50 лучших новых книг для детей и подростков

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

Оглавление

Из литературы

  1. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» описывается уклад жизни казаков. В суровые времена Средневековья им было бы невозможно выжить без товарищества. Казаки воевали плечом к плечу, каждый из них приходил на выручку соплеменнику, чего бы это ни стоило. Так, при осаде Дубно половина войска отправилась вызволять из плена сослуживцев. Несмотря на военные амбиции, все эти люди были в первую очередь братьями, поэтому выше чести завоевания ставили священные узы товарищества.
  2. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дружба стала одной из основных тем. Главный герой одинок и несчастен, потому что не способен проникнуться симпатией к человеку и сохранить верность своим чувствам. Его общение с Ленским было всего лишь «от делать нечего». Поэтому Евгений предпочел пойти на дуэль, а не объясниться с приятелем, рискуя репутацией смельчака. Финал поединка трагичен: Онегин убил не только Ленского, но и часть своей души.
  3. В произведении В.Г. Короленко «Дети подземелья» главный герой сближается с детьми бедняка и делает все возможное, чтобы скрасить их бедственное положение. Валя и Маруся редко едят досыта и не имеют всего того, чем располагает Вася. Поэтому мальчик тайком берет куклу своей сестры и относит ее умирающей Марусе, несмотря на то, что за это ему грозит наказание от отца. В этом чистом и добром поступке мы видим проявление настоящей дружбы, которая не боится препятствий.
  4. В рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» демонстрируется сила, способная разрушить узы дружбы. Герои случайно встречаются после долгой разлуки. В гимназии они были друзьями, поэтому изначально мужчины очень рады встрече. После объятий следует задушевный разговор, в ходе которого выясняется, что один из собеседников преуспел в службе, в отличие от второго. Постепенно Тонкий сужается и скукоживается в подобострастной позе. От его слащавого почтения Толстого даже тошнит, ведь он действительно имел к Порфирию дружеские чувства, а в ответ получил лишь чинопочитание. Из этого примера следует, что стереотипы, царящие в обществе, могут разрушить дружбу.
  5. В рассказе И.С. Тургенева «Му-му» главный герой обретает друга в собачке, которую он спас от смерти. Дворняжка очень привязалась к хозяину, поэтому всюду следовала за ним. Она нашла к нему дорогу из города, когда Герасим был вынужден отнести ее туда и оставить по приказу барыни. Друзей разлучил несправедливый приказ помещицы, и крепостной утопил своего питомца. Однако после этого он пожалел о случившемся и навсегда покинул город, возвратясь в деревню. Там он больше никогда не заводил собаку, ведь его сердце было привязано к одному единственному существу, которое приняло его таким, каким он был.
  6. В книге М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий смог по-настоящему сблизиться только с Вернером, который разделял его интересы и взгляды на мир. Доктор любил разговаривать с ним и проявил участие, когда Печорин должен был пойти на поединок с Грушницким. Вернер поддержал его и готов был спасать, если потребуется. Такого рода отношения я и считаю настоящей дружбой.

Не менее интересные аргументы из литературы о дружбе Вы найдете в подборке.

2. «Виолетта и затерянный сад», Поль Мартен

Возраст: 12-13 лет.

Сюжет: Эта книга немного напоминает «Алису в Стране Чудес». Гуляя вокруг дома со своим псом Пателем, юная Виолетта обнаруживает Затерянный сад — иную реальность, населенную самыми странными созданиями.

Но всем им грозит опасность, и чтобы спасти сад от разрушения, Виолетта пускается в увлекательный квест: от загадки к загадке, от подсказки к подсказке. Фантастические миры, по которым блуждает Виолетта, нарисовал известный французский иллюстратор Жан-Батист Буржуа.

Чтобы оставаться в трендах образования и воспитания современных детей, подписывайтесь на бесплатную рассылку Skysmart Parents — еженедельные письма для мам и пап, которые хотят найти общий язык с детьми и помочь им с учебой и взрослением.

7. «Пик», Роланд Смит

Возраст: 14-15 лет.

Сюжет: Родители 14-летнего Пика — альпинисты, да он и сам обожает горы, высоту и риск. Когда папа предлагает ему совершить восхождение на Эверест, он немедленно соглашается. Кому не хотелось бы стать самым юным альпинистом, покорившим эту опасную вершину?

