Сказки для новорожденных

Алан-э-Дейл       21.11.2023 г.

Оглавление

С младых ногтей

Но ведь новорожденные еще совсем ничего не понимают, зачем им книжки? Для малышей первых месяцев жизни существуют очень специфические книжки. Их и книжками-то назвать можно с трудом:

  • Обычно они текстильные, чтобы ребенок не наелся бумаги, ведь все, что попадает в ручки, малютки тянут в ротик.
  • Почти всегда в них нет текста. Он просто не нужен. Назначение такой «литературы» — развивать другие сферы. Тактильное восприятие – в том числе.
  • По форме это скорее гармошка, чем книжка: малыш еще не умеет листать.
  • Даже если «странички» такой книжки разноцветные, то картинки на них – черно-белые (или с одной стороны черно-белые, а с другой — цветные). Это – для развития зрения. Ведь в раннем младенчестве человек не различает цветов, только контрасты. Картинки в таких книжках – не сюжетные, изображающие отдельные предметы.
  • Их можно без опасения стирать.

Такую «литературу» можно подвешивать в кроватке малыша с первых месяцев. Она имеет небольшой вес и размеры, удобно помещается в крошечных ручках. Но малыш сможет «читать» ее и немного позже, когда научится распознавать цвета.

Расширяет знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сыну нравятся ещё и книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с запоминающимися иллюстрациями дети получают знания об окружающем мире задолго до того, как научатся читать самостоятельно.

Чтобы закрепить результаты и усилить пользу чтения для детей, я часто совмещаю знакомство с книгами с новым для них жизненным опытом. Например, рассказы о животных предлагаю до или после посещения зоопарка, а рассказы о технике — перед поездкой на ферму.

Таким образом, всё прочитанное находит отражение в реальности: малыш видит предмет или живое существо редко или вообще в первый раз, а оказывается, уже многое о нём слышал, рассматривая с мамой книгу. Это подогревает желание исследовать и естественный интерес к жизни.Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Что мешает нам быстро читать

Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.

На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.

У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.

Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:

  • Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
  • Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
  • Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.

Что на книжной полке?

Первые сказки — маленькие сказочки, среди которых и традиционные «Репка», «Колобок», «Теремок», и разнообразные маленькие сюжетики самых разных авторов от Л.Толстого до Д.Хармса

Выбирая книжку для маленького читателя, конечно, обращаем внимание на картинки, которые должны позволять взрослому не столько читать, сколько рассказывать сказку по картинкам в книжке. Хороши нарядные красочные книжки с самыми разными способами оформления — вырубка, игрушка внутри, панорамка, раскладушка и т.п

Иллюстрации в них занимают всю поверхность страниц, а потому фигуры героев крупные, с хорошо прорисованными деталями.

Несколько книжек на один и тот же сюжет, игрушки, с помощью которых можно разыграть любимую сказку, — это необходимые средства для развития внимания маленького читателя, для стимулирования его речевого развития, для формирования основы читательского воображения: читать интересно в том случае, если живо представляешь то, о чем читаешь.

Первые стихи. Вспомним стихи А. Барто об игрушках — Мишка, Зайка, Бычок. Конечно, на странице со стихотворением будет изображен главный герой. Вот этот принцип иллюстрирования и есть самый лучший — он позволяет маме «читать» книжку малышу во время мытья посуды, а картинки кроха и сам найдет нужные! Такой иллюстрационной «зависимостью» наделены все стихи Корнея Чуковского, да и другие многие-многие стихи для самых маленьких (С.Маршака, С. Михалкова, Я. Акима, Б. Заходера, Э. Мошковской, М. Бородицкой, В Левина, И. Гамазковой, И. Токмаковой, В. Берестова, Д. Хармса и многих других авторов).

Также можно читать наизусть малышу стихи из книжки, саму книжку не доставая (вот для этого вам и понадобятся знакомые с детства тексты), — а потом разглядывать книжку, припоминая стихи. Кроме стихов можно читать, а лучше припевать и приговаривать потешки и прибаутки. Ими должна быть заполнена практически каждая минута малыша: одевание, умывание, кормление, прогулка. Фольклорные стишата тем и хороши, что вы можете создать для себя свой репертуар — сочиняйте, выдумывайте, веселитесь.

