — повитуху или доулу — и приглашать ли вообще.
Больше полезных материалов для беременных — в нашем канале на .
Альтруистки
Обычно повитухами становились по стечению обстоятельств, например, бабка была повитухой, передала знания внучке, или женщина успешно приняла несколько родов у односельчанок и сработало «сарафанное радио». Работу выполняли как бескорыстно, так и с целью немного подзаработать.
По уже упомянутой Присяге бежать на зов повитуха должна была независимо от материального или сословного положения роженицы. Она не могла отказаться, если ей посулили слишком маленькое вознаграждение, или она не слишком любит ту, которая готова разрешиться от бремени.
Если до середины XIX века с повитухами преимущественно расплачивались «натурой» – хлебом, мылом, домашним текстилем (предметами, являющимися символом очищения), то затем начали давать небольшие суммы денег из личных сбережений или собранных на крестины. Так что для некоторых женщин помощь роженицам становилась и небольшим приработком.
ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ.
Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею
Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего
Аминь.»
(Собственноручная подпись).
В тексте использованы труды:
«Полное руководство к изучению повивального искусства с изложением кратких правил ухода и пособий при женских болезнях». П.И.Добрынин, СанктПетербург, 1886г;
«Два века русского повивального искусства». Александр Наумов // Домашний ребенок, 2010, №11. С. 120;
«Основатель отечественного акушерства Нестор Максимович (Амбодик)». Здоровье Украины, №18, 2007 г., стр.76-77;
«Родильный дом им.проф.Снегирева, 175 лет». Л-д, 1949. Сб. трудов под ред.проф. Шполянского Г.М.;
«К истории родовспоможения в Петербурге», Ю.О. Квачевская;
«НИИ акушерства и гинекологии РАМН имени Д.О.ОТТА», Т.И. Грекова;
«Родить и возродиться», Етске Спаненд, Эльзе де Хан, Хильда Дайк, Лилет Портман, Афке Хортер, Маргот де Вал, Мириям де Йонг, Хетти Хаген, (Амстердам).
Традиции празднования Дня бабушек-повитух
На следующий день после Рождества Христова, 8 января наступает праздник «Бабьи каши». На Руси это был день, когда женщины с детьми несли угощения и денежные вознаграждения бабкам-повитухам, которые помогли появиться на свет малышам. Повивальные бабки, в свою очередь, подавали гостям кашу. Отсюда и пошло название праздника.
Также роженицы шли в церковь, подносили заранее приготовленные пироги к иконе Богородицы. Священнослужители не поощряли такое поведение женщин, считая его недостойным, однако, праздник набирал популярность и отмечался каждый год.
Каша, которой угощали рожениц, могла быть как жидкой, так и рассыпчатой, но всегда была в почёте. Она варилась из проса или гречихи. Это обрядовое блюдо считалось символом богатства, достатка, благополучия.
Женские беседы повитух с роженицами за праздничным столом порой длились всю ночь. Разговоры велись на всевозможные темы, зачастую весёлые, с эротическим подтекстом. Повитухи знали специальные обряды, которые помогали женщинам забеременеть и родить как можно больше детей.
В праздник «Бабьи каши» малышам впервые стригли волосы, а старшие братья и сёстры должны были съесть горшочек каши на свежем воздухе и внутрь посудины поместить курицу или петуха. Люди верили, что такой обряд поможет маленьким детям быстрее начать ходить.
Непьющие
Если в городах на выбор повитухи влияла популярность (в газетах XVIII века нередко встречались рекламные объявления об услугах для рожениц), то в деревнях выбирали односельчанок с безупречной репутацией.
Во время царствования Екатерины Великой наряду с «добрым поведением и скромностью» ценными качествами считались умение держать язык за зубами и полый отказ от употребления спиртного. Повитуха не могла пить даже в праздники, ведь неизвестно, когда ей придется «дело своё исполнять».