Но Пик вовсе не был готов к тому, что он, обычный городской паренек, окажется сперва в шумном Катманду, потом в таинственном буддистском монастыре, а затем — на узкой тропе в Гималаях, где романтики гораздо меньше, чем ему казалось. Главное испытание для Пика — не опасность, усталость и леденящий холод, а необходимость распрощаться с детскими иллюзиями и посмотреть на себя совсем другими глазами.

12. «Три девушки в ярости», Изабель Пандазопулос

Возраст: 16 лет и старше.

Сюжет: История трех девушек, чье взросление пришлось на бурный 1968 год. Немка Магда, потерявшая память, совсем недавно перебралась из ГДР в ФРГ и теперь пытается собрать себя по кусочкам. Состоятельная парижанка Сюзанна имеет все, о чем может пожелать девушка среднего класса, кроме одного — смысла своего существования. Клеомена, пламенная коммунистка из Греции, теряет семью и вынуждена бежать от преследования во Францию.

Казалось бы, у этих трех героинь нет ничего общего, кроме ярости и конфликтов с собой и миром. Но эта книга вовсе не о зле и бессилии, а о том, что мир можно изменить к лучшему. Главное — не терять надежды.

Елена Савчук, семейный психолог

«Если родители хотят, чтобы дети полюбили чтение, начинать нужно с себя. Насильно мил не будешь. Искусственно привить любовь к чтению невозможно, если книги — не часть обычной жизни семьи.

Детям всегда интересно то, что интересно их родителям. Поэтому странно требовать, чтобы они много читали, если дома никто не читает, книги не обсуждаются, и дети видят родителей исключительно перед каким-нибудь голубым экраном».

Как меняется визуальный облик детских книг?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— Полиграфическое исполнение книг очень изменилось. Открылись более широкие технические возможности, появилось много интересных современных художников, поэтому книги стали красочнее. Если в нашем детстве было больше черно-белых книг, цветная была редкостью, то сейчас больше цветных изданий

Покупатели теперь обращают внимание не только на авторов, но и на художников, работавших над книгой, у них есть любимые иллюстраторы

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Если раньше мы считали, что детская книжка должна быть богато иллюстрирована, то сейчас это совершенно не обязательно. Очень многие детские книги, если они для читателей старше 7–8 лет, выходят вообще без иллюстраций. Детская книжка не обязательно должна быть перегружена яркими цветами и интерактивными элементами: главное в ней все-таки текст и навык писателя.

И наконец: что читают современные дети? Какие авторы и книги популярны?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— У нас хорошо продаются «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, Носов, Чуковский, Барто, Прокофьева, Ларри, Бианки, Волков, Линдгрен, Вестли.

Стабильно продаются серии, которые мы делаем по школьной программе. На спрос влияют рекомендации, которые дают учителя в школах, списки рекомендованного чтения.

Из современных авторов нужно упомянуть серию «Нина» Муни Витчер, серию «Дори-фантазерка» Эбби Ханлон, книги Кейт Ди Камилло. Хорошо покупают книги Энид Блайтон, хотя это скорее тоже книги нашего детства.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Ребята читают по большому счету всё то же самое — и «Гарри Поттера» (да, новое поколение уже не знает старого перевода и радуется новому), Филипа Пулмана, «Поллианну», «Пеппи Длинныйчулок» и Джеральда Даррелла.

Из новых хитов: для малышей — Нурдквист и Дональдсон, стихи Маши Рупасовой и книжки про Медведика, для детей постарше — Мария Парр, Юлия Кузнецова, Виктория Ледерман, книги Жвалевского и Пастернак, «Космические приключения» Стивена и Люси Хокингов, Нина Дашевская и Ася Кравченко, Мари-Од Мюрай, Мария Грипе.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Читают достаточно много и классики (по неумолимой программе), и новинок рынка. Есть и среди современных писателей по-настоящему популярные. Из авторов, публикующихся в «КомпасГиде», это Кристель Дабо, Франсуа Плас, Гийом Прево, Малика Ферджух, Анна Зенькова, Ольга Громова, Тамара Михеева, Евгений Рудашевский, Юлия Кузнецова и Виктория Ледерман.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Среди наших книг неизменной популярностью пользуются прекрасно иллюстрированные книжки-картинки — например, нежная история о родительской любви «Что бы ни случилось» Деби Глиори или остросюжетные приключения мышат в книгах Торбена Кульманна «Армстронг» и «Линдберг».