Ритмизированная речь привлекает внимание ребенка, создает жизнерадостный речевой фон. Повторяемые многократно стихи быстро запоминаются — и вот уже малыш с легкостью называет вам последнее слово в строчке, радостно кивает в такт стихам, чувствуя их ритм

А через некоторое время он вдруг цитирует любимые строки, употребляя их очень даже уместно и остроумно.

Совет. Для того чтобы пополнить свой багаж памяти достойным количеством стихов и потешек, используйте аудио и МР носители — слушая вместе с малышом диск или кассету, вы быстро запомните их, а малыш поможет.

Познавательная и развивающая литература для малышей посвящена многообразию окружающего мира. Это первые энциклопедии о животных, о транспорте, о человеке (его деятельности, увлечениях, быте). Развивающая детская литература — это, как правило, тематические альбомы с яркими картинками и заданиями, посвященные изучению свойств предметов, развитию логического мышления (например, пособия издательского дома «Карапуз» или издательства «Мозаика-Синтез»).

Картинки в книгах о транспорте, животных, разнообразии форм, размеров и цветов могут быть самыми разными: фотографии, реалистичное или довольно абстрактно выполненное изображение художника. Способность «представить» себе предмет, увидеть его в замысловатом, схематичном изображении — это, с одной стороны, естественное свойство ребенка. С другой стороны, эта способность требует развития, тренировки.

Маме важно научиться творчески относиться к рекомендациям самой книжки: любое обучение малыша до трех лет должно основываться на его личном опыте. Схемы, знаки, символы — только отражение реального мира

Поэтому считать лучше сначала предметы, а круги, квадраты и овалы нужно обязательно находить в форме стола, мячика, тарелки, корзинки. Рассматривать на картинке деревья, машины или животных нужно начинать с тех, что уже хорошо знакомы по, так сказать, личному контакту. Если задание, предлагаемое авторами пособия, вам непонятно, не по силам малышу, никак не соотносится с его опытом — перестройтесь, предложите крохе собственный вариант задания.

Сказки для мальчиков и сказки для девочек

Чем полезны сказки конкретно для мальчиков? Мальчикам они помогают:

  • быть храбрыми, благородными, добрыми, помогать всем слабым, сражаться со злом во имя добра. Вспомним для примера того же Иванушку из русских народных сказок;
  • не бояться никаких трудностей и успешно их преодолевать, уметь рисковать во имя добра;
  • правильно выбирать себе невесту (будущую жену) – а почему бы и нет? Любой сказочный добрый молодец вначале присматривается к красной девице – умеет ли она управляться по хозяйству, печь хлеб, насколько она умна, добра и щедра. Разве это не актуально и поныне?

Девочкам от сказок также немало пользы. В частности, они учат:

  • любая девочка должна быть трудолюбивой, заботливой, доброй, кроткой, умной, желать всем добра и счастья. А если ты зла, ленива и завистлива – ничего хорошего в жизни ты не добьешься;
  • уметь выбирать жениха (будущего мужа). Не зря же в сказках добрый молодец, прежде чем завоевать симпатию красной девицы, обязан выручить ее из беды, вступить в схватку с чудовищем, одолеть его – то есть, постараться стать той самой «каменной стеной».

Конечно, вряд ли маленькие дети (хоть девочки, хоть мальчики) в полной мере поймут эти важнейшие житейские постулаты, но все равно – что-то в их детском уме по этому поводу все равно отложится.

Как правильно рассказывать детям сказки

Особых премудростей здесь, конечно, нет, но над кое-какими моментами все же стоит задуматься.

  1. Лучше всего рассказывать (или читать) малышам народные сказки. Это – безошибочный вариант. В них заключена мудрость веков, так что вреда для ребенка от таких сказок не будет.
  2. У каждого народа есть свои великие и мудрые сказки. Так что не следует забывать о своей национальности и рассказывать малышу больше национальных сказок. Таким образом ребенок будет знать, что он – русский, или татарин, или мордвин, или якут. То есть, с раннего детства малыш впитает в себя мудрость народа, к которому он принадлежит от рождения. Да и, кроме того, в национальных народных сказках есть некоторые особенности, которые может уяснить лишь ребенок определенной национальности. Попробуйте, к примеру, растолковать русскому малышу суть эвенкийской сказки о солнце-медведице, которая уходит на полгода (полярная ночь) и затем на полгода возвращается (полярный день). А вот маленькому эвенку такая образность будет вполне понятна.
  3. Нужно ли детям читать авторские сказки? Ну, это смотря какие авторы и что они сочинили. Многие из таких сказок чрезмерно сложны по смыслу и даже жестоки– их, конечно, малышам лучше не читать. Например, сказки современных авторов. А вот другие сказки (написанные в советское время) для ребенка вполне понятны и полезны. Так что здесь родителям нужно быть внимательными. И если есть сомнения, то лучше делать упор на народные сказки. Они плохому не научат.

