Оглавление
Внимание (7–8 лет)
У ребенка 7–8 лет интенсивно развивается способность к волевому регулированию внимания, управлению им, формируется произвольное внимание. Это связано с тем, что, во-первых, созревание мозга к этому времени приводит к уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, а во-вторых, уровень познавательного развития ребенка к этому возрасту позволяет совершать умственные действия во внутреннем плане (в уме). . Процесс учебы, являющийся ведущим видом деятельности младшего школьника, способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности
По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. Однако произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Поэтому такое большое значение для младших школьников, особенно для первоклассников, имеет не словесное объяснение, а показ, яркая картинка или слайд, действие. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы
Процесс учебы, являющийся ведущим видом деятельности младшего школьника, способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности
По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. Однако произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается
Поэтому такое большое значение для младших школьников, особенно для первоклассников, имеет не словесное объяснение, а показ, яркая картинка или слайд, действие. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.
Развитие внимания ребенка 7–8 лет должно совершаться в нескольких направлениях. Первое и главное — это формирование умственных действий. Проиллюстрируем этот процесс на примере счета: на первом этапе ребенку объясняют необходимость умения считать; на втором он осваивает счетные операции в материализованной форме (счет с помощью палочек и др.); третий этап заключается в обучении проговариванию всех совершаемых действий вслух; на четвертом этапе ребенок проговаривает весь процесс счета про себя; и наконец, на пятом этапе он способен считать в уме.
Второе и не менее важное направление развития внимания в этом возрасте связано с формированием у ребенка способности контролировать и оценивать себя
Например, при обучении письму букв надо обсуждать с первоклассником все нюансы эталона, обратить внимание на сложные моменты, которые могут быть причиной ошибок, помочь ребенку понять, почему у него не получается написать так, как в образце. Цель подобной работы — сделать так, чтобы у ребенка в голове запечатлелся образец, который он мог бы использовать в качестве помощи
И третье, далеко не очевидное, направление развития внимания первоклассников — повышение их самооценки. Дело в том, что, по данным исследований, у многих детей при поступлении в школу самооценка снижается. А человек, который боится результата, плохо концентрируется на проблеме, так как больше переживает, чем рассуждает. Задача родителей — поддержать ребенка в это непростое для него время, ни в коем случае не ругать за то, что буквы недостаточно красивы и т.п.
Развивать внимание можно также при помощи специальных упражнений. Предлагаемые на сайте в данной теме задания направлены на тренировку различных характеристик внимания
Задания разработаны с учетом интересов и особенностей познавательного развития детей данного возраста. Они обязательно помогут вашему ребенку стать более внимательным!
Удачи вам, и пусть занятия приносят радость!
Виды развивающих игр
- Игры, развивающие сенсорные способности
В таких играх тренируется точность зрительного анализа, тактильных ощущений, слуха. Например, творческие занятия с цветной бумагой, с геометрическими фигурами, с природным материалом помогают ребёнку узнать о таких свойствах предметов, как цвет, форма, размер.
- Игры, развивающие мелкую моторику
Игры с мелкими предметами способствуют тому, что у ребёнка отрабатываются четкие, скоординированные движения руки, тренируется пространственный и зрительный анализ. Помогут в этом деле лепка, аппликации, собирание бусин и т.д.
- Игры, развивающие мышление
В подобных играх дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать. Постепенно копится и раскладывается по полочкам багаж наблюдений, и ребёнок начинает мыслить абстрактно.
Интересно, что все перечисленные функции выполняют развивающие игры, обучающие детей чтению. Детские обучающие игры можно сделать своими руками, купить в магазине или найти в интернете.
Главное при отборе руководствоваться следующими правилами.
-
Если делаете игру сами или выбираете в магазине:
Игры, обучающие детей чтению, должны соответствовать возрасту ребенка. Скажем, в 3-4 года игра должна быть тактильной, чтобы элементы можно было потрогать. Лучше использовать разные материалы. Уже в 5 лет в игру вводятся картинки и словесные описания.
У игры должно быть пособие, объясняющее родителям, как в нее играть с пользой. Например, кубики Зайцева можно сделать дома самим, но чтобы играть в них, нужно сначала познакомиться с инструкцией.