Нас как издателей радует, когда большим успехом начинают пользоваться книги менее очевидного формата. Например, «Мама» Элен Дельфорж и Квентина Гребана — книга, состоящая из зарисовок о мамах разных эпох и континентов, с непохожими судьбами и переживаниями. В книге нет единого сюжета и динамичного повествования, это скорее поэтичный гимн материнской любви, но читатели так полюбили эту книгу, что мы уже несколько раз допечатывали новые тиражи.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— У нас популярны Андрей Усачев, Михаил Яснов, Свен Нурдквист, Ульф Старк, Анна Старобинец, Нина Дашевская, Энн Файн.

Какие книги больше покупают и издают — новых или «классических» авторов?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— По статистике, в России больше покупают классическую детскую литературу: она хорошо знакома родителям, ее выбирают на автомате. По данным Российской книжной палаты, на первом месте в списке самых издаваемых детских авторов за 2019 год по-прежнему Чуковский с тиражами почти в 1,5 млн, в первой десятке — всё те же Маршак и Барто. При этом средний тираж новой детской книжки — 3000 экземпляров. Бывает, конечно, и больше, но то, что в 150-миллионной стране книга считается успешной при тираже в 20 тысяч экземпляров, — это смехотворно.

Главная причина такого разрыва в том, что советские книжки есть во всех списках литературы, о них знают все родители. А о новых книгах мало кто знает, несмотря на расцвет блогов и других родительских ресурсов.

Главная проблема новой детской литературы — отсутствие информации о ней.

В России издатели вынуждены сами искать аудиторию, тогда как на Западе от них требуется только издать книгу — дальше ее уже подхватят обозреватели и пресса. The Guardian каждую неделю публикует большую подборку интересных детских книг. А в России нет ни одной национальной газеты, которая регулярно писала бы о новинках детской литературы.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Многие уверены, что вся хорошая детская литература осталась в СССР, но это неправда. Хотя тут виноваты скорее издатели: гораздо надежнее с точки зрения прибыли напечатать что-то давно знакомое. Или купить права на книгу, которая уже завоевала читателей из других стран. Тем более что зачастую права на печать иностранных книг могут быть даже дешевле, чем издание новой книги с самого начала — текст, иллюстрации, верстка и прочее. А еще ведь неизвестно, будет ли она продаваться.

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— По опыту нашего издательства, современные книги для детей и книги нашего детства — это практически одна и та же литература. Тех авторов, которых мы читали в детстве, таких как Астрид Линдгрен и русскую классику, мы сейчас покупаем и своим детям, а бабушки и дедушки — внукам, поэтому состав детской литературы сильно не меняется. Современные авторы, безусловно, есть и появляются, но доля их книг не так велика.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— То, что читают современные дети, во многом зависит от того, что выбирают и покупают их родители. Разумеется, часть взрослых предпочитают безопасную, проверенную временем классику. Но, к счастью, сейчас появляется всё больше открытых родителей, которые прежде всего внимательны к своим детям, а также прислушиваются к рекомендациям профессионалов — издателей, критиков, библиотекарей. Благодаря этому круг чтения расширяется, там появляются новые имена.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона»:

— Если смотреть на цифры продаж по стране, то, конечно, классику берут больше. Родители стремятся купить то, что сами читали в детстве. Но часто эти книги современные дети воспринимают плохо, потому что многие реалии непонятны, темп жизни другой. Книги Астрид Линдгрен — исключение, они актуальны до сих пор. В «Белой вороне» выходила переписка Линдгрен и Сары Швардт «Ваши письма я храню под матрасом», речь-манифест «Нет насилию!», и этой зимой мы выпустили сборник ее пьес, которые до этого в России не издавались.

Но благодаря детским издательствам в России появилась качественная зарубежная литература, а уже на ней выросло новое поколение отечественных авторов, которые пишут о близких нам реалиях.