К слову, отказ от спиртного предусматривала и Присяга повивальных бабок, дающие которую обещали воздерживаться от пьянства, непристойных шуток и неучтивых речей, а также брани. Хорошей повитухе крепкие словечки для «подбадривания» рожениц были не нужны, ведь доброе словцо да сноровка помогали намного эффективнее.
Трудолюбивые
Хорошая повитуха не только принимала роды и облегчала страдания добрым словом, заговором, лекарственными отварами и снадобьями. На её плечи ложился и подготовка к родам, а также последующий уход за подопечными.
Поэтому еще одним ценным качеством повитухи было трудолюбие. Она должна была подготовить место для родов: кровать или повивальный стул в супружеской спальне для дворянки или баню (хлев, овин) для простолюдинки. Подготовка заключалась и в большом количестве предродовых обрядов – молитвами и заговорами сопровождалось каждое действие.
После родов повивальная бабка оставалась с роженицей как минимум трое суток. Она должна была выполнить обычную работу по дому, на которую у родившей женщины не было сил, – подмести в избе, подоить корову, приготовить обед.
Как «закрыть» роды»?
Еще один непременный обряд, который проводят повитухи, — повивание, или обвязывание. Происходит он не раньше 40-го дня после родов.
«Повитуха прежде всего должна «закрыть» роды, — объясняет Юлия Шелепина. — Дать женщине пережить их и оставить все связанные с родами эмоции в прошлом. Показатель того, что все сделано правильно, — у женщины больше нет желания об этом говорить. Память о родах осталась, но она уже никак эмоционально не окрашена, и молодая мама вспоминает о них совершенно нейтрально. Одной моей подопечной позвонили на 40-й день после родов:
– Ну, расскажи, как все прошло?
– А что рассказывать? Родила и родила, — произнесла она.
Вот это хорошо «закрытые» роды
Если же женщина постоянно возвращается к этому событию, неважно, хвастается, как все шикарно было, или, наоборот, жалуется, как все было ужасно — такие роды «не закрыты», и это не способствует эмоциональному и психическому равновесию молодой мамы»
Как же проходит обряд повивания? Сначала женщине помогают расслабиться: парят, делают массаж, поят травяным чаем. Во время этих процедур молодая мама рассказывает о своих чувствах и эмоциях во время родов, то есть выговаривается. Это позволяет нормализовать гормональный фон и успокоиться. После пропаривания женщина ложится на твердую поверхность и ей перетягивают (пеленают) некоторые участки тела — плечи, живот, таз, бедра, голени, стопы. Степень стягивания определяет сама женщина. После чего ее тепло укрывают и дают поспать. Как видите, процедура эта долгая, неспешная, длится несколько часов и почти всегда сопровождается определенными заговорами.
Послеродовое пеленание
Считается, что эта традиция родом из Южной Америки, но имеет популярность практически повсеместно. Так, в некоторых азиатских странах есть обычай нанимать няню для мамы (не для малыша), которая остается в семье в течение нескольких месяцев после родов. Эта же женщина может выполнять послеродовое пеленание молодой мамы.
Эта процедура включает в себя целый комплекс: пропаривание в бане, принятие ванны с морской солью и травами, ароматерапия, несколько видов массажей, растирание и перетягивание полотенцем определённых участков тела. Собственно отсюда и название: женщина в процессе пеленания чувствует себя, как новорожденный укутанный младенец.
– Послеродовое пеленание поможет родившей женщине побороть боли в суставах, спине, голове, справиться с отёчностью, проблемами со стулом, трещинами, ощущением «опустившихся органов». Оно нормализует психологическое и физическое здоровье женщины, — уверена Юлия.
Лаженье тела
Для расслабления женского организма используют так называемое лаженье: естественная процедура, когда повитуха восстанавливает женщину и физически, с помощью рук, и психологически. Если говорить совсем просто, это привычные всем нам поглаживания и лёгкий массаж. Но, конечно, эти процессы имеют свои важные особенности.