Уже пора?

Только только принесли красивый и яркий конверт из роддома. Маленькое Чудо сладко спит и сладко посапывает в кроватке. В доме стоит такая тишина, что слышно, как за окном колышет ветви легкий ветерок…Несколько лирическое начало, но, в такие моменты мать созерцает свое счастье, лелеет самые сокровенные мысли в своей голове о воспитании крохи, планах на будущую жизнь. Чудо входит в наше сердце все больше.

Чтение сказок умиротворяет, успокаивает, влияет на развитие ребенка. Самое время ознакомиться с некоторыми правилами и нюансами. Со скольки месяцев пора познакомить малыша с миром волшебства? С 3 месяцев можно начинать. Но в этом возрасте кроха еще не сможет уловить суть того, что вы рассказываете. Но он с удовольствие станет слушать любимый голос своей матери, который уже давно знаком.

Выбирайте спокойные, простые сказки. Для этого отлично подойдут «Репка», «Колобок», те в которых часто повторяются одни и те же действия. Ребенку важен контакт с мамой, он слышит и наслаждается. Учится понимать разницу в интонации, распознавать эмоции. Простые сказки, которые вы знаете сами, лучше рассказывать наизусть. Лучше использовать мягкие книжки — развивалки, где может быть колобок на липучке, это наверняка заинтересует малыша.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:

Какие книги читать детям в возрасте 1-3 лет

Конечно, это самая маленькая возрастная категория детей, детей, которые совсем не умеют читать. Поэтому такие дети требуют большого внимания со стороны родителей, именно родители должны своим малышам читать книги. Но для этого возраста есть книги, в которых практически нет текста, но зато есть много различных красочных и понятных рисунков, которые будут интересными малышу.

Когда ребенку исполняется два года, он уже требует совершенно других книг. Книг, в которых больше текста, больше речи, ведь в этом возрасте ребенок должен максимально много слышать разных слов. Ведь именно с двух лет ребенок начинает набирать свой словарный запас

С двухлетнего возраста ребенку нужно читать часто книги, книги разнообразные, слушая те или иные рассказы, сказки, ребенок будет лучше формировать речевые навыки, а это очень важно

Последние исследования показали, что современные дети на полгода позже начинают разговаривать, чем их сверстники 20 лет тому назад. Это связано с тем, что маленькие дети сами не читают и их родители не читают им книжек.

Хотя для самых маленьких детей все весьма относительно, некоторые дети уже в три года прекрасно воспринимают чтение родителями сказок Пушкина и Носова. В то же время другие дети не совсем воспринимают обычные сказки. Здесь все зависит от опытности ребенка, а опыт приходит с возрастом, а также с практикой восприятия книг, а это уже удел родителей.

Какие сказки читать детям до 2 лет

С самого рождения очень важно прививать любовь к сказкам и чтению книг. Даже чтение одной сказки в день стимулирует работу мозга малыша

Малыши до 2 лет очень любят веселые небольшие сказки, стихотворения-потешки с простым понятным сюжетом и смыслом

Здесь очень важно читать ребёнку четко и внятно, с душой и настроением, тогда чтение и слушание превратится в увлекательную игру

Категории сказок для детей до 2 лет:

  • Сказки в стихотворной форме, песни-потешки
  • Простые сказки про животных
  • Простые сказки про семью
  • Сказки с движениями и танцами, небольшие сценические истории

Примеры сказок для детей до 2 лет:

  • Курочка-ряба
  • Петушок-золотой гребешок
  • Шел король по лесу
  • Колобок
  • Стихотворения Агнии Барто

4. К.Чуковский «Сказки» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Чуковский – просто гениальный детский писатель. Я читала Чуковского своим племянникам, читаю его своей дочери и каждый раз поражаюсь насколько гармоничны его стихи, кажется, по-другому, просто нельзя было написать, настолько легко ложатся на слух его строки. Дети обожают слушать его стихотворные сказки, несмотря на то, что они совсем не короткие. На мой взгляд, в числе первых произведений лучше читать «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище». Мы начали читать Чуковского ближе к году (месяцев в 10-11), конечно, сначала не дослушивали до конца, но очень скоро вошли во вкус. А когда дочь начала говорить свои первые слова, она стала поражать нас отличным знанием стихов, заканчивая начатые нами строки.

