Оглавление
Новые дети
Про нынешних детей часто говорят – они гиперактивные. А что это значит, почему это так? Ведь никогда такого не было. Наоборот, учителя сетовали, что дети пассивные, и ставили задачу активизации детей.
А теперь гиперактивные дети мешают проводить уроки. Но это происходит потому, что дети – новые, а педагогика старая, понукательная, авторитарная.
Дети появляются в этом мире не просто так. Они приходят со своими ценностями, взглядами устремлениями. Каждый ребенок несет в себе семя своего будущего. Эти души приходят в наш мир, каждая со своей задачей, миссией. В 60-е годы пришли дети-акселераты, которые быстро развивались и росли. Когда они выросли, они изменили мир, дали ему компьютеры, интернет, сотовую связь.
А пока, применяя к ним старую авторитарную педагогику, мы добиваемся только того, что нынешние дети закрываются от нас, поворачиваются к нам спиной, и мы их так и не узнаем… А между тем сегодня от детей и подростков – огромное количество правонарушений, жестокости, наркомании, суицидов, – такого не было никогда!
В этом контексте нам надо поскорее расставаться с представлением о том, что наш ребенок – это наша собственность, с тем, как рассуждал Тарас Бульба: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Необходимо убрать стандарты и стандартизацию, они противоречат природе человека, а воспитание и обучение должно вестись на основе любви, спонтанности, учета и развития особенностей… А также доброты, сострадания, любви к человечеству.
И еще. Дети несут в себе свой путь, но, часто, его не находят. В результате люди находятся не на своих местах. Не на своих местах находятся государства, страны. А дети – это народ, действующий в истине, в правде.
Цитаты о воспитании детей в школе
***
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
М. Монтень
***
Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности – замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.
В.А. Сухомлинский
***
Повторять слова учителя – не значит быть его продолжателем.
Д.И. Писарев
***
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
***
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.
***
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
К.Д. Ушинский
***
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
A. Барбюс
***
В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания.
***
В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.
***
Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал.
Лев Семенович Выготский
Приглашаем посмотреть видео с цитатами о воспитании детей.
Понятия гуманно-личностной педагогики
В границах гуманно-личностного педагогического подхода исследуются такие базовые понятия как: школа, образование, воспитание, урок, учитель и гуманность. Школа является некой лестницей, предназначенной для предоставления плацдарма для восхождения духовности и души человека, высшей ступенью которой принято считать любовь.
Определение 1
Воспитание является питанием духовного стержня человека. Образование – это процесс нахождения, раскрытия и последующего утверждения внутреннего образа, с помощью потоков внешних образов. Урок представляет собой процесс поиска своей судьбы через призму опыта, знаний, образов прекрасного и, конечно же, самой жизни. Учитель в данной системе выступает в качестве носителя мудрости и знаний.
Подобный подход к семантической трактовке педагогических понятий дает возможность выразить изначально заключенную в них духовность. Смысл гуманно-личностного подхода в педагогике основывается в ведении ученика по пути саморазвития и совершенствования его духовного мира, понимания своего предназначения, по пути, который приведет его к умножению любви и добра на Земле.
Целью гуманно-личностного образования принято считать образ благородного человека, некоего неоспоримого идеала.
Короткие цитаты о воспитании детей
***
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
Эзоп
***
Сначала убедись, а потом уж убеждай.
К.С. Станиславский
***
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Ж.Ж. Руссо
***
Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан (Ф. Честерфилд)
Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек (Эпиктет)
***
Воспитание развивает способности, но не создает их.
Ф. Вольтер
***
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
***
Воспитателем, как и художником, нужно родиться.
К. Вебер
***
Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.
К.Прутков
***
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет — потребует жертв.
П. Буаст
***
Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.
В.И. Даль
***
Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
Т. Карлейль
***
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
М. Эбнер-Эшенбах
Основы методики
Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.
Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.
Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:
-
Детей нужно любить такими, какие они есть;
-
Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;
-
Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;
-
Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.
Слово в защиту гуманной педагогики
Методика Амонашвили в настоящее время получила широкое распространение. Она близка многим учителям и родителям, потому что дает ответы на простые вопросы: «Как установить контакт с ребенком? Как правильно наказывать за проступки? Как прививать трудовые навыки? и т.п.». Взрослые имеют возможность увидеть суть проблемы.
Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.
Все больше родителей ищут школы или детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.
Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики — это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.
Педагог свою систему основывал и на знаниях из Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания. А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.
Шалва Амонашвили / Книги
- Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. — М. : Знание, 1980. — 96 с . — (Педагогика и психология).
- Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет. -1986./Воспитание и обучение. /Библиотека учителя.
- Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.:ил.
- Амонашвили, Ш. А. Единство цели. (В добрый путь, ребята!). Пособие для учителя — М.: Просвещение,1987. – 208 с.
- Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя.- 1988
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- 1996
- Амонашвили, Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно – личностной педагогики.- 1998./Творческая лаборатория учителя.
- Амонашвили, Ш. А. Педагогические притчи/ Ш.А. Амонашвили. – 4 — е изд. – М.: Амрита, 2012. – 240 с.: ил. /Любовь и мудрость.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 3. Школа жизни / Шалва Амонашвили– М.: Свет, 2015. – 320 с. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2015. – 368 с. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Учитель. В 20 кн. Кн. 5. Учитель / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2015. – 288с. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2016. – 320 с. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 1. Улыбка моя, где ты?/ Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2017. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 2. Как любить детей. / Шалва Амонашвили — М.: Свет, 2017. – 176 с. — /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А., Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 2. Как живете, Дети? / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2017. – 256с. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 3. Единство цели/ Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2017. – 304с. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 7. Легко быть садовником, трудно быть уроком семени / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2017. – 400с. /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А., Искусство семейного воспитания. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 8. Искусство семейного воспитания / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 20 /Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 9 Разговор с сердцем / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2018./Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 10. Воспитание и развитие личности / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2017 – 288с./Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 11 Родной язык и развитие письменной речи / Шалва Амонашвили. — М.: Свет, 2017 – 304с./Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.12 Учитель от бога / Шалва Амонашвили. — М.: Свет, 2019 – 400с./Школа жизни.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.13. Речь. Развитие речи / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2020 — 240./Школа жизни.
- Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.14. Амон – Ра. Легенда о камне / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита – Русь, 2020 – 352с./ Песнь великой любви.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.16. Саломея / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита – Русь, 2020 – 288с. / Песнь великой любви.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.16. Воин света / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита – Русь, 2020./ Песнь великой любви.
- Амонашвили, Ш. А. Песнь великой любви: Воин света. Тысячу лет спустя. Ш. А. Кн. 3 — 2019 М.: Свет, 2019.
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 17. Тысячу лет спустя. – М.: Амрита – Русь, 2020./Песнь великой любви.
- Амонашвили, Ш. А. Как любить детей. Опыт самоанализа.- М.: Свет, 2017./Воспитание и образование. Школа жизни. – 2020.
Цитаты о воспитании детей родителями в семье
***
Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
***
Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте своё собственное поведение.
***
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние
Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.
А.С. Макаренко
***
Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах.
Петроний
***
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В.А.Сухомлинский
***
Только прививая своему ребёнку оптимистичный взгляд на мир, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг.
Мартин Селигман
***
Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.
Л. Бетховен
Великие педагоги о детях и воспитании
***
Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог.
Лев Толстой
***
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
***
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
***
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
Ушинский К. Д.
***
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
***
Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.
Сухомлинский В. А.
***
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
***
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
***
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?
***
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
А. С. Макаренко
***
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании.
Ф. Искандер
***
Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети.
Лев Семенович Выготский
***
Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребенка, то у Вас просто не получится сделать это плохо.
***
Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
Мария Монтессори
***
Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя.
Януш Корчак
***
Воспитание… должно опираться… на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании.
Джон Дьюи
***
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.
Адольф Дистервег
И все-таки…
И все-таки Амонашвили не сказал, как надо учить детей. Может быть, он понял, что просто не существует единственно правильного способа образования. Или пытается стоять «над схваткой» — будущее (ну, или вскрытие, как говорят доктора) покажет.
Есть безалаберное, бессистемное образование и воспитание, и, кажется, такое сейчас массово развивается под видом семейного образования. Она опасно тем, что в результате ребенок может не состояться как социальное существо. Но это образование развивается как способ бегства от традиционного, от массовой «государственной» школы.
