Оглавление
Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?
Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от правил, норм, моралей и обыденности.
Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом общего творчества.
Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.
Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным механизмом для развития креативности, творческого мышления и видения.
Помидор Сашка — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей
Возраст: 5—9 лет.
Направленность: Трудности в общении со сверстниками, при поступлении в новый коллектив. Боязнь и депрессивные чувства, связанные с детским садом и школой.
Ключевая фраза: «Мне здесь грустно и одиноко!»
На большой широкой улице, по которой с грохотом и шумом ездили машины, трамваи и автобусы, стоял огромный детский магазин игрушек. Он весь светился ярким блеском, потому что в его зеркальных окнах отражались лучи веселого солнца. На третьем этаже находился самый большой отдел, где продавались мягкие игрушки. В этом отделе жил большой мягкий красный помидор. Звали его Сашка. Он очень любил смеяться, и баловаться, как все дети. Этот отдел был самым веселым и шумным, потому что все игрушки, которые там продавались, были лучшими друзьями друг другу. Они уже долго жили в одном отделе и никогда не ссорились. У Сашки была самая любимая продавщица Ира. Она тоже очень любила Сашку и заботилась о нем как самая нежная мама.
Но однажды утром все закончилось. В магазин пришла женщина и купила Сашку. Она забрала его и принесла домой. Бедный Сашка оказался один, без старых друзей в жуткой пустой комнате. Ему было одиноко, грустно и тоскливо. В этой квартире были еще игрушки, но Сашка никого не знал и боялся их. Его посадили на пустую полку. Сашка сидел там один и все время смотрел в окно. Это было единственное занятие, которое он смог себе найти. По улице постоянно ездили машины, сновали туда-сюда люди. Моросил мелкий противный дождик. И на душе у Сашки было так гадко. Он вспоминал большой магазин и ему становилось невыносимо грустно от того, что он оказался здесь один. От таких мыслей и безумного страха и одиночества Сашка заболел. У него поднялась температура и он думал, что уже никогда не поправится. Да ему и не хотелось. А для чего? зачем? Друзей у него здесь нет, да и любимая продавщица Ира, наверное, уже не вспоминает о нем. А он по ней скучал больше, чем по кому бы то ни было.
К вечеру Сашка заснул и увидел удивительный сон. Ему приснилась Ира, она была одета в яркое желтое платье и похожа на те солнечные лучики, которые пробивались через окна и заполняли большой отдел в их любимом магазине. Ира нежно улыбнулась, крепко обняла Сашку, погладила по голове и спросила, почему он такой грустный. А Сашка тяжело вздохнул и начал рассказывать: «Мне так плохо, мне скучно, у меня нет друзей, мне не с кем поиграть». «Не плачь,— сказала Ира,— никто не подходит к тебе, потому что ты всегда сердитый, не улыбаешься. Если ты будешь приветливым и не будешь бояться, у тебя будет очень много друзей. Надо только очень сильно этого захотеть и очень постараться и у тебя все получится!» «Правда?»— удивился Сашка. «Конечно,— ответила Ира.— Я тебе обещаю!»— сказала она и исчезла в белом волшебном облаке.
Вдруг Сашка проснулся. Его сон казался ему таким реальным. Уже настало утро и солнышко ласково светило в окно. «У меня будут здесь друзья,— сказал сам себе Сашка.— Я уверен в этом, я это точно знаю!». Как только он это сказал, в комнату вошла женщина и разбудила мальчика. «С днем рождения, сынок,— сказала она и подарила ему вместе со всеми игрушками Сашку. Сашка улыбался во весь рот и прямо-таки светился от радости и счастья. Мальчик тоже обрадовался и заулыбался. А днем был задорный и веселый детский праздник: было шумно, суетливо и все комнаты наполнились веселым детским смехом. Сашка чувствовал себя самым счастливым на Земле, потому что он чувствовал в себе силы радоваться, шутить, бегать и играть с другими куклами, которые в этот вечер стали его друзьями, и веселиться с детьми, которые в этот вечер пришли на самый радостный детский праздник — день рождения.
Вопросы для обсуждения
Как чувствовал себя Сашка в новом доме? Из-за чего он грустил?
Какой совет дала Сашке Ира? Как еще можно было бы помочь Сашке?