Книги для детей от 3 до 5 лет

Русская литература

  1. Толстой А. «Буратино, или золотой ключик»
  2. Аким Яков Стихи для детей
  3. Благинина Е. Стихи для детей
  4. Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»
  5. Белозеров Т. Стихи
  6. Берестов В. Любые произведения для детей
  7. Введенский А. «Дядя Боря говорит, что..» и другие
  8. Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).
  9. Волков А. Цикл повестей об Изумрудном городе.
  10. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  11. Георгиев С. «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Пузявочки»
  12. Долинина Н. «Мой капитан», «Лембой», «Чуча», «Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка»
  13. Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина» Ежикова З. «Крот и его друзья»
  14. Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»
  15. Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги
  16. Жуковский В. «Стихи для детей»
  17. Заходер Б. «Стихи для детей»
  18. Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке
  19. Крылов И. Басни, «Ворона и лисица» и «Мартышка и очки» в первую очередь.
  20. Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»
  21. Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»
  22. Кондратьев А. Стихи для детей
  23. Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик»
  24. Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»
  25. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»
  26. Левин В. «Глупая лошадь»
  27. Маршак С. «Детки в клетке»
  28. Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
  29. Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи
  30. Мориц Ю. Стихи для детей, «Букет котов»
  31. Мошковская Э. Стихи для детей
  32. Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков»
  33. Носов Н. первая книга о Незнайке (две другие рассчитаны на школьников), рассказы.
  34. Олейников Н. «Я послал на базар чудаков» и др.
  35. Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»
  36. Петрушевская Л. Детские пьесы, Сказки.
  37. Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»
  38. Прокофьева С. «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Приключения желтого чемоданчика», «Астрель, принцесса сумерки», «Оставь окно открытым», «Машины сказки»
  39. Пушкин А.С. Сказки
  40. Румянцева «Про маленького поросенка Плюха»
  41. Самойлов Д. «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок турист»
  42. Сапгир Г. Стихи для детей
  43. Сладков Н. «Сказки леса»
  44. Собакин Т. Стихи и сказки
  45. Степанов В.А. стихи (на выбор)
  46. Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки
  47. Токмакова И. Стихи для детей
  48. Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»
  49. Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей
  50. Фадеева М. Смирнов А. «Приключения Петрушки»
  51. Цыферов Г. Сказки

Зарубежная литература

  1. Асбьернсен «Норвежские сказки»
  2. Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»
  3. Джани Родари “Чипполино”
  4. Конопницка М. «Сиротка Марыся и гномы»
  5. Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка»
  6. Линдгрен М. «Зайчишка-Пушишка»
  7. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  8. Несбит Э. «Билли-король», «Беллинда и Белламант»
  9. Перро Ш. Сказки
  10. Пино К. Сказки
  11. Поттер Б. «Сказки кошки Табиты»
  12. Хогарт Энн «Мафин и его друзья»
  13. Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

Как быть, если ребенок не хочет читать?

  • Никакая любовь не терпит насилия. Любовь к чтению в том числе, поэтому главное, чего точно не стоит делать — заставлять ребенка читать, если он отказывается. Как же заинтересовать чтением младшего школьника, если он отказывается читать?
  • Важный момент в любви к чтению — пример родителей. Если ребенок никогда не видит взрослого с книгой, чтение не будет для него чем-то привлекательным. Зачем делать то, чем не интересуется взрослый?
  • Чтение вслух — это хорошая семейная традиция. Даже, если технически ребенок уже может читать сам, ему будет приятно послушать маму или папу. Пусть это станет ежевечерним ритуалом, когда вся семья собирается в гостиной и слушает книги.
  • Приключенческие книги с интересным и динамичным сюжетом — хороший старт для детей, которые не любят читать. Сложные книги, где поднимаются нравственные вопросы лучше оставить до тех времен, когда ребенок будет иметь определенный навык чтения.
  • Позвольте ребенку самому выбирать в книжном магазине даже, если книга кажется вам «глупой». Возможно, именно с этой книги начнется большое путешествие ребенка в мир литературы.
  • Не заставляйте читать и не наказывайте, если ребенок не готов. Покажите, что чтение это интересно и увлекательно собственным примером.
  • Ограничьте количество часов, проведенных с гаджетами и за просмотром мультфильмов. Дети часто отказываются от книг, когда у них есть много других впечатлений.

Что сегодня происходит на рынке детской литературы? Спрос на детские книги растет или падает?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Сейчас о рынке детской литературы говорить бесполезно: мы находимся в общей катастрофе с потенциальной рецессией. Но до этого он год от года рос относительно рынка книг для взрослых. Это был один из немногих сегментов книжного рынка, экономические показатели которого не падали.

Несмотря на всю низкомаржинальность и сложность работы с новыми книгами, маленькие детские издательства за последние годы сумели так раскачать интерес к ним, что большие стали перекупать у них права на современные детские книжки, хотя раньше занимались только масслитом и советской классикой. Это говорит о том, что рынок все-таки рос и покупатель наконец заинтересовался детской литературой. А вот что будет дальше, совершенно непонятно.