– Лаженье — это работа как с телом, так и душой. Цель — снять напряжение, тяжесть, ненужные и мешающие блоки
Это работа с психосоматикой: важно выяснить, из-за какой неправильной установки в голове телу становится тяжело, образуются зажимы, уменьшается кровообращение. Повитухи устраняют всё это через проговаривание, вопросы, диалог
Вместе с мамочкой они приходят к решению проблем как в теле, так и в психике, сознании, — объясняет Юлия.
Современные повитухи объясняют: важно «перезапустить» женщину гормонально: с помощью тепла, трав, специй и правильного питания. — Повитушечья забота о молодой маме всегда очень ценилась
Самостоятельно современной женщине всё это сделать сложно. Нужно найти человека, который «в теме» и поможет правильно восстановиться. Молодые повитухи и доулы общаются с более зрелыми и опытными, перенимают полезные знания и применяют их потом на практике, — говорит Юлия Плотникова
— Повитушечья забота о молодой маме всегда очень ценилась. Самостоятельно современной женщине всё это сделать сложно. Нужно найти человека, который «в теме» и поможет правильно восстановиться. Молодые повитухи и доулы общаются с более зрелыми и опытными, перенимают полезные знания и применяют их потом на практике, — говорит Юлия Плотникова.
Выкатываем «щетинку»
Внимание повитухи направлено также на младенца. Как и встарь, она «расправляет» ему тело, ручки и ножки, говоря современным языком — делает массаж
Она же и первый раз его купает — аккуратно моет на нижней полке бани. А еще «выкатывает щетинку» — родовую смазку, которая вошла в поры и затвердела. Чтобы ее вывести, малыша купают в материнском молоке или обмазывают им с помощью мякиша черного хлеба, замоченного также в грудном молоке. Этим же мякишем тщательно протирают голову, спинку, ягодицы, ручки и ножки. Считается, что после такого обряда младенец уже не будет просыпаться и кричать по ночам.
С древних времён и до наших дней
К появлению ребёнка, особенно в осознанном зрелом возрасте, принято готовиться. Женщины проходят обследования, пьют витамины, отказываются от вредных привычек и налаживают питание. В период беременности будущую маму стараются беречь и относятся к ней особенно внимательно и чутко.
Но не все задумываются о том, что после рождения малыша женщине нужен не меньший уход и внимание. Организм роженицы переносит колоссальный стресс: все его системы, от репродуктивной до опорно-двигательной, испытывают огромную нагрузку
Неизбежны и психологические изменения, особенно если это были первые роды. Женщина становится мамой, и иногда осознание этого и отсутствие поддержки со стороны родных могут напугать её.
Раньше женщины после родов почти всегда обращались к повитухам. Повитуха, как правило, заботилась о будущей маме всю беременность. Во время родов она поддерживала женщину и поясняла, что с ней происходит и зачем это нужно. Таким образом роженица успокаивалась, и сам процесс проходил легче.
Повитуха работала с женщиной в бане: помогала ей расслабиться, разогреться, успокоиться и полностью снять напряжение.
– Раньше роды проходили в бане или дома. А восстановление происходило естественным образом сразу же после рождения малыша, — говорит Юлия Плотникова, мама четверых детей, доула, психолог и консультант по грудному вскармливанию.
После родов повитуха использует такой способ послеродового восстановления, как ладки: гладит женщине руки, ноги, живот, пропаривает её в бане, чтобы выходили все ненужные гормоны — так женщина «очищалась» духовно и физически.
– Важно «собрать» женщину воедино, ведь после родов она является очень мягким «сосудом»: размягчены все связки, кости и мышцы. Они податливы и растянуты, — комментирует Юлия
Покровительница[править | править код]
Саломея-повитуха, принимавшая роды Девы Марии согласно раннехристианским апокрифам, является покровительницей профессии, хотя и не включена в православный месяцеслов.