Костерчик — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей
Возраст: 6-11 лет.
Направленность: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: «У меня ничего не выйдет!»
Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: «Так, какой-то костер-, чик». Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся. Вдруг у него ничего не выйдет,только все будут смеяться над ним: как он старается, потрескивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходившие мимо, говорили: «Что от него толку — ни обогреть, ни осветить не может», а другие и вовсе хотели его потушить,— зачем, мол, он тут горит такой никчемный.
Горько вздыхал Костерчик, слушая все это и поблескивая своими маленькими язычками. А вот во сне ему снилось, что он большой красивый Костер, который ярко горит и играет своими мощными языками пламени, освещая все вокруг. Но наступало утро, и он снова никак не мог решиться разгореться по-настоящему во всю силу.
Так наступила осень, и стало в лесу очень холодно и сыро. Бежала как-то по лесу Мышка, вся шубка которой промокла. Увидел Костерчик замерзшую Мышку, жалко ему ее стало, но он только вздохнул: «Я бы обогрел тебя, Мышка, мне очень хочется быть настоящим Костром, но только я боюсь, что у меня из этого ничего не выйдет». Тут Мышка спросила его: «А ты хоть раз попробовал сделать что-нибудь, чтобы стать настоящим Костром?» Он отвечал: «Нет, я не уверен, что у меня получится».
«Да ты что,— пропищала Мышка,— я знаю одну тайну, мне ее рассказала старая сова, она все точно знает: каждый маленький Костерчик может стать настоящим Костром, для этого нужно просто хоть раз попробовать!». Костерчик весь сжался от страха — «Вдруг я погасну, если попробую». Но уж очень ему хотелось стать настоящим Костром и так хотелось обогреть Мышку, что он решился. Зажмурился, набрал в себя воздуха и как встрепенулся! Открыл глаза и понял, что все изменилось — у него появились такие мощные языки, он стал так звонко потрескивать дровам и — как здорово!— и все оказалось не так страшно. Развеселился Костер, разыгрался и подумал: «Чего же я боялся, давно надо было попробовать». Поблагодарил он Мышку, которая сразу же согрелась и высушила свою шубку, и сказал, что он всегда будет раз обогреть ее.
Теперь его было видно издалека. А люди, когда пришли в лес, не поверили своим глазам. Они теперь говорили: «Вот какой у нас Костер! Теперь мы можем греться у него сколько УГОДНО!»
С тех пор Костер всем светит ярко-ярко, а по вечерам рассказывает зверушкам историю о том, как он стал большим и красивым.
Он говорит всем: «Никогда не бойтесь пробовать, потому что даже самый маленький Костерчик может стать большим и красивым Костром. Стоит только хоть раз попробовать
Теперь-то я это точно знаю».
Был у Скрипочки единственный друг — Мышонок, который прятался иногда у нее от большого рыжего Кота с зелеными глазами.
И вот в один теплый вечер пришел в магазин известный музыкант, у него случилось несчастье — украли его скрипку, а через два часа ему нужно было играть на очень важном концерте. Это был такой известный музыкант, что даже Мышонок выглянул на него посмотреть
Все скрипки начали себя расхваливать.
Одна закричала: «Посмотрите, какой у меня гриф — он красного дерева». «Красного дерева? — спросил музыкант.— Это хорошо, но мне нужно посмотреть, как ты играешь». Взял музыкант в руки эту Скрипку, провел смычком, а звука нет. «Что же ты не играешь?»— спросил музыкант. Скрипка покраснела и Ничего не ответила. Стал музыкант смотреть другие скрипки. Та, которая была с хорошими колками, фальшиво играла, скрипка с серебряными струнами плохо настраивалась.
Вопросы для обсуждения
Почему Костерчик боялся разгореться?
Из-за чего Костерчик все-таки решился разгореться?
Какую тайну Костерчик узнал от Мышки?
Сказкотерапия для детей 2-3
Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.
Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.
Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.
Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.
И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.
Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.
И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.
Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.
Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!
Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.
Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!
II. Основная часть
Воспитатель рассказывает сказку: Жил был зайчик и он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч. (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень хорошее средство…ЭТО — МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.
Давайте покажем как надо мыть ручки (дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?
Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из веселых игр с нашими чистыми ручками!
Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)
Где же наши ручки? (дети прячут ручки)
Наши ручки, наши ручки
Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)
Пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!
Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)
Вот ножки, вот ножки (топают ножками)
Пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)
Пляшут, пляшут наши детки!
Поплясали, стоп!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.
Дети: Живот заболит.
Воспитатель: Вот зайка, ты морковку- то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!
Воспитатель: Я еще хочу рассказать сказку — о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка.
Вот она! (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье):
— Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными.
III .Итог занятия
Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева- щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.
Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.
Сказка для сладкоежек
«Иногда сладость не в радость» Наталия филиппова
В одном большом красивом деревянном доме на опушке леса жила семья косолапых мишек. Мама, папа и два сыночка – Тишка и Потап. Родители работали учителями в школе, а дети проводили время в детском саду.
На выходных они любили выбираться всей семьей на прогулку, часто устраивали походы. Больше всего им нравилось бродить по лесу и собирать ягоды, грибы, искать мед. Особенно это нравилось малышам Тишке и Потапу, ведь они были такими сластенами. Тишка мог выпить за раз целый бочонок меда, а Потап съесть целое ведро спелой сладкой малины.
Как-то раз в выходной день Тишка и Потап, в очередной раз объедаясь сладостями, решили, что нет ничего вкуснее малины и меда. Тишка сказал, что будет есть еще больше меда, а Потап решил питаться только малиной и совсем не есть другую еду.
В первый день братьям было весело и вкусно. На завтрак была каша. Тишка съел ее, а на десерт выпил бочонок меда. Потап кашу есть не стал, а сразу поставил перед собой ведерко с малиной и быстро ее съел. Довольные братья наелись и вышли из-за стола.
На обед был суп. Сначала Тишка съел его, а потом снова полакомился медом. Потап сразу отодвинул тарелку супа, но зато съел очень много малины.
⠀⠀На ужин были мясо и молоко. Как всегда, Тишка добавил к этому бочонок меда. А Потап отказался от ужина и снова взял ведро малины, посыпав ее сахаром. Тишка с Потапом очень наелись!
Перед сном братья решили прогуляться и подышать свежим воздухом. Они вышли на улицу и встретили своих друзей: двух зайчиков, лисичку и волка. Тишка и Потап сразу похвастались им, что теперь они едят в три раза больше сладкого, могут съесть за день три ведра малины и три бочонка меда.
Лисичка призадумалась и сказала:
– А я не могу есть так много сладкого, мне хватило бы и горсточки малины, да ложки меда.
Волк сказал:
– Я не люблю сладкое. Я люблю косточки, мясо и супы.
А зайчики позавидовали мишкам и ответили:
– Мы тоже так хотим! Но мама с папой не разрешают нам есть много сладостей. Они говорят, что зубы у зайцев должны быть крепкими, и нужно за ними ухаживать. Нам бы никогда не разрешили есть столько сладкого в день!
А у Тишки и Потапа были очень мудрые родители: папа-медведь и мама-медведица. Когда они узнали, что их мишутки собрались неправильно и вредно питаться, они решили ничего им не запрещать, а позволить делать так, как хотят мишки. Чтобы они поняли на собственных ошибках, почему это вредно.
А ты знаешь, почему вредно есть много сладостей? (Выслушайте ответ ребенка). Молодец, сейчас узнаешь, что произошло с Тишкой и Потапом.
На следующий день Тишка с Потапом продолжили питаться сладким. С утра Потап отказался от каши, но поел малину. А Тишка съел и кашу, и мед. Мишки наелись и вышли во двор. И вдруг Тишка говорит:
– Ой, что-то у меня зубы разболелись, – и, бедный, поморщился от боли.
Потап сидел, сидел и тоже сказал:
– Ой, а у меня что-то живот заболел, – и схватился лапами за живот.
– Что с нами обоими случилось? – спросил у брата Тишка, положив обе лапы себе на щеки.
– Не знаю, но давай расскажем об этом маме, она нам поможет – ответил Потап.
⠀⠀В медвежьем доме Тишка и Потап пожаловались маме, что у одного заболели зубки, а другой мучается с животиком.
– Бедняжки мои, – начала утешать сыновей мама. – Как вы думаете, почему они у вас разболелись?
