«неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей

Алан-э-Дейл       05.09.2023 г.

Оглавление

Нужно ли обращаться к специалисту?

В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития. Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше.

В случае, если вы заподозрили у ребенка 9-10 месяцев задержку моторного развития, либо нарушения, имеющие неврологическую природу, необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту. В таких случаях, как правило, назначают курс специального лечебного массажа и других коррекционно-развивающих процедур.

Обучающие упражнения

Итак, помочь крохе сидеть самому помогут следующие упражнения.

  • Положить ребенка на спину на полу, подстелив теплое одеяло. Взять его за стопы и дотянуться пальчиками ног до носика, не сгибая ножки в коленях.
  • Модернизируем первое упражнение: задерживаем ножки, не доставая до носика, чтобы выполнить растяжку мышц.
  • Положение остается тем же — лежа на спинке. Нужно подать малышу указательные пальцы, чтобы он мог крепко ухватиться за них и зафиксироваться. Медленно подтянуть его до вертикального положения – посадить. Плавно вернуть ребенка в исходное, лежачее положение.
  • Теперь нужно другое исходное положение – лежа на животике. Надо помогать крохе перевернуться на спинку, после чего вернуться обратно. Можно привлечь его яркой игрушкой, чтобы он тянулся за ней, переворачиваясь самостоятельно. Помогаем малышу, слегка подталкивая ладонями его стопы.
  • Это упражнение можно выполнять втроем – использовать папу для подстраховки. Если такой возможности нет – подойдут специальные пружинящие подушки. Нужно посадить ребенка между подушками (или руками папы). Одной рукой надо придерживать ножки крохи, другой держать его за ладошки. В таком положении кроху плавно раскачивают в разные стороны. Так тренируется умение балансировать (держать равновесие) и усидчивость.
  • Взрослый садится на пол с широко расставленными ногами. Малыша сажают между ногами спиной к себе, перед ним располагают большую яркую игрушку, за которую ребенку удобно будет схватиться. Когда он крепко ухватится за эту опору, его немного отрывают от пола и потихоньку раскачивают из стороны в сторону. Так укрепляются мышцы позвоночного корсета.
  • Когда обучающие упражнения будут освоены, ребенка можно сажать взрослому на колени, давая ему для опоры свои пальцы. Находясь в таком положении, ребенок тренирует мышцы и равновесие, поэтому сможет быстрее научиться сидеть самостоятельно.

Навык сидения – один из рубежных в развитии ребенка. Ведь он получает возможность более широкого обзора, может управляться с игрушками (так намного удобнее, чем лежа на животике), гулять в «сидячей» коляске. Ощутив радость от нового положения, малыш быстрее продвинется к главному навыку первого года жизни – самостоятельной ходьбе. Ну а если кроха немного нерешителен в своих действиях и никак не отважится сесть сам (или не понимает, как это сделать) – взрослые ему всегда помогут. Ведь это совсем не сложно.

Умение малыша сидеть не является врожденным, он должен освоить его постепенно. В каком возрасте и как начинать учить грудничка садиться, зависит от физиологических особенностей крохи, его характера и темперамента. Родители могут помочь карапузу быстрее сесть, выполняя с ним специальные упражнения, массаж и ежедневную гимнастику. Не стоит торопиться и переживать – здоровый малыш все равно научиться сам сидеть, но когда для этого придет время.

Упражнения

  • Плавание. Рекомендуется уже с 3-месячного возраста приучать дитя к плаванию в ванной или в бассейне. Плавание снимает всю нагрузку на позвоночный столб и отлично развивает мышечный корсет спины.
  • Ежедневные массажи. Можно их делать самостоятельно, находясь дома, или обратиться к специалисту. Массаж незаменим ничем другим, когда речь идет о расслаблении или разогревании мышц.