Мне очень нравится издание Чуковского, представленное на фото (в иллюстрациях Сутеева и Конашевича). Картинки здесь из детства, очень живые, с интересными деталями.

Определение скорочтения

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.

Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.

Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации.

К вопросу о том, как развить скорость чтения, есть несколько подходов. Многие из них основаны на том, что данная скорость зависит от порядка считывания информации, а его можно перестроить. В школе детей учат читать по определенной схеме: сначала отдельные слоги, затем слова, которые складываются в предложения и, наконец, осмысленный тест.

Повзрослев, многие продолжают использовать тот же алгоритм: слово – предложение – текст. Но нашему мозгу доступен и более сложный порядок, который поможет сэкономить время. Давайте рассмотрим, как освоить скорочтение при помощи конкретных упражнений и техник.

Получайте письма об образовании детей
Еще больше лайфхаков по обучению детей — в бесплатной рассылке Skysmart для родителей. Каждую неделю учителя, методисты и психологи делятся экспертными советами: как мотивировать ребенка учиться, помогать с домашкой или нет, какие навыки развивать сегодня, чтобы быть успешным и счастливым в будущем. Присоединяйтесь!

Почему сказки не подходят малышам

Практически любая сказка основана на метафорах и вымышленных персонажах. В них животные и предметы разговаривают, делают то, что не могут в реальной жизни. Когда малыш, который только начал знакомство с окружающим миром, сначала видит говорящих животных, а потом узнаёт, что в природе они такими не являются, у него формируются запутанные представления. В голове всё смешивается, а сказка кажется вовсе не сказкой.

Например, с колобком проблема не в том, что главного героя съели. А в том, что ребёнок не может по достоинству оценить красоту художественного вымысла, потому что не знает, что хлеб не разговаривает и вообще еда, а животные тоже только в сказках человекоподобные.

Вместо приобщения к прекрасному и поучительному сказки путают и смущают ребёнка, особенно до 3 лет, когда они предшествуют реальному опыту и правдивым знаниям об окружающем мире. Ребёнок сконцентрирован на том, чтобы разобраться в происходящем вокруг, и принимает всё за чистую монету. В том числе и сюжет сказки.

Вы и сами, скорее всего, можете вспомнить примеры того, как малыши сердятся, когда вещь, которая, как они поняли, должна лежать в каком-то месте или использоваться определённым способом, помещается в другое место или используется иначе. Это происходит потому, что подобные события снова возвращают их в положение непонимающего. Ребёнок только-только что-то уяснил — и на тебе, опять всё по-новому. Узнал из книги, что кот разговаривает, как человек, а оказывается, так не бывает.

У ребёнка формируются нереалистичные представления о мире. Он ожидает того, чего нет и не может быть. В старшем возрасте это опасно разочарованиями, несовпадением желаемого с реальностью, постоянным стремлением уйти в виртуальный мир.

Ребёнок теряет способность видеть прекрасное в жизни. Ведь в сказках всё ярче, интереснее, лучше, там есть чародеи и волшебники. Красота окружающего остаётся незамеченной, а мотивации исследовать становится меньше. В старшем возрасте сказки уместны, потому что уже не запутают ребёнка, но до 3 лет, когда закладываются основы личности, от них лучше отказаться.

Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)

Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.

Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.

Сказки детям четырёх и пяти лет

Чем старше становится ребёнок, тем осмысленнее он относится к выбору сказок. В этом возрасте малыши ещё продолжают верить в чудеса. Лучшим вариантом для чтения станут сказки о волшебстве и о животных. Также можно выбрать сказочные рассказы народного происхождения. Они отличаются простым и понятным сюжетом, а также отсутствием сложной смысловой нагрузки. Многие малыши предпочитают слушать сказки в стихотворной форме. Часто дети начинают запоминать такие стишки наизусть.

В этом детском возрасте лучше отдать предпочтение сказам Андерсена, братьев Гримм и Корнея Чуковского. Дети легко воспринимают и запоминают их. А становясь немного старше, ребёнок заинтересуется сказочными рассказами Диснея.