Всё больше стало появляться новых русских авторов и художников.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— Детская литература развивается очень активно. Книг, издательств, авторов становится больше. Уже почти нет незаполненных ниш в детской литературе, можно найти книгу практически на любую тему и возраст. Если 10 лет назад на слуху у читателей были в основном имена зарубежных современных авторов, сейчас публикуется всё больше русских писателей, они становятся популярными, даже культовыми. Культура детского книгоиздания повышается: если 15 лет назад наши издатели покупали права на книги за рубежом, то сейчас они сами всё чаще продают права в Европу.

Спрос на детские книги не падает, скорее, даже растет. Детские книги сложнее читать в электронном виде, в них важны иллюстрации, тактильность, интерактив. Мне кажется, потребность в бумажных книгах люди утратят еще очень нескоро.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Детские книги с каждым днем стоят всё дороже (бумага, стоимость печати и прав — всё это изначально в валюте), но в «Подписных» спрос на них не падает.

Рынок детской литературы растет, выходит и прекрасное, но и стыдного тоже очень много. Прекрасное обычно случается в маленьких независимых издательствах: «Самокат» или «Поляндрия», «Белая ворона», «Лес рук», «Розовый жираф», «Нигма». А стыдное — это когда издатели думают не о читателях, а только о прибыли, и выпускают книги, над которыми корректор как будто не работал вообще, с ужасающими картинками и написанными на коленке текстами.

А еще рынок очень сильно подмяли под себя «Лабиринт» и «Эксмо». «Лабиринт» действует хитро: «О, вы маленькое издательство? Вам, наверное, так непросто с дистрибуцией? Вы, может быть, хотите заниматься только изданием книг? Приходите к нам!» И маленькие издательства, конечно, идут, потому что это очень сложная, трудозатратная и зачастую неблагодарная работа — издавать то, что нравится, имея небольшие деньги и небольшой коллектив.

А потом эти книги выходят «эксклюзивно в „Лабиринте“»: это значит, что в обычный книжный магазин книга может попасть только через «Лабиринт». После двух наценок — онлайн- и офлайн-магазина — обычная книга, даже без картинок, может стоить под тысячу. И мы, конечно, не можем осуждать наших гостей, когда они приходят и говорят: «Ну что, какие хорошие новинки появились? О, на „Лабиринте“ закажу, спасибо!»

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Спрос на детские книги остается довольно высоким: отчасти потому, что детскую иллюстрированную книгу сложно представить в электронном виде

Ребенку нужно держать бумажную книгу в руках, это важно для совместного семейного чтения

Появляются новые детские издательства со своим характером и узнаваемым лицом, выходит много качественных, с душой отобранных и изданных книг. Будем надеяться, всё будет происходить так и дальше.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона»:

— В целом рынок детской литературы растет, многие «взрослые» издательства открывают детские направления, появляются новые независимые издательства. Выросло новое поколение молодых родителей, которые понимают ценность книги, смотрят на мир шире, много путешествуют и хотят, чтобы дети всесторонне развивались. Они и составляют целевую аудиторию, которая покупает современные детские книги.

10. «Цветы для Элджернона», Дэниел Киз

Возраст: 16 лет и старше.

Сюжет: Ученые открыли способ искусственно повышать интеллект. Осталось только проверить метод на добровольце. Им становится 32-летний Чарли — добрый умственно отсталый парень, который работает уборщиком в булочной. Он очень хочет стать немножко умнее, ведь сейчас его интеллекта едва хватает на то, чтобы держать метлу.

За несколько месяцев Чарли проходит путь от слабоумия до гениальности. Но по его отчетам, которые он пишет для ученых, видно, что это не такая уж гладкая дорожка, и ум не делает Чарли ни добрее, ни счастливее. Люди сторонятся его, и единственный, кто может его понять — Элджернон, лабораторная мышь, прошедшая ту же процедуру.

Книга не просто иллюстрирует максиму «бойтесь своих желаний» — она показывает, как опасно менять людей, чтобы сделать их удобнее для себя, и как важны для всех нас доброта и принятие.

4. «Бред какой-то», Шурд Кейпер

Возраст: 13-14 лет.