Не стоит забывать о простых упражнениях по укреплению спинного позвоночника:

Положение лёжа на спине

Как научить ребенка садиться из положения лежа? Дайте карапузу ухватиться за ваши указательные пальцы, после чего приподнимите его так, чтобы грудная клетка поднялась над поверхностью, не менее чем на 45° и верните его в исходное положение. Если ребёнок пробовал садиться сам, тогда можно посадить его и снова вернуть в исходное место.

Лежа на животе

  1. Необходимо приподнять дитя одной рукой в районе грудного отдела, а второй рукой взять за ноги. Суть в том, что упираясь ногами, он будет отталкиваться от груди взрослого человека, тем самым, тренировать мышцы не только спины и ног, но и шеи, так как он удерживает голову.
  2. Расположите неподалеку яркий и интересный предмет. Вероятнее всего, карапуз захочет взять его и начнет к нему ползти.

На фитболе

Положите кроху животом на фитбол. Держа за ноги или корпус, нужно плавно наклонять его вперед/назад. Когда это упражнение станет привычным, то можно будет увеличить амплитуду движения.

Спустя время перед карапузом можно будет положить какую-то игрушку, чтобы в момент наклона вперед, он ее взял. Это вызовет больший интерес и внесёт больше эмоций в упражнение. Можно выполнять это же упражнение, но в другой вариации. Совершать плавные катания, но уже в левую и правую сторону.

«Часики» на фитболе»

Положите карапуза животом на фитбол и катайте его по поверхности мяча по часовой стрелке. Можно совместить упражнения, делая наклоны во все стороны. Для разнообразия, можно перевернуть его на спину и занятия обретут новые краски.

Важные правила

Если ребенок уже демонстрирует физическую готовность к тому, чтобы научиться сидеть, но самостоятельно у него это никак не получается, задача родителей – помочь ему. Существует множество различных упражнений, помогающих научить ребенка сидеть самостоятельно.

Чтобы занятия принесли ребенку только пользу и позитив, нужно соблюдать несколько простых рекомендаций.

  • Ребенок перед гимнастикой должен быть весел и здоров.
  • Начинать выполнение упражнений можно не ранее чем через час после еды.
  • Перед началом занятий помещение обязательно нужно проветрить.
  • Мышцы крохи нужно разогреть легким массажем в течение 5–7 минут.
  • Одежда нужна легкая, сшитая из натуральных тканей (памперс придется снять).
  • Гимнастика должна проводиться на твердой поверхности – хорошая опора поможет малышу лучше чувствовать баланс.
  • Во время выполнения упражнений с ребенком постоянно нужно разговаривать, играть – это обеспечит положительные эмоции, которые, в свою очередь, только ускорят обучение.
  • Каждое упражнение должно выполняться плавно, без рывков и резких движений, чтобы избежать травмирования.
  • Не стоит перегружать ребенка, включая в комплекс как можно больше упражнений. Достаточно будет 3–4 общей продолжительностью не более 15 минут. Начинать нужно с 2–3 повторений, постепенно увеличивая их количество до 6–8.

Как оценить развитие ребёнка

Чтобы убедиться, что, несмотря на то, что ребёнок не садится сам в 8 месяцев, у него нет никаких отклонений, можно проследить, справляется ли он с другими базовыми задачами возраста.

Двигательная активность

Из положения, лёжа на животе, ползёт на четвереньках, по-пластунски или просто активно двигается, пытаясь переместиться вперёд. Опирается на руку, второй играет. Легко крутится, куда захочет, может несколько секунд постоять на четвереньках.

В положении, лёжа на спине, может взять по кубику в каждую руку и ненадолго удержать. Если вложить в ладони грудничка свои пальцы, он подтянется и сядет вертикально. Голову при этом держит уверенно.

Может сидеть 5 секунд, опираясь на руки, легко переворачивается. Если посадить на колени и заинтересовать предметом, то попытается наклониться и дотянуться.

Малыш сидит, опираясь на руки

Если поставить на ножки, поддерживая подмышками, то стоит на обеих стопах.