В процессе знакомства с книгами, родители непременно заметят, какие именно сказочные истории больше всего привлекают их чадо. Далее вы сможете подбирать ту литературу, которая наиболее интересует вашего малыша. Заинтересовавшись процессом чтения, кроха начнёт самостоятельно рассматривать книги и делать вид, что читает. Вполне вероятно, что увлечение книгами поможет ребёнку скорее выучить буквы и приступить к изучению чтения и правописания.

Существуют различные методики обучения чтению

Их можно разделить на несколько групп:

С использованием Азбуки

Это метод, когда каждой букве соответствует определенная картинка. Карапуз легко запомнит, что «А» — это «Арбуз», а «М» — это «Молоко». Но для обучения чтению этот метод неудобен. Как объяснить маленькому, что слово «МАМА» складывается из «Арбузов» и «Молока». Нужно подключать параллельно букварь. Современные дети учатся достаточно быстро.

С использованием букваря

В этом случае, конечно, тоже присутствуют картинки. Но метод заключается в том, что буквы складываются в слоги, а слоги – в слова. По методу букваря обучались чтению все советские дети. Вопрос: «По какому букварю лучше учить?» не совсем корректен. Они все достаточно похожи. Хорошо если букварь не сразу представляет все гласные и согласные, а потом учит складывать из них слоги. Лучше если эти процессы идут параллельно, такое обучение более эффективно.

Лучший вариант, если используются и кубики с буквами и отдельные буквы (например, магнитные или вырезанные) и букварь.

Изучение целых слов или слогов

Существуют также методики изучения целых слов, кубики, обучающие запоминанию слогов, карточки, которые нужно показывать малышу с младенчества. Эти методы имеют место быть, но применение их в раннем возрасте не оправдано.

Мое мнение, что подобные методы создают слишком много проблем впоследствии в школе, потому что первоклассник не различает отдельных букв и звуков. Снова придется переучиваться. О том, как проще всего научить дошкольника читать дома и со скольких лет начинать учить, можно узнать здесь.

Иногда дети удивляют нас, проявляя большой интерес к чтению. Другие, наоборот, упорно не хотят учиться читать, считать, писать, мало проявляют интереса к новому. Не знаете, как заставить малыша учить буквы? Лучшим вариантом будет превратить все в игру. И в 3 года и в 6 лет дети любят играть. Даже если малыш не хочет учить буквы, не понимает, зачем это ему, в процессе интересной игры он усвоит необходимую информацию.

Первое знакомство с книгой

В годовалом возрасте у ребёнка проявляется уже первый осознанный интерес к книгам. Это время для чтения коротеньких и простеньких сказочных историй, которые отличаются бесконечными повторами. Например, «Колобок», который от всех «уходил» или «Репка», которую все не могли вытянуть. Благодаря повторам малышу легче представляется картина происходящего и усваивается смысл услышанной информации.

Все ещё очень большое значение для ребёнка продолжают иметь красочные иллюстрации. Если картинка будет маленькой, непонятной или некрасивой, то у крохи может пропасть интерес к такой книжке. Читая сказку, обязательно показывайте ребёнку картинки и объясняйте, что на них изображено. В двухлетнем возрасте маленький человек уже формирует у себя в голове представление об окружающем мире. Таким образом, взрослым, читающим сказочные истории, нужно помогать детям соединять книжный текст и картинки воедино по смыслу.

Итак, можно сделать вывод, что двух – и трёхлетним детям следует читать небольшие простые сказки, а в книгах должны преобладать рисунки, а не тексты. Благодаря иллюстрациям и зрительным образам у ребёнка начинает развиваться наглядно-образное мышление.

Почему важно не просто читать сказки детям, а объяснять их

Чтобы ребёнок был более внимательным, задавайте ему вопросы: а кто это нарисован? о ком эта сказка? и др. Для того, чтобы процесс чтения сказок был более комфортным, создайте необходимую атмосферу: пусть вас в комнате никто и ничто не отвлекает. Специалисты советуют включить негромко классическую музыку. Следует подобрать её заранее, чтобы её интонация подходила к тому произведению, которое вы выбрали для чтения.


С какого возраста читать детям сказки и какие лучше выбрать

Реакция ребёнка и его выражение лица в момент прочтения сказки могут многое рассказать о его характере. К примеру, можно заметить чувствительность, боязливость, восприимчивость  и другие качества маленького человека.