– Мы не знаем… – ответили хором мишки.
– Тишка, ты знаешь, от чего вообще могут болеть зубы? – спросила мама.
– Да! Зубы могут болеть, если есть много сладкого! Ой… – задумался Тишка. – Я ведь второй день ем много меда. Неужели зубки заболели из-за него?
– Да, если есть много сладкого, заболят зубки. Может даже появится кариес.
– Кариес? А что это такое? – спросили мишки у мамы.
– Это болезнь зубов. Чтобы не было кариеса, нужно есть овощи и фрукты, пить больше воды, регулярно чистить зубы и поменьше есть сладкого. Я знаю, Тишка, как ты любишь мед. Поэтому можешь есть его и дальше, но не так много и каждый раз после него споласкивай рот водой.
– А у меня почему болит живот? – не терпелось поскорее узнать Потапу.
– Твой живот всего лишь хочет есть. Ты ведь вчера ничего не ел кроме малины, да, Потап? – спросила мама.
– Да, но ведь я ел ее много. Почему животику не хватает?
– Твоему организму нужно еще расти и расти, становиться сильнее и крепче. Одной малиной сыт не будешь. Чтобы вырасти таким здоровым и большим как папа, нужно есть каши, супы, мясо, рыбу, фрукты и овощи. Твой живот хочет здоровую и сытную еду, – ответила мама, – А после нее ты можешь съесть немного малины. А что нужно сделать после сладкого?
– Сполоснуть рот! – хором ответили мишки и засмеялась.
И мама повела мишек на кухню, где накормила их вкусным супом.
С тех пор Тишка и Потап всегда ели здоровую пищу. А сладкое ели по чуть-чуть, потому что никто не хотел лечить больные зубки или мучиться с больным животом.
Сказка про маленького лисенка-пессимиста, который научился радоваться каждому дню
Жил-был на свете маленький лисенок, который расстраивался из-за любой, даже самой пустяковой ситуации. Если кто-то не хотел с ним играть — он в слезы. Если опаздывал куда-то, то обязательно плакал от досады. А когда лисенка ругала мама, то от расстройства он даже не выходил из дома несколько дней подряд.
Был у лисенка замечательный друг — бельчонок, который умел находить плюсы в любой ситуации и радоваться каждому дню. Когда наш герой расстраивался, бельчонок успокаивал его и старался развеселить, но у него не всегда это получалось. А лисенок думал, что раз его друг всегда такой веселый, значит, у него нет никаких забот и неприятностей.
Однажды мама не купила лисенку мороженое, как он хотел, и тот очень сильно расстроился. Он сидел и плакал в своем домике, но бельчонок почему-то к нему не приходил. Когда наш герой немного успокоился, то сам отправился к своему другу.
Бельчонок в это время был дома и чем-то увлеченно занимался. Лисенок очень удивился, что его друг не на прогулке. Обычно он всегда гуляет в это время.
— Привет! А почему ты дома?
— Потому что мама не разрешила мне сегодня выйти на улицу, она расстроилась, что я изрисовал ее любимую книгу, — спокойно ответил бельчонок.
— А зачем ты это сделал? — удивился лисенок.
— Понимаешь, в ее книге не было ни одной картинки, вот я и решил порадовать мамочку, украсив ее книгу своими рисунками.
— И ты даже не расстроился, что тебя не выпустили на прогулку? — еще больше удивился лисенок. — Я-то думал, что раз ты всегда веселый, то нет у тебя никаких проблем и забот…
— А зачем расстраиваться? Дома тоже есть много интересных занятий! Сейчас, например, я играю в бродилку, потом собираюсь почитать книгу и поиграть с тобой. Зато теперь я точно знаю, что мамины книги без картинок украшать своим творчеством не стоит. А у тебя что случилось? — поинтересовался бельчонок.
— А мне мама не купила сегодня мороженое, а я так хотел его. Я очень расстроился из-за этого, — ответил лисенок.
— Ну и что же здесь плохого! Не купила сегодня, так в следующий раз купит, что же переживать из-за этого.
— Она мне вместо мороженого купила шоколадку.