Повитуха Саломея у русских крестьян стала главной покровительницей и помощницей в родах. Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок («бабины» или «бабьи каши») на котором вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.
Считалось, что Саломея совершала с младенцем Христом все те же действия, которые должна выполнять при родах деревенская повитуха. Народное творчество создало ряд легенд, подчёркивающих особую роль повитухи Саломеи при рождении Христа (на этих легендах частично базировался авторитет деревенских повитух).
Существуют заговоры, использовавшиеся при родах от имении Саломеи:
В народных поверьях безболезненное рождение Христа можно было с помощью заговоров спроецировать на любые роды. При начале схваток повитухи читали заговор: «Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе Божьей Марье» и кропили роженицу водой из ручья или реки. А когда ребёнок рождался, то повитуха, обмывая новорожденного, также читала соответствующий заговор: «Бабушка Соломонья мылась да парилась и нам жарку-парку баинку оставила на великую Божью милость, на великое здоровье Имярек, аминь».
Портрет идеальной повитухи
Кодекс безупречной повитухи предусматривал и супружескую верность, а также регулярное причастие и получение у священника благословения на своё ремесло. Кроме этого, стать повивальной бабкой могла только женщина такого возраста, в котором она уже не могла стать матерью.
Особенно ценились имеющие собственных детей: это подтверждало, что принимающая роды на собственном опыте прочувствовала почём фунт лиха. Чем больше на счету повитухи младенческих смертей, тем сложнее ей было найти работу. Детская смертность свидетельствовала о недостаточном опыте или «тяжёлой руке».
Так или иначе, все усилия повитухи направляли на рождение здорового младенца и сохранение его жизни. Поэтому если «бабка» соглашалась сделать аборт, она рисковала поставить крест на своей карьере. Чревоубийство полностью противоречило повивальной этике.
Дипломированные
Стереотипное представление о том, что повивальная бабка – это малограмотная старушка, «деревенская пупорезка», знающая заговоры, обряды и умеющая в нужный момент «подсобить», лишь отчасти верно. Уже с 1754 года ценились те, кто подтвердил специализацию дипломом.
После указа об учреждении школ для обучения повивальному искусству желающие должны были пройти шестилетний курс, получить официальное разрешение на оказание услуг и принять присягу. Всех выпускниц – и городских, и сельских – заносили в специальный полицейский реестр, подобный тому, который учитывал фонарщиков или пожарных.
Мнения мам
Анна Горелик, мама четырёхлетнего сына:
— Я ярый противник всевозможных подобных действ, считаю это пережитком прошлого. Посторонние люди, которые встают между дитём и матерью, учат расслабляться — по-моему, это лишнее в периоде послеродового восстановления. Я верю во врачей и благоразумие матери.
Для того, чтобы восстановиться после родов нужно, в первую очередь, не зацикливаться на этом. Природа всё давно придумала сама, и при нынешнем уровне развития медицины всё и так будет в порядке.
Хорошо, если есть кому помогать матери на первых порах — это может быть отец ребёнка или близкие родственники. Тогда никакие ладки и повитухи не будут нужны. Когда нет поддержки, вряд ли ситуацию спасёт послеродовое пеленание, лаженье тела и прочие сомнительные «обряды». Лично я прекрасно восстановилась после рождения сына без специальных процедур.
Анна Лабутина, мама годовалого малыша:
— После рождения ребёнка я решила испытать на себе послеродовое пеленание. После него почувствовала себя обновлённой, лёгкой и красивой, словно Дюймовочка. Такой релакс никогда не ощущала. Волшебный ароматный чай, масла: я испытала настоящие нежность и любовь.
Расслабилась физически и поняла, что в порядок была приведена и моя голова. Ненужные «грязь» и негатив утекли в бане под потолок. Голова стала светлой, а сердце открылось. Я готова идти дальше!