Мелкая моторика и общение

Ребёнок способен захватить пальцами обеих рук предмет, размером и формой напоминающий пятирублёвую монетку. Узнаёт родных и близких, смеётся с ними, незнакомых людей боится.

Причины

Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:

  • отклонения могут носить симптоматический характер. К примеру, когда у грудных детей режутся зубы, нарушение аппетита – вполне нормальное явление. Потеря желания есть происходит и во время острой стадии гриппа или ОРВИ, и это абсолютно нормально. Организм ребенка все ресурсы направляет на борьбу с болезнью, подавляя на время пищеварительную функцию. Не стоит насильно кормить больного ребенка даже самой полезной едой – когда дело пойдет на поправку, аппетит полностью восстановится.
  • заболевания пищеварительной системы. Различные типы гастритов, дуоденитов и других подобных патологий оказывают существенное влияние на пищевое поведение ребенка.
  • анемия, то есть недостаток в крови гемоглобина – клеток, переносящих кислород. Наличие анемии может сопутствовать целому ряду заболеваний. Такое состояние у ребенка требует срочного обращения к специалисту и прохождения полного обследования.
  • нарушения в эндокринной системе. Сахарный диабет, заболевания щитовидной железы –этим эндокринным нарушениям сопутствует угнетенный аппетит или резкое повышение потребности в еде.
  • различные психические заболевания. Симптомами многих психопатологий является необоснованное изменение вкусовых пристрастий.
  • заболевания нервной системы.
  • авитаминоз (когда организм ребенка не получает необходимого количества витаминов и микроэлементов).
  • доброкачественные или злокачественные опухоли.

Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье

Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Причины позднего развития

Что может вызвать подобные отклонения? Причины могут быть разными:

  • сложная беременность (токсикоз, угроза прерывания, резус-конфликт, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, анемия, недоношенность и т. д.);
  • сложные роды (стремительные или, наоборот, протекавшие со стимуляцией родовой деятельности, с применением щипцов; родовые травмы крохи);
  • заболевания ребенка как следствие вышеизложенных проблем (слабый мышечный корсет, генетические нарушения – синдром Дауна или др., патологии центральной нервной системы, такие как ДЦП, эпилепсия; рахит, дисплазия тазобедренных суставов, мышечная дистрофия, ожирение).

Все эти заболевания так или иначе сказываются на правильном развитии мышц, костей и тормозят физическое развитие. Поэтому малышу обязательно требуется своевременное лечение, иначе кроме отсутствия навыков сидения у него будут прослеживаться и более серьезные признаки отставания в развитии.

Постарайтесь найти золотую середину между форсированием событий и чрезмерным спокойствием

Обращать внимание на умение малыша сидеть нужно примерно в 7 месяцев: после этого возможно диагностирование проблем, которые требуют раннего лечения

Ребенок не хочет садиться

Ниже я просто перечислю причины, по которым малыш может начать позже садиться, а вы пообещаете сами себе, что не будете впадать в панику, проанализируете и найдете конкретно свой случай.

1. Малыш может сесть и после 8-ми месяцев и с ним будет и есть все в порядке. Это просто у него такие особенности организма, вот и все. Ничего с этим не поделаешь и делать не нужно.

2. Ребенок родился недоношенным.

3. Ребенок перебирает в весе и выглядит достаточно крупненьким. Вы должны понимать, что таким детям будет сложнее не только садиться, но и все остальные вещи тоже выполнять.

4. Ребенок немножко отстает в развитии, потому что чем-то переболел. Такое бывает очень часто

Когда детки болеют, все внимание родителей и врачей направлено на то, чтобы их вылечить, а не на какие-то там развивающие упражнения. Но не переживайте, такие малыши очень быстро догоняют своих сверстников

5. Стресс в раннем возрасте.

6. Если ребенку уже больше полугода, а он не только не может садиться, но и не ползает и практически не держит голову, то самое время срочно обратиться к врачу.