— Ну так тем более! Тебе купили шоколадку, а ты вместо того, чтобы этому радоваться, расстраиваешься из-за мороженого. К тому же, сегодня на улице не так жарко. У тебя такая замечательная мама! Она позаботилась о твоем здоровье, чтобы у тебя не заболело горлышко, да еще и шоколадку купила.
— И правда, я почему-то об этом не подумал. Спасибо тебе, бельчонок!
Оставшийся день друзья провели за веселыми играми у бельчонка дома
С тех пор лисенок понял, что нужно ценить то, что имеешь, и направлять свое внимание на позитивные моменты в каждой ситуации. Да, бывали дни, когда он грустил
Но тогда лисенок вспоминал все хорошее, что произошло у него за день.
Как работает сказкотерапия?
Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со сказками. Вариантов существует несколько.
Можно работать с уже имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего. Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.
Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку
В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые
Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт эмоциональную окраску его поведения.
И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы, чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.
Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри уже есть знание о том, что ситуация имеет решение.
Эффективность сказок. Фото Dollar Gill, Unsplash
Эффективность сказок
В психотерапии редко изолированно применяется какой-то один метод, поэтому сложно собрать чёткую статистику, в каком проценте случаев именно сказки дали положительный результат. Но несомненным является то, что эта работа всегда является для клиентов очень ресурсной. Для детей это просто родная стихия, а для взрослых — возможность соприкоснуться со своей детской частью и немного отдохнуть от рутины будней.
А сами сказки до сих пор будоражат умы учёных. Их исследовал Юнг, выявляя наборы архетипов. И многие его последователи, кто анализировал народные сказки, выявляя в них схожие сюжетные линии и психотипы персонажей.
Берн также рассматривал сказки, как отличное подспорье в работе. Ведь именно сказки являются первыми сценариями, которые мы усваиваем ещё с детства и потом можем неоднократно проигрывать в течение жизни, даже не подозревая, откуда у нас такая модель поведения.
Пропп проанализировал множество сказок и выявил морфологическую структуру сказки. Он очень чётко описал, какой может быть состав персонажей, как развиваются события, какие должны быть этапы. Зная эти части сказки, можно легко написать свою сказку о любой жизненной ситуации. И это не только прояснит наше к ней реальное отношение, но и даст ответ, как её решать.
Нам остаётся только пользоваться всеми этими наработками и делать свою жизнь более творческой и интересной.
Сказка про боязнь грозы и грома
«Громео и Виолетта» Анастасия Финченко
Как только наступил июнь, родители привезли Виллетту в деревню к бабушке. На солнце и свежем воздухе, в окружении леса и старых друзей девочке было гораздо веселее, чем в четырех стенах городской квартиры. Она бегала босиком по деревенской улочке с утра до вечера, пока бабушка не загоняла ее в дом. Виолетта по мере сил ей помогала, потому что бабушка очень уставала. Как и все деревенские жители, она рано ложилась спать и рано вставала: кормить своих курочек и кроликов.
Однажды вечером, когда бабушка уже легла спать, над деревней раздались раскаты грома. Девочка выглянула в окно: небо почернело, его заволокло тучами. Вдали сверкали молнии. Ой, как страшно!
Виолетта с раннего детства очень-очень боялась грозы. Она всегда искала защиты и утешения у мамы. А сейчас оказалась совсем одна! Виолетта побежала в комнату бабушки, но та уже крепко спала. Девочка вернулась в свою комнату, включила ночник и залезла с головой под одеяло вместе с ним. Ей казалось, что он, как маленькое солнышко, защитит ее от темноты, разрезаемой со страшным грохотом сверкающими линиями молний. Виолетте было так страшно, что она тряслась, как осиновый лист, а конца грозе не было.
Вдруг окно распахнулось. Испуганно и настороженно Виолетта выглянула из-под одеяла. Посреди ее комнаты стоял маленький мальчик, такого же роста, как она. Он был весь мокрый: с его одежды стекала вода. На полу уже образовалась маленькая лужица.
– Привет, – сказал мальчик и, приветливо улыбнулись, помахал Виолетте рукой. – Меня зовут Громео. А тебя как?
– А меня Виолетта. Ты кто? Как попал в мою комнату?
