Люди mx: как разобраться, что такое гендер, и найти свою идентичность

Алан-э-Дейл       05.09.2023 г.

Оглавление

Все люди равны

Так что получается гендерный признак – это стереотип? В разных странах эту проблему трактуют по-своему.

Например, в обществе Испании тот представитель сильного пола, который хорошо готовит, приравнивается к «настоящему мачо». А вот у славян это женская работа и вовсе не мужское дело. Отсюда развиваются проблемы, женщины чувствуют такую дискриминацию, пытаются доказывать своё равенство, отстаивать права и заявлять о себе, как о личности. А руководящие посты чаще всего отводятся представителям сильного пола.

Чтобы решить эту проблему, некоторые страны ведут гендерную политику. Это значит:

  • государство ответственно за установление равенства между полами и ликвидацию различий
  • создаются правовые нормы
  • создаётся равноправное общество без запретов

Все эти действия направлены на уничтожение стереотипов, связанных с гендером.

Гендер: определение

Понятие «гендер» означает социальный пол. Он определяет, как себя будет вести человек в определённой роли мужчины или женщины. Сюда входят и запреты на то или иное поведение.

Гендерное значение в обществе говорит о том, какую профессию должен выбирать человек по своему биологическому половому признаку.

К примеру, очевидны различия между православными и мусульманскими женщинами. С анатомической позиции они равны, однако, по гендеру они будут занимать разную нишу в социуме.

Итак, понятие «гендер» появилось по следующим причинам:

  • как часть исследования нового самосознания
  • изучалось в годы активизации феминистических настроев

Все эти понятия, так или иначе, разделяют людей по половому признаку.

Ещё 60 лет назад известный врач того времени изучал различия полового характера. Он и назвал такой вид дифференциации гендером. Тогда изучения были спровоцированы появлением новых типов людей – транссексуалов и интерсексуалов. Однако тогда этот термин так и остался просто научным понятием.

А вот после, 10 лет спустя, появились феминистки. Они отстаивали своё равенство и права. У них был свой устав и идеология. Сторонники и участники феминизма активно лавировали понятием гендера.

Медицина основана на том же принципе

Понятие гендера, различия по половым особенностям существуют и в медицинской практике. Даже существует целый вид науки «Гендерная медицина». Это значит то, что определённую болезнь будут лечить по-разному у мужчин и женщин. Это касается даже тех случаев, если представители находятся в одинаковых возрастных категориях. Такое различие обусловлено тем, что организмы устроены по-другому.

У мужской и женской половины разница не только по гендеру, полу, но и по физиологии:

  • у мужчин ярко выражен тестостерон – это сугубо им присущий гормон
  • у женщин – эстроген и прогестерон

Поэтому на разные ситуации происходит различная реакция, в том числе эмоциональная.

И болезни одни присущи больше мужчинам, другие – женщинам. Такое же различие существует в стрессовых ситуациях и во время проявления боли. Например, если женщина на что-либо жалуется, её сперва необходимо проверить на гормоны, ведь они оказывают влияние на весь организм в целом.

Такой гендерный признак может проявиться и в моральном состоянии и эмоциональном здоровье. Допустим, женщины себя прекрасно чувствуют, если будут говорить в день не меньше 20 тысяч слов, а мужчинам достаточно всего 8 тысяч.

Ни для кого не секрет, что различие и полов, и гендера заключается в реакции на то или иное обстоятельство. Женщины в основном руководствуются чувствами и эмоциональностью, а вот мужчины ведут себя более сдержанным образом и руководствуются в основном логикой.

Поэтому даже у психологов разные подходы к людям по половому признаку, потому что внутри люди разные.

История появления понятия

В качестве категории анализа понятие «гендер» было впервые использовано в социальных науках в 1955 году, когда антрополог Джон Мани предложил термин «гендерная роль» и «гендерная идентичность» для описания поведения, социально приписываемого мужчинам и женщинам.