Ну что ж, я надеюсь, что ваш малыш вскоре начнет сидеть, а вы ему в этом поможете.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Более пристальное внимание здоровью ребенка необходимо уделить в тех случаях, если самостоятельные попытки сесть не наблюдаются у ребенка и в дальнейшем – в 10, 11 месяцев. В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития

Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше

В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития. Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше.

В случае, если вы заподозрили у ребенка 9-10 месяцев задержку моторного развития, либо нарушения, имеющие неврологическую природу, необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту. В таких случаях, как правило, назначают курс специального лечебного массажа и других коррекционно-развивающих процедур.

https://youtube.com/watch?v=LTKUou6n0w0

Оставить комментарий

Когда ребенок должен сам садиться

Ребенок первого года жизни развивается очень стремительно. Уже через несколько недель после рождения он пытается все рассмотреть и пощупать.

Запомните!Но самостоятельно сесть он готов лишь тогда, когда его костно-мышечная система достаточно развита.

Какой оптимальный возраст

Многие родители  торопятся усадить младенца. В Америке навыку сидения учат с первых месяцев жизни. Для этого придумали огромное количество приспособлений, подготавливающих малыша к раннему высаживанию. Это специальные стулья для кормления, ходунки, шезлонги и автокресла.

В странах бывшего Союза (Россия, Украина) педиатры уверены, что высаживать малыша до 6-7 месяцев противопоказано. Это связано с недостаточным развитием позвоночника, поэтому раннее высаживание может привести к сколиозу и другим нарушениям.

При этом кроху начинают высаживать уже после того, как он сам научился самостоятельно сидеть без поддержки. Случиться это может как в 4, так и в 8 месяцев.

Какие факторы могут повлиять

На развитие навыка самостоятельного сидения могут повлиять многие факторы. Среди них:

  1. Половая принадлежность. Как правило, мальчики более активны и любознательны. Поэтому они садятся намного раньше.
  2. Физическая форма. Некоторые дети более сильны физически, их мышцы развиты на столько, что они уже в 5 месяцев готовы сидеть самостоятельно.
  3. Темперамент. Дети, которые принадлежат к меланхолическому или флегматическому типу темперамента, все делают значительно медленнее.
  4. Лишний вес. Малыши с нормальным весом более подвижны. К тому же избыточная масса тела оказывает дополнительную нагрузку на позвоночник, что нежелательно для грудничка.

Как определить степень готовности ребенка

Как понять, что кроха уже готов к тому, чтобы его обучали сидеть самому? В этом поможет 1 небольшой тест. Для этого малыша кладут на спинку, дают ему ухватиться ручками за пальцы взрослого и медленно поднимают, усаживая его. При этом могут быть 2 результата:

  1. Готов. Кроха крепко держится ручками за пальцы и без труда поднимается в сидячее положение.
  2. Не готов. Если ребенок плохо держится, постоянно заваливается обратно в лежачее положение и не держит равновесие, то садиться ему еще рано. Его мышцы спины еще не достаточно окрепли.

Особенности возраста 10 месяцев

Подъём на ножки

Два важных этапа развития — боковое присаживание и ползание — создают предпосылки для дальнейшего подъёма на ножки. В косом сидении он может высоко приподняться, тянется к предметам над головой и с любопытством изучает все вокруг. А длительная фаза ползания даёт ребёнку устойчивость туловища, необходимую для вертикального положения.

При нормальном развитии подъём достигается, когда ребёнок может ухватиться за предметы и подтянуться вверх. Движущей силой вертикализации снова является любопытство. При наличии мотивации ребёнок тянется и отталкивается вверх: сначала в основном подтягивается руками, позже ноги также станут достаточно сильными, чтобы поднять тело вверх и удержать.

Подъём происходит из косого присаживания или из положения на четвереньках, из которого ребёнок подтягивается, опираясь на мебель, в положении стоя на коленях, затем поднимает одну ногу и остаётся в асимметричном положении, где одно колено согнуто и стоит на ступне, а второе ещё опирается на землю. Позже он сможет отталкиваться и подниматься и по гладкой стене, но всё же потребуется время, чтобы научиться удерживать равновесие.