Традиционная, привычная нам массовая школа – авторитарная, поскольку все здесь решает учитель, или уже не учитель — бесчисленные руководители учителя. Здесь действует грубый или подслащенный механизм кнута и пряника. Никакой любви к ребенку. Стандарты. Удешевление. Отметки. Строгость. Школа изгнала из себя воспитание. Многие учителя (и не только) верят, что только силой можно управлять современными детьми, только так можно сделать управляемых детей.
И школа выдает управляемых детей и людей, а «нормальных», успешных и счастливых, в небольшом количестве, с КПД не выше паровоза, процентов 7-9 процентов, но выдает, ведь иначе, откуда бы они брались?
А нужно совсем другое. Может быть, этот КПД можно существенно повысить, скажем, до 30-40 процентов, используя всякие гуманистические системы и методы образования. Амонашвили не знает, и мы не можем утверждать, что знаем больше него.
Пока само общество слишком несовершенно и противоречиво. Нужно время, чтобы новые обстоятельства жизни в России проявились и окрепли. А пока что даже в рамках старых, традиционных подходов учителю просто нужно быть добрее к детям и проявлять к ним больше любви.
Нужно перейти к психологии согласия вместо психологии управления. Нужно учиться уступать друг другу, чтобы сохранить согласие. Этого требовал еще гениальный Выготский, который, как известно, наше «все» в педагогике и психологии.
Школа, стандарты, отметки, домашние задания….
Основы воспитания
По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.
Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:
-
Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?
-
Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.
-
Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.
-
Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.
-
Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».
Биография Шалвы Александровича Амонашвили
Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.
С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.
В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.
Уже в 1961 г. началось экспериментальное внедрение его методик в тбилисской «Школе радости» с 6-летними детьми. Целью эксперимента было в воспитание гармоничных людей. С 1964 г. с Шалва стал участником, а затем руководителем эксперимента во многих грузинских школах по внедрению новой педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании».
В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.
С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).
В 1988 – 1989 гг. Шалва Александрович сотрудничает с Леонтьевым во ВНИК «Школа», а с 1993 г. он активно работает в проекте «Школа 2100». Здесь идет разработка и апробирование методологии его системы для внедрения в сфере образования. Вскоре ВНИК, закрыли, разработки остались не у дел, но основа будущих перемен в образовании была положена.
С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.
Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:
- д-р психологических наук (1973)
- профессор Московского педуниверситета (1980)
- ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
- д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
- п. ч. РАО (1993 – 2001)
- д. ч. РАО (2001)
- иностранный ч. АПН Украины (2006)
- почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
- награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).
Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.
Смысл жизни
В чем смысл жизни? С этого вопроса Амонашвии начал семинар. Подумав, многие бы ответили, что у разных людей он разный. На самом деле, он есть, даже если мы его не знаем смысла своей жизни. Удивительно другое: мы приспособились жить, не зная смыла своей жизни и не занимаясь его поисками. А на деле живем просто безо всякого смысла.
А Шалва Амонашвили знает, в чем смысл: он в совершенствовании нашей собственной души. Душа каждого из нас – это алмаз негранёный. Самородный алмаз – это бесформенный полупрозрачный камешек, часто, с трещинами и посторонними включениями. Его огранка, тщательная отшлифовка делают его драгоценностью – бриллиантом. Смысл нашей жизни – в шлифовке нашей души, превращении ее в бриллиант. Ведь, иначе, зачем при рождении нам дается душа и куда она исчезает при смерти? Это, между прочим, слова Льва Николаевича Толстого. Нужно заботиться о своей душе, ведь она живет вечно. Ее нужно шлифовать всю жизнь.
Нам, тем, кто пока живет на Земле, не столь уж долго – 20, 30, 50,… иногда кажется, что мы будем жить вечно, и можно обойтись без ответа на вопрос о смысле. Но Амонашвили уже 88, и он уже у последней черты. И теперь вопрос о смысле жизни становится по-настоящему важным, главным…
Такой вот получился каламбур. Никто тебе не друг и не враг, а только учителя, «точилка» для твоей души. То есть смыслом собственной жизни мы являемся сами, наше собственное совершенствование и есть этот смысл…
Это христианство. Правда, не совсем официальное, не совсем такое, как нам рассказывает Патриарх Кирилл. Но всем нам приходится выбирать, в какую Церковь верить, в Земную или Небесную. И решать, можем ли познать Бога – без пояснений и трактовок.