В 1968 году психолог Роберт Столлер определил эту «гендерную идентичность», которая определяется не биологическим полом, а тем фактом, что с рождения приобрели опыт, обряды и обычаи, модель поведения, приписываемые каждому полу.

В 70-е годы англо-саксонский феминизм продвигал использование этой концепции, чтобы подчеркнуть неравенство между мужчинами и женщинами, которое является социально сконструированным, а не биологическим.

Следовательно, различие между половой дифференциацией, определяемой хромосомным, гонадным, гормональным, анатомическим и физиологическим полом людей и интерпретациями, которые делает это каждое общество, позволяет лучше понять социальную реальность. Это также показывает, что человеческие характеристики, считающиеся женскими или мужскими, приобретаются в ходе сложного индивидуального и социального процесса.

Читать далее: Проблемы общения

В 1980-х годах термин «гендер» начал использоваться в различных дисциплинах социальных наук, потому что он оказался полезной категорией для более точного разграничения: как разница (биологическая) становится неравенством (экономическим, социальным и политическим) между женщинами и мужчинами, размещая детерминанты неравенства полов на символической, культурной и исторической основе.

Примечания

  1. Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: ‘Gender Normals,’ Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality. Gender & Society (Август, 2009).
  2. Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241-274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
  3. Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15.
  4. 12Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231-248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
  5. 12Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
  6. Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
  7. Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
  8. Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811-837. — PMID 7480808.
  9. . — ISSN 1089-4160.
  10. Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
  11. 12Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
  12. Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81-93.
  13. Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33-55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
  14. Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
  15. Goldberg, Michelle. «What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism» // The New Yorker.
  16. Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization, An interagency statement // World Health Organization. — Май, 2014.
  17. Domurat Dreger, Alice. Hermaphrodites and the Medical Invention of Sex. — USA: Harvard University Press, 2001. — ISBN 0-674-00189-3.

Гендерные стереотипы в современном обществе

За долгое время существования людей в общественном сознании сложились и прочно укрепились нормативные образцы поведения и особенностей маскулинного и феминного характера. Это так называемые гендерные стереотипы, проявляющиеся во всех сферах человеческой жизни: в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а также в самосознании индивида. Являясь достаточно устойчивыми, они определяют:

  1. Межполовой статус и доминирующие роли (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага; он – умный, она – красивая).
  2. Гендерные черты личности и поведения (маскулинные – активность, уверенность, доминантность, эгоцентризм, рациональность, агрессивность и т. д.; феминные – пассивность, зависимость, тревожность, эмоциональность, заботливость и др.).
  3. Представления о семейных и профессиональных ролях (женщина – домохозяйка, мать, исполнитель труда; мужчина – труженик, общественник, организатор, руководитель).

Люди, живущие в определённом обществе, сопоставляют себя с присущими ему стереотипами. Кто-то пытается как можно точнее соответствовать этим образцам, что основано на механизме долженствования. Другие же предпочитают противопоставлять своё поведение принятым нормам.

К положительным моментам использования стереотипов относится то, что с их помощью проще классифицировать людей и стандартизировать их модели поведения. Но, по сути, неосознанное следование гендерной стереотипизации приводит к негативным результатам:

  • ограничивает самореализацию и самовыражение индивида (в особенности женского пола);
  • выступает барьером в развитии индивидуальности;
  • игнорирует личные интересы;
  • формирует зависимость и покорность;
  • ухудшает качество жизни.

Можно сделать вывод, что независимость от подобных предрассудков общества даёт личности возможность обрести свободу, духовное здоровье и способность жить полноценной жизнью.

Гендерные стереотипы

Гендерные отношения предполагают, что представитель каждого пола должен соответствовать определенной роли. В обществе сложились гендерные стереотипы, диктующие людям, как они должны себя вести и чем заниматься. Например, принято считать, что женщина должна заниматься домашними делами, а мужчина должен обеспечивать семью. Женщина должна следить за своей внешностью, а мужчине позволительно этого не делать, а излишняя ухоженность даже порицается.