В двухлетнем возрасте книга может заинтересовать малыша не более чем на двадцать минут. Не стоит насильно удерживать ребёнка за процессом чтения, чтобы не вызвать у него в будущем отвращение к литературе и книгам.

В каком возрасте Ваш ребенок начал читать?

Если он запомнил, что «б» — это «барабан» (так было на картинке!), то на вопрос, что он слышит в начале слова «бык», он ответит: «Барабан»! Лучше не пользоваться такими приёмами и расширять ассоциативный ряд. Мы слышим звуки и обозначаем их на письме буквами. Поэтому мы спрашиваем «какой звук ты слышишь в начале этого слова?», а не «какую букву?».

Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Начертите огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройдите по ним вместе с ребёнком. Сделайте буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействуйте способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграйте в «загадки» — «нарисуйте» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.

• А теперь — слоги. Начать легче всего с двух гласных: АуУаИа И далее прочитывать открытые слоги (согласный + гласный), а затем — закрытые.

Сделайте карточки-таблички (например, в виде многоэтажного домика), где в левом окошке будет согласная буква, а в правое подставляются гласные: ММ + а = маМ + и = ми

И обратное упражнение — в левом окошке пишем гласную букву, к ней «приходят» согласные, образуя слоги. Уже на этапе прочтения первых слогов полезно давать ребёнку осмысленные слова, хотя бы из двух букв, а не просто слоги. Например, «ах», «он» и т.п.

Основные упражнения:

 — Подставить нужную букву (в начале, середине, конце слов): _ыба, _ир, _од. — Найти лишнюю букву и вычеркнуть. — Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово (мак — рак). — Составить все варианты слогов из нескольких букв. — Добавить недостающий слог в подписи к картинке. Например, к карточке с изображением птицы выкладывается слог «пти». Ребёнок должен закончить слово. — Распутать «перепутанные» слоги:

КА — шапКА — лей

— Составить слова из набора слогов. — Выполнить упражнения на развитие внимания при письме. Для этого напечатайте слоги на компьютере, сначала одну строку, потом несколько. В строке с одинаковыми слогами спрячьте слог с ошибкой. Ребёнок должен найти его и вычеркнуть. Это могут быть просто буквенные сочетания, две согласные, к примеру: со со со со со со со со оо со со со со со со со со со со со со оо со со со со со сс.

• Последний этап — предложения. Если ребёнок легко прочитывает коротенькие слова, составьте простые предложения из двух, а затем из трёх слов, постепенно усложняя задания.

Вот мак.Там ель.Где кот?

Первые предложения старайтесь составлять из простых знакомых слов: имена членов семьи, основные глаголы и пр. Они не должны быть слишком сложными, чтобы ребёнок, дочитав до последнего слова, не забыл первое. Также на данном этапе не нужно читать стихи — ребёнку еще трудно читать, соблюдая необходимый ритм, и он может расстроиться.

Постепенно усложните задачу, вводя двусложные слова:

Он бе-жит.Ры-ба в мо-ре.

Очень полезно читать потешки или короткие песенки. Нужно учитывать, однако, что в них есть ритм; они должны вводиться, лишь когда ребёнок может прочитать хотя бы два слова подряд.

Дедушка Ежок,Не ходи на бережок,Там растаял снежок,Заливает лужок!Ты промочишь ножки,Красные сапожки!

Разные дети

Даже если ребёнок продвигается медленнее, чем хотелось бы родителям, не стоит торопить события и искать «экспресс-метод». Дети разные — и темпы обучения отличаются. Чем увереннее малыш пройдёт начальные этапы, тем лучше сможет в дальнейшем анализировать слова и, соответственно, грамотнее писать. Поэтому лучше ориентироваться не на модное раннее обучение и «чтение с пелёнок», а на особенности мышления и готовность ученика. От того, как вы учите его, зависит, вырастет ли из него вдумчивый и грамотный читатель.

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с вопросом — как научить ребенка чтению? Чтение — это навык, который необходим малышу и обязателен. Сегодня в мире процент неграмотных людей стремится к нулю, а родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше.

Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста

Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.

В. Бианки “Лис и мышонок”

Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног”

К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”

С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”

Стихи Агнии Барто для малышей

Русские народные сказки

В. Сутеев “Цыпленок и утенок”

Л. Толстой “Три медведя”

С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»

А. Пушкин “Лукоморье”

Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»

Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»

Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»

Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»

Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»

Серия «Для самых маленьких»:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.