Презентация на тему: » Ш.А Амонашвили Цитаты из книг: «Здравствуйте, дети!» «Школа жизни»» — Транскрипт:
1
Ш.А Амонашвили Цитаты из книг: «Здравствуйте, дети!» «Школа жизни»
2
«Здравствуйте, дети!»
3
Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя.
4
Мы ведь не говорим, что птицы шумят, кричат! Вот также и дети не могут шуметь.
5
Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах.
6
Шалуны — жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться…
7
Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их.
8
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
9
Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо допрос — почерк его педагогического мастерства.
10
Педагогичными можно считать игры, которые возвышают детей — всех вместе и каждого в отдельности — до уровня их престижа. Игры же, которые могут хоть в малейшей степени унизить достоинство детей, непедагогичны, проводить их на уроках — аморально.
11
Воспитание — дело общественное, оно требует гласности.
12
Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач.
13
Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее.
14
Нельзя хозяйничать на уроке, нарушать ход мыслей детей, занятых решением учебно-познавательной задачи. Нужно беречь право каждого ребенка работать спокойно.
15
Настоящий современный педагог — это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего.
16
Эмоциональный настрой уроков, познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение всего школьного дня.
17
«Школа жизни»
18
Школа (скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне его.
19
Качества знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, возникающих на базе знаний, определяются не только истинностью самих знаний, но их духовной насыщенностью, личностным отношением человека к знаниям.
20
Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни, а не случайность. Он рождается потому, что должен был родиться, он является как бы на зов людей; человек рождается для человека, люди нужны друг другу, нуждаются друг в друге, ибо они творят друг друга и самих себя тоже.
21
Детей надо учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Это учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети забыли в этом процессе о своей потребности к игре.
22
Если Ребёнок свою страсть к взрослению утверждает в общении со взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нём эту потребность, то страсть к свободе он ищет опять-таки в общении со взрослым, однако путём удаления от взрослого.
23
Каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её.
24
Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения.
25
Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питание души.
26
Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.
27
Основная цель Школы Жизни: Способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека путём раскрытия его личностных качеств.
Педагогика
Педагогика – это не наука. Это вера. Это понятие, относящееся к сфере духовного.
А слово «школа» переводится с латыни как «лестница», лестница для восхождения души, духовности. Основоположник нынешней школы Ан Амос Коменский писал о школе как о мастерской человечности. Лишь позже она превратилась в бездушный механизм передачи знаний, когда стала массовой, когда стала готовить массу чиновников, военных и клерков.
Школа и педагогика должна стать гуманной. Слово «гуманный» происходит от санскритского слова UMEN, что по-русски означает «умный». Может быть, будем умнее? Станем совсем умными? Гуманными?
Гуманная педагогика основана на любви, а любовь – величайший дар этого мира человеку. То, что мы способны любить – это само по себе чудо. Другое дело, что любить по-настоящему – трудно, любовь требует огромной работы, прежде всего над собой. Ведь что такое любовь? Это когда ты стремишься сделать хорошее для другого человека и забываешь о себе. А в большинстве случаев под любовью прячется забота лишь о самом себе, стремление показать окружающим какой (какая) ты хороший отец (мать). А не подлинная забота о будущем своего ребенка.
В 1960-х годах в мировую педагогику пришли идеи из психологии. Идеи ускрения познавательных процессов, усиления мотивации, личностного роста, который включал в себя развитие мышления, воли, концентрации, внимания, схватывания, догадливости.
Сейчас мы видим, что проблема не в знаниях ребенка, не в сложности учебных программ или экзаменов, типа ЕГЭ и ОГЭ. Проблема в неразвитости ребенка, отсутствии у него сил, которые нужны для усвоения знаний в процессе обучения.
Но эти идеи пришли в мировую педагогику, а российская остается от них изолированной, она застряла в первой половине XX века.
Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили
«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить педагогам и родителям Шалва Александрович.
Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:
- любить ребенка;
- очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
- проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.
Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:
- уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
- быть деятельным оптимистом, верить в результат;
- обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.
Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.
Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:
- дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
- сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
- энергию детей умело перенаправить на занятия;
- подстегивать познавательный инстинкт детей.
В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.
Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Эта тема закрыта для публикации ответов.