– Я – мальчик-гром. Мы с папой вышли на прогулку: побегать, поиграть, растрясти тучки. Я веселился, играя с папой в догонялки. А потом увидел, что тебе страшно и решил заглянуть в гости, спросить, что случилось. Ты ведь всегда также весело бегаешь со своими друзьями и заливисто смеешься! А сейчас не смеешься вместе со мной… почему?
– Потому что мне страшно от всех этих раскатов. Но теперь, когда ты рассказал, что это ты так смеешься, мне уже не страшно, – хихикнула Виолетта. – Трясти тучки, это наверное, так здорово!
– Да, я смеюсь так же, как и ты: «Ха-Ха-ха».
Громео хотел воспроизвести смех девочки, а получилось у него все равно громыханье. Он же был мальчик-гром. Виолетте показались очень забавными его попытки рассмеяться. И она захихикала. Они стояли рядом и веселились. И раскаты грома уже не казались девочке страшными.
Так Виолетта подружилась с Громео и больше не боялась грозы. Она знала: когда гремит гром и сверкают молнии, это Громео, мальчик-гром, веселится.
Смелый мальчик и Тётушка Ночь — терапевтическая сказка.Сказкотерапия для детей
Возраст: 6-11 лет
Направленность: Не хочет засыпать
Мальчик Серёжа был сильным и умным, и ему было так интересно жить, что он даже не хотел ложиться спать. Днем, наяву, с открытыми глазами ему было так интересно! Он всюду бегал, все узнавал и даже помогал своим родителям узнавать что-то новое!
И вот однажды пришёл вечер, и подошла ночь, и мальчику настала пора ложиться спать. А он говорит: «Не хочу ложиться спать! Мне здесь интересно, зачем я буду куда-то засыпать?» Все его уговаривали, но он никого не послушался. Вместо того чтобы лечь спать, он взял саблю и вышел во двор. Туда уже пришла Тетушка Ночь со своей дочкой, которую звали Темнота. Мальчик ни капельки их не испугался. Он сказал им: «А ну-ка, живо уходите прочь! И больше не приходите! Здесь теперь будет всегда жить Солнышко! И никаких тетушек!»
И Серёжа прогнал Ночь со двора, и её дочь Темнота ушла вместе с ней. На двор вернулось Солнышко, которое очень дружило с Сережей. Они принялись вместе играть, и им было очень весело. А потом мальчик заметил, что Солнышко устало. Он спросил: «Ты чего?» «Понимаешь, — сказало Солнышко, — мне же приходится светить не только в этом дворе, но и на всей улице, и во все городе, и во всем мире! Знаешь, как это трудно? Обычно я свечу днем, а потом отдыхаю, когда приходит моя сестра Ночь. А сегодня она куда-то исчезла, и теперь я должно все время светить, а я уже так устало и хочу спать!..»
Серёжа не стал говорить Солнышку, что это он прогнал Ночь, но решил помочь ему, потому что Солнышко было ему настоящим верным другом. Он сказал: «Подожди, я скоро вернусь! Я сбегаю за тетушкой Ночью!» И побежал.
А куда бежать — Сережа и не знал. На всякий случай он побежал на юг, потом на восток, потом ещё немножечко на север — и очутился в странном лесу. Лес становился все темнее и темнее, но Сережа ни капельки не боялся, потому что в руке у него была саб*я, а за спиной — Солнышко. Когда он зашёл в самую темную часть этой чащи, он принялся звать: «Тетушка Ночь! Тетушка Ночь!» Вначале ему никто не отзывался, а потом ухнула сова, заскрипели ветки, зашуршали листья, и перед ним явилась тетушка Ночь. Там было так темно, что Сережа её почти не видел. «Тетушка Ночь, — сказал Сережа, — я хотел попросить у вас прощения. Как-то неправильно получилось. Вы, в общем, приходите к нам, пожалуйста, а то без вас Солнышку плохо». Ночь улыбнулась и ничего не сказала, просто кивнула.
И мальчик стал выбираться из леса. Шёл-шёл, а куда идти — он не знал, и уже очень сильно устал. Тогда тетушка Ночь взяла мальчика на руки и понесла. И уже очень скоро они оказались на родном дворе, а потом в родной кроватке. Мальчик заснул и видел сны, и это было так же интересно, как бегать днем.
Засыпай и ты, дружок!

Эта тема закрыта для публикации ответов.