Сюжет: Салли Мо жить не может без книг: в три года она научилась читать, а к тринадцати полностью переселилась в книжную вселенную. Ее дедушка всегда поощрял страсть Салли Мо к литературе. И когда он покинул этот мир, девочка еще глубже ушла в книги.

Заметив, что дочка теряет связь с реальностью, мама отвела ее к психологу, который запретил ей читать, но посоветовал вести дневник. Что ж, раз ей больше нельзя читать книги, Салли Мо решает написать свою собственную. Фантазия уводит девочку очень далеко, и вот уже сама Салли Мо не может точно сказать, придумала ли она свои приключения или они случились на самом деле.

В 2020 году этот великолепный роман был отмечен премией «Серебряный грифель» за лучшую детскую книгу.

Елена Савчук, семейный психолог

«Правильный выбор книг — это очень важно. Они должны быть точно по возрасту или для детей чуть старше.
Проблема уроков литературы именно в том, что многие произведения из школьной программы не по возрасту юным читателям, они не в полной мере понятны, а потому кажутся скучными».

6. «Книжный вор», Маркус Зусак

Возраст: 14-15 лет.

Сюжет: Германия накануне Второй Мировой была неуютным местом. Особенно для Лизель, которая потеряла семью и оказалась на попечении приемных родителей — людей ответственных, но не очень-то душевных, как ей показалось поначалу.

Лизель пытается наладить отношения с ними и с новыми одноклассниками, которые затевают травлю новенькой. Тем временем, вокруг пылают костры из книг и марширует «Гитлерюгенд». Лизель приходится решать, на чьей она стороне и кому можно доверять.

По этому роману в 2013 году сняли отличный фильм — «Воровка книг» (но книга, как водится, даже лучше).

Книги, которые помогут подростку полюбить учиться

В переходный период с учёбой могут возникать трудности. Подростку и так приходится справляться с тонной новых ощущений и эмоций, переживать взлёты и падения — какие уж тут уроки. Но и тут на помощь приходит современная литература для подростков, которая не поучает и не читает нотации, а мягко рассказывает про то, что учёба тоже бывает классной.  

«Я хочу в школу!», Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский

История про вымышленную альтернативную школу. В ней дети не сидят за уроками и не зубрят правила. Они делают интересные проекты вместе с друзьями разного возраста. Но не всё так просто — школу грозятся закрыть, и дети должны будут учиться в обычной. Удастся ли им привыкнуть к новым обстоятельствам и при этом сохранить любовь к знаниям? Читателю предстоит найти ответ на этот вопрос. Книга подойдёт для всех любителей учиться старше 12 лет. 

«Разноцветный снег», Наталия Волкова

Эта книга — словно увлекательный познавательный квест по истории. Отличное чтение на ночь для подростков старше 14 лет. Главные герои — ребята из литературного кружка, где они постоянно получают странные задания. Одно из них — узнать, был ли предателем известный в городе ещё с войны Антон Петрович Старцев. Разворачивается целое историческое расследование, которое должно помочь восстановить справедливость. Удивительно, но это помогает героям ещё и разобраться в самих себе. 

«Школа в Кармартене», Анна Коростелёва 

Эта книга рассказывает о волшебной школе в Кармартене, населённой обычными людьми и мифологическими персонажами. Стать её студентом просто: нужно лишь после наступления 16 лет найти директора Мерлина и сдать ему экзамен. При этом необязательно уже быть с какими-то способностями — магии там научат. А кроме неё — химии, физике, медицине и другим важным наукам. Студенты школы Мерлина настолько позитивные и активные, с таким удовольствием всё изучают, что могут заразить своей тягой к знаниям кого угодно. Обязательно стоит прочитать эту книгу подросткам.

Какие книги любят дети в 8-10 лет?

  • 8-10 лет время больших открытий, а иногда и первой любви. Ребенок хочет увидеть большой мир, ему понравятся книги о приключениях и путешествиях.
  • Книги о том, как быть, если кто-то впервые понравился тоже помогут ребенка справиться с новыми чувствами и новым этапом взросления перед подростковым возрастом.
  • Все еще остаются актуальными сказки, ведь ребенок продолжает развивать воображение и фантазию.
  • В этом возрасте начинается сепарация, ребенок становится более самостоятельным. Родителям кажется, что вчерашний малыш отдаляется, но это не так. Именно традиция совместного чтения может стать важным объединяющим фактором, который поможет сохранить теплоту в отношениях с ребенком.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.