Гендерная стереотипность влияет на людей с самого рождения. Когда рождается мальчик, ему покупают все голубое, затем ему покупают машинки и пистолеты. Девочке же покупают розовые вещи, кукол и игрушечные наборы посуды. Нам с детства вкладывают, какими мы должны быть. Считается, что женщина не может работать дальнобойщиком, а мужчина – мастером маникюра. Но, в современном обществе люди начали отходить от принятых стандартов.

В современном мире люди постепенно начали отходить от гендерных стереотипов, потому как в следовании им нет необходимости. Но, все же, гендерные роли надежно закреплены в обществе, и подавляющее количество людей соответствует им, не задумываясь о том, что можно делать по-другому. Это негативная сторона гендерных ролей – они ограничивают человека в выборе.

ГЕНДЕР БЛЕНДЕР C НИКИ ДЖЭМ — ЭТО ПОДКАСТ О НОВОЙ ЭТИКЕ И КВИР-КУЛЬТУРЕ В РОССИИ И МИРЕ

слушать подкаст :

YandexApple PodcastsGoogle PodcastsMaveCastBoxDeezerOvercastPodcast AddictPocketCastsVKontakte

Главная цель этого подкаста — поиск ответов на вопросы, которые мы часто боимся задать вслух. Объединение комьюнити и создание «сейф спейс» для того, чтобы никто не чувствовал себя одиноко и мог поговорить о том, что его волнует. Ведущая подкаста — drag queen Ники Джэм рассказывает о повседневном и местами вечном. О банальном и уникальном. От «какую рубашку надеть на первое свидание» до «возможности появления однополых браков в России».

«В дни, когда новая этика надвигается настолько огромной лавиной правил, норм и механизмов взаимодействий с людьми, что, даже являясь членом LGBTQ+ комьюнити, я не всегда все понимаю самостоятельно и за всем успеваю. Во времена, когда квир персоны становятся максимально видимы, приняты и, казалось бы, свободны, но при этом от этого легче становятся грушей для битья, объектом травли и насмешек. В дни, когда все меняется, развивается и эволюционирует в версию лучшего мира и общества, но при этом буксует и падает в грязь и ошибки, которые, как казалось, потеряли свою актуальность уже несколько лет назад. В этом сложном, быстром и крайне неоднозначном нашем с вами современном мире я хочу с вами поговорить. Поговорить обо всем, что меня и вас волнует и о чем с удовольствием хочется поговорить с друзьями.» — NJ

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:

Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной).

Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).

И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).

Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:

  • гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);
  • постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;
  • метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;
  • ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.

Похожие термины:

  • (Gender in social work). Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Большинство клиентов социальной службы – это женщины (бедные, одинокие престарелые, одинокие матери, многодетные матери, м

  • (Sex and gender). Понятие гендерная роль («gender role«) заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 г. при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребова

  • неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении (Петрова Р.Г. Гендер

  • социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

  • (Gender anthropology, anthropological study of gender) – научная дисциплина, выделившаяся из комплекса антропологических дисциплин во второй половине ХХ века, изучает два взаимосвязанных круга проблем: проблемы андроце

  • (Gender asymmetry in language) (андроцентризм языка, фаллологоцентризм) – неравномерная представленность в языке лиц разного пола, которая отмечена феминистской критикой языка, а также ведущими постмодернист

  • (Gender censorship) – цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Тэкс «Сила

  • (Gender differentiation) – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и который является средством социальной стратификации (Козлов В.В., Шухова Н.