Подытожим: послеродовой период для организма женщины важен не меньше, чем беременность или роды. Право женщины выбирать, каким он будет — одним достаточно поддержки и заботы любимого супруга и родителей, другие верят в старинные рецепты восстановления. Услуги доул и повитух в последнее время снова становятся популярными, и это скорее плюс
Однако советуем помнить, что в любом деле важно обращаться к профессионалам.
Эксперты:
Юлия Плотникова
Проворные
Вплоть до начала XX века повитухам отдавали предпочтение. Состоятельные семьи приглашали врачей, но они зачастую сидели в соседней комнате и дожидались сигнала от повитухи, если что-то пойдет не так.
С большей частью задач во время родов повивальные бабки справлялись самостоятельно, да и немного находилось желающих дозволить постороннему мужчине-врачу участвовать в столь интимном процессе.
Ценным умением было и то, что повитуха не использовала акушерские щипцы, которые нередко калечили младенцев. Ей хватало опыта и «проворных рук» даже в самых сложных случаях – если женщина рожала первый раз поздно, имела узкий таз или младенец отличался богатырскими размерами.
Опытная повитуха без труда выполняла такие акушерские процедуры, как «поворот на ножку» при косом или поперечном расположении плода, прокалывание пузыря и извлечение последа. В этнографических заметках читаем, как в Пермской губернии повитухи «дунув и плюнув» останавливали кровь и заговаривали пуповину.
В Вологодской губернии жили искусницы, которые обрезали пуповину «ногтем», виртуозно пережимая сосуды так, что пуповину не приходилось завязывать, и это избавляло младенцев от грыжи.
И, конечно, каждая уважающая себя повитуха умела делать традиционное «правление новорожденного», расправляя и вытягивая руками обнаруженные при осмотре изъяны. Считалось, что акушерки могли «вылепить» идеальные пропорции, чтобы рождённый человек в будущем не стал кривобоким или горбатым.
Как получить профессию
Чтобы получить специальность врача-акушер гинеколога необходимо высшее медицинское образование на факультете лечебное дело. После получения диплома бакалавра необходимо еще 2 года обучения в ординатуре по специальности «акушерство и гинекология». Только после этого вас отправляют на практику в родильные дома под руководство заведующего отделением.
Будущему акушеру можно закончить медицинский колледж. Поступить на обучение можно после 9, либо 11 классов общеобразовательной школы. Основными предметами обучения будут биология, химия. После получения диплома колледжа можно устраиваться в родильный дом по специальности средний медицинский работник.
Постепенно, получая опыт и присутствуя на родах, специалисту будут доверять различные манипуляции.
Всесторонняя поддержка
С греческого доула (дула) переводится как «служанка». Она действительно ею является: во время родов доула служит женщине, буквально предугадывая каждое ее желание. Это не акушерка, она не обеспечивает медицинское сопровождение процесса. Что же делает доула? Главная ее задача — поддержать будущую маму: пожалеть, помассировать поясницу, ноги, напомнить, как правильно дышать, продышать вместе с ней схватки, вместе потужиться, принести воды, отвести в туалет, вытереть пот — одним словом, сделать все возможное, чтобы роды прошли естественно и женщина получила от них максимальное удовлетворение.
Доула не может вмешиваться, оспаривать назначения врача. Но она может объяснить роженице, что надо делать, что случится, если будущая мама подпишет согласие на ту или иную манипуляцию или откажется от нее. Какое бы решение женщина ни приняла, доула ее всегда поддержит, а в первые минуты после рождения малыша обязательно расскажет, как правильно держать и прикладывать младенца к груди.
Обычно врачи приветствуют присутствие доулы на родах. Они видят, что есть человек, который не дает женщине впасть в истерику или запаниковать, который может перевести медицинские термины на простой язык и потому к нему роженица прислушивается больше, чем к докторам
И, что важно, присутствие такой помощницы благоприятно сказывается на состоянии женщины

Эта тема закрыта для публикации ответов.