До совершения первого шага, который вытекает из положение стоя, уходит не менее трёх месяцев. Первое время ребёнок поднимается с широко расставленными ногами и чувствует себя неустойчиво. Чтобы удержаться на ножках, малышу нужны обе руки для опоры: отпустив даже одну, он неизбежно упадёт обратно на пол.

Примечание

Не пытайтесь поставить ребёнка в положение стоя самостоятельно и преждевременно! Он должен научиться делать это сам. Только в этом случае его тело и мышцы будут подготовлены: туловище будет достаточно крепким, а ноги и позвоночник выпрямятся.

Возрастные нормы. Что должен уметь ребенок в тот или иной период для того, чтобы сесть самостоятельно?

Нормальное двигательное развитие ребенка характеризует наличие следующих показателей:

  1. В шесть месяцев ребенок должен уметь самостоятельно перекатываться со спины на живот и даже пытается сесть самостоятельно, если в качестве опоры ему дать пальцы.
  2. В семь месяцев ребенок должен уметь сидеть самостоятельно, при этом держа спину достаточно ровно. А также поворачивать корпус находясь в этом положении. Он также должен уметь садиться из положения сидя на четвереньках.
  3. В восемь месяцев ребенок не только умеет сидеть, но при этом свободно манипулирует руками, стараясь дотянуться до предметов, интересных или необходимых ему.
  4. Начиная с 9-10 месяцев, ребенок уже должен уметь садиться исходя из практически любого положения. Также именно в этот период формируются первые предпосылки к самостоятельной ходьбе: он встает на колени, если рядом имеется опора, может удерживать корпус, начинает ползать. Время, которое он может проводить сидя с прямой спиной, значительно возрастает. Наблюдаются первые попытки стоять прямо с опорой (начиная с 10 месяца).

Развитие малыша 6-9 месяцев

Однако стоит еще раз заострить внимание на том, что если к указанному возрастному периоду 9-10месяцев у ребенка все еще не наблюдаются перечисленные здесь навыки, это далеко не всегда говорит о присутствии той или иной патологии. Каждого ребенка отличают собственные возрастные особенности развития

И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого. Торопить ребенка в таком случае не следует.

Отставание в развитии в 9 месяцев косоглазие, не сидит

Тем не менее, существует немало тревожных признаков, которые зачастую являются веским основанием для похода к специалисту.

  • Неспособность сидеть самостоятельно в 7-10 месяцев; слабая возможность удерживать равновесие.
  • Невозможность захватывать и удерживать в руках предмет, свидетельствующая о недоразвитии моторики.
  • Выраженный недостаток массы тела.
  • Повышенный, либо сниженный тонус мышц.
  • Неестественно выпученные глаза; тенденции к косоглазию.
  • Частое беспокойство без видимых на то причин.
  • Длительное незарастание родничка.

Ребенку 8 месяцев, а он не сидит….!!!!?????? — ребенок в 8 месяцев не сидит

Здравствуйте дорогие мамочки….!!!

Моей доче 8,5 мес. Она не пползает, не садится сама. Садишь ее она сидит, кушаем сидя за столом в стульчике для купания, за ручки тянешь, она встает. Ставили ее в ходунки, бегает в них, на полу только по пластунски ползает и то назад и катается как колобок, опора на руки хорошая, но вот колени не сгибает. Делали массаж, но таких грандиозных улучшений я не заметила, делали электрофорез, лазер, ходили к нервопотологу и мануальному терапевту, сказали, что у нас гипертония (не знаю, может это влияет), пили Пантогам…. Меня этот воопрос ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ волнует, уже не знаю, что думать, вдруг отставания в развитии. Вообщем расскажите у кого нить такая ситуация была и во сколько ваши детки сели сами и встали…. Заранее благодарна за комментарии….

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.