Выбирайте игры с сюжетом или на темы, которые увлекают ребёнка. Например, купите красочную книгу о динозаврах и поиграйте в половинки слов. Когда будете читать книжку, закрываете часть слова полоской бумаги и читайте по верхушкам или только части слов.
В игре должно быть 2-3 условия, чётко и просто сформулирована задача, понятная ребенку, яркие картинки и разнообразный материал.
-
Если выбираете игру онлайн:
Так как онлайн-игры быстро сменяют одна другую, то для достижения обучающего эффекта они должны быть взаимосвязаны и образовывать систему. Например, пока не закреплен навык отождествления буквы и звука в одно целое, нельзя приступать к изучению слогов. А упражнения, подобранные случайным образом, только собьют ребёнка с толку и не принесут никакой пользы.
Выбирайте игры с озвучиванием заданий. Так ребёнку проще будет их выполнять без вашей помощи. К тому же озвученные задания формулируются с методической точки зрения правильнее и их можно прослушать несколько раз.
Ребёнок будет с удовольствием заниматься онлайн, если в игре предусмотрены призы и похвала, а также есть герой, с которым он проходит обучение, так как всё это приближает тренировку к компьютерной игре.
Выбирайте сайты, на которых отслеживается динамика успехов ребёнка и можно скорректировать обучение. Например, если ребёнку труднее даётся соединение звуков в слоги, то можно увеличить количество заданий на эту тему.
Выбирайте сайты, на которых указано, что игры соответствуют конкретному возрасту, и основной упор делается не на обучение, а на развитие ребенка. То есть сайт не копирует учебники по школьной программе, а берёт разнообразную информацию, подстраивая её под детское восприятие.
Научиться читать ребёнку поможет и сайт «Разумейкин». Для каждого возраста здесь представлены увлекательные занятия: «Буквы и чтение для 5-6 лет» — поможет изучить буквы и научиться читать. Потренироваться читать и понимать прочитанное можно в разделах «Чтение для 7-8 лет» и «Чтение для 9-10 лет».
Эмоциональная сфера (7–8 лет)
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества объектов, вызывающих эмоции. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, на школьников младших классов уже не действуют. Хотя первоклассник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в одну, так и в другую сторону: ребенок может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.
Можно выделить следующие характеристики эмоциональной сферы младших школьников:
1) легкая отзывчивость на происходящие события;
2) окрашенность эмоциями восприятия, воображения, умственной и физической деятельности;
3) непосредственность и откровенность выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
4) готовность к переживанию страха — в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, как невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
5) большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонность к кратковременным и бурным аффектам;
6) факторами, вызывающими сильные эмоции, для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
7) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно — так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально.
Школьники младших классов, как показали исследования, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Они лучше различают положительные эмоции, чем отрицательные. Детям этого возраста трудно отличить страх от удивления, опознать эмоцию вины и др.
Таким образом, эмоциональная сфера детей требует развития. На нашем сайте представлены интересные задания, которые помогут ребенку тренировать умение различать эмоции, более точно их дифференцировать, называть, а значит, научат его лучше понимать себя и других.
Эмоционального благополучия и радости познания нового вам и вашим детям!
Развитие памяти 7–8 лет
Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Общеизвестно, что существуют большие индивидуальные различия памяти. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила; другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.
Типология памяти достаточно сложна. О словесно-логической памяти говорят, когда запоминание преимущественно связано с использованием теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы: одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя; в пересказе других вы увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Для детей 7–8 лет запомнить что-то без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Если ребенок в начальной школе не овладевает приемами смыслового запоминания, его логическая память может остаться недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, ассоциация и др. Так, дети 7–8 лет с успехом учатся пользоваться пиктограммами для запоминания, в частности, стихов: к каждой строчке рисуется очень схематичная картинка, передающая смысл фразы, затем ребенок воспроизводит стихотворение при опоре на рисунки, а потом и без них.
Помогите ребенку разобраться в особенностях его памяти: выясните, какую информацию он легче запоминает, как ему легче запоминать (на слух, при помощи зрения, движений и др.), а затем переходите к обучению приемам эффективного запоминания. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.
Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки — все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы.
Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка.
Веры в успех вам и вашему ребенку!

Эта тема закрыта для публикации ответов.