  • (Gender earning differentiation, gender earnings gap) – разница в оплате труда женщин и мужчин. Она всегда имеет перевес в пользу последних и наблюдается во всех регионах мира на протяжении всего ХХ века. Вариации между с

  • (расстройство гендерной идентичности) – состояние, когда человек не может принять свой гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им (Гендерология и феминологи

  • (Gender idea) – идея о необходимости гармонизации в обществе двух социальных групп – мужчин и женщин – с учетом биосоциальных особенностей обеих групп, во имя раскрытия личностного потенциала и налаж

  • (Gender identity) – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам

  • (Gender identity of creative personality) обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андр

  • (Gender ideology) – система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих

  • (Gender history) специальная историческая дисциплина, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений. Понятие возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появ

  • вид культуры, предполагающий сформированность у человека объективного представления о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье (Амяга Н. В. Изм

  • Раздел языкознания, в котором исследуются письменное и устное поведение представителей мужского и женского пола, их стратегии и тактики общения. Представители Г. л. также исследуют гендерную доми

  • раздел педагогики, посвященный изучению гендерной социализации и особенностей развития и воспитания мальчиков и девочек (Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – С. 237).

  • (Gender psychology) – область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в п

  • самоотождествление индивида с тем или иным полом (Гендерология и феминология: Учебное пособие / Л.Д. Ерохина и др.; Под общ. ред. С.В. Коваленко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 152 с.).

Перечень качеств, характеризующих личность и относящих ее к гендерному типу

Гендеры (виды и описание их особенностей крайне интересны и сегодня данные понятия всплывают все чаще одновременно с развитием технологического прогресса) имеют несколько сущностных признаков:

  • Социальное восприятие личности. Оно формируется одновременно с классическим развитием согласно половой принадлежности.
  • Социально-психологические отношения. Это то, как человек взаимодействует с окружающими его людьми.
  • Соглашения личности. Это понятие характеризует то, как на человеке отражаются общепринятые стереотипы, которые определяют мужчин и женщин по стандартному набору черт и поведенческих особенностей.
  • Социально-психологический конструкт. Под ним понимается специфика создания определенных характеристик, которые присущи мужественности и женственности в обществе.

Гендерная принадлежность также формируется на основе социально-психологических характеристик личности в зависимости от биологического пола, культуры, иерархии социальных отношений между мужчинами и женщинами в конкретной стране. Также человек должен осознавать принимает ли он свой биологический пол и его значение.

Общей теории, которая бы описывала проблемы гендерных отличий и их характеристики, не существует. Но есть методики изучения маскулинности и фемининности.

Самыми популярными из них считаются методики:

  • Г. Гейманса.
  • В. Е. Кагана.
  • С. Бэма.

В каждой из методик описываются разных психологические гендерные особенности.

Гендеры, виды и описание их особенностей рассматривают по упрощенной схеме типов, исходя из проявлений личности:

  • Маскулинный тип. Когда человек проявляет больше мужественности и меньше женственности. Такой тип раньше считался свойственным только представителям мужского пола. То есть речь идет и повышенной энергичности, нечувствительности, честолюбии, свободолюбии. Людям, относящимся к данной категории, сложнее заниматься той работой, которая не совпадает с устоявшимися гендерными стереотипами. У маскулинных женщин больше проявляется воля, они часто соперничают с мужчинами, претендуют на их должности или роли в социальной среде.

  • Андрогинный тип высокий. Характеризуется одинаковым проявлением маскулинности и фемининности. Люди андрогинного типа обладают высоким саморазвитием, они не так зависят от мнения социума, меньше переживают и сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Андрогинные мужчины одновременно чувствительны и хладнокровны. Они без проблем справляются с работой детского врача, педагога, парикмахера и других специальностей, которые согласно стереотипным моделям, больше подходят женщинам. Представительницы женского пола, в свою очередь, способны прекрасно справляться с задачами, которые раньше были под силу только мужчинам. Такие женщины проявляют большую гибкость, коммуникабельность. Одновременно с этим они меньше поддаются эмоциям, проявляют строгость.
  • Андрогинный тип низкий. В этом случае личность отличается одинаково низким уровнем женственности и мужественности. Такие люди часто жалуются на нехватку жизненных сил и не способны хорошо справляться практически с любой работой.

Что в итоге

Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.

Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.

Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.