Теория привязанности от а до я. предметный взгляд

Алан-э-Дейл       13.02.2024 г.

Оглавление

Принципы теории привязанности

Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения, — привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.
На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести

Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.

Избегающая привязанность

Была выявлена в 15 % случаев. Дети более самостоятельны. Нет физической и эмоциональной зависимости от родителя. Не ищут поддержки извне, даже оказавшись в непривычных обстоятельствах. Не нуждаются в ориентирах. Спокойно исследуют окружение. Одинаково ведут себя как с родителем, так и с незнакомцем. Не проявляют тревожности, беспокойства. Взаимодействие с объектом привязанности характеризуется сдержанностью. Контакты минимальны. Включается защитный механизм в ответ на нечувствительность и безучастность родителя в ситуациях, когда это необходимо. Мамы таких деток изначально скупы на заботу и любовь.

С возрастом независимость обретает все более подчеркнутый характер. Такие люди могут производить впечатление самонадеянных, хотя это всего лишь маска. Им сложно открываться посторонним людям, говорить о чувствах, выстраивать близкие доверительные отношения. Плохо идут на сближение. Даже с близкими людьми держат дистанцию. Глубоко внутри такие люди крайне не уверены в себе, таят множество комплексов.

черты

Страх в отношениях с родителями

Если есть одна характеристика, которая четко описывает последствия неорганизованной привязанности, это страх. Дети с таким типом отношений с родителями по разным причинам связывают своих опекунов с болью или грустью, а не с безопасностью, поддержкой или привязанностью..

Почему это происходит? Есть две альтернативы. С одной стороны, вполне возможно, что ребенок перенес какую-то травму, например, эпизод физического насилия со стороны одного из его воспитателей..

Однако иногда у ребенка может развиться неорганизованная привязанность из-за накопления небольших негативных ситуаций..

Например, если ребенок получает критические константы или его презирают родители, когда он просит помощи, со временем он может развить эту модель привязанности..

Неустойчивое поведение со своими опекунами

Когда у ребенка развивается неорганизованная привязанность, он сталкивается с тем, что специалисты называют «биологической дилеммой». С одной стороны, дети должны получать помощь и поддержку от своих родителей; но с другой стороны, страх, который они испытывают по отношению к ним, толкает их к тому, чтобы попытаться как можно дальше.

Таким образом, ребенок с неорганизованной привязанностью часто будет действовать, казалось бы, противоречиво в присутствии своих опекунов. Вы можете плакать о комфорте, избегая физического контакта; или это отвечает совершенно противоположным образом на две идентичные ситуации.

Исследователи определили два подтипа неорганизованной привязанности: «безопасная» и «небезопасная». Оба имеют очень негативные последствия, но последствия, которые они вызывают в жизни детей, совершенно разные.

Важно помнить, что дети с неорганизованной привязанностью могут вести себя так, как будто они часто принадлежат к тому или иному подтипу, в зависимости от того, чем они живут в каждый момент.

Неорганизованное безопасное вложение

Первый подтип возникает, когда дети неосознанно решают, что потребность родителей в уходе за ними важнее, чем страх, который они вызывают у них. Таким образом, несмотря на их дискомфорт (который часто отчетливо виден), они будут пытаться снова и снова приближаться к своим опекунам..

Исследователи обнаружили, что родители этих детей, как правило, чувствуют себя подавленными потребностями своих детей

Когда ребенок со страховкой от неорганизованной привязанности показывает, что ему нужна любовь или понимание, взрослые часто игнорируют его, вызывая попытки усилить его внимание

Наконец, в большинстве случаев дети с таким типом привязанности заставляют своих родителей обращать внимание, но за счет этого они испытывают сильный дискомфорт. Кроме того, родители таких детей часто чувствуют себя подавленными, что еще больше ухудшает долгосрочные отношения

Небезопасная неорганизованная привязанность

Дети с другим подтипом неорганизованной привязанности по-разному реагируют на дилемму потребности в защите от страха, который они испытывают по отношению к родителям..

Эти дети узнали, что последствия обращения за помощью или взаимопонимания со старшими гораздо более негативны, чем потенциальные выгоды от этого..

Таким образом, они пытаются действовать совершенно независимо, даже в ситуациях, когда им обычно приходится обращаться за помощью или поддержкой..

Родители этих детей, как правило, действуют жестоко и непредсказуемо, чего дети учатся избегать с самого раннего возраста..

Что такое привязанность?

Джон Боулби — английский психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии, основоположник теории привязанности.

Под привязанностью принято понимать эмоциональную связь с другим человеком. Каждый из нас нуждается в привязанности независимо от возраста.

Стремление к поиску некой значимой фигуры взрослого (родителя или лица, его заменяющего) закладывается в ребенке с первых дней жизни. Это стремление напрямую связано с выживанием. Страх быть отвергнутым матерью можно сопоставить со страхом смерти.

Основа привязанности закрепляется в течение нескольких первых лет. Джон Боулби изучал этологию (науку о поведении животных и людей, заложенном в них генетически). Это поведение выполняет важную функцию для выживания вида.

Боулби полагал, что привязанность нужна для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребенка около матери.

Как утверждают американские исследователи, у 80 % людей тип привязанности, сформировавшийся в первые годы жизни, уже никогда не изменится.

Модели взаимоотношений, заложенные в нас в детстве, очень устойчивы. Однако сегодня в психотерапии уже есть приемы для решения подобных проблем.

Как простить и отпустить

Иногда мы чувствуем, что должны были что-то сказать или сделать в отношениях, но не получилось, и не можем отпустить человека. Как избавиться от привязанности? Разобраться, почему отношения сложились именно так, а не иначе.

Что делать, если человек, наоборот, чувствует, что объект привязанности что-то ему должен: не уделил внимания, оскорбил или унизил? Человек не может простить его, с мазохистским наслаждением думает о своей привязанности снова и снова. Тут не поможет даже решение высказать обиды в лицо. Нужно понять саму природу поведения объекта привязанности, разобраться, в чем его вина на самом деле. Мы никогда не можем с уверенностью сказать, что движет в отношениях другим человеком. А когда пытаемся объяснить себе его поступки, только путаемся еще больше.

«На самом пике событий мне было сказано: ты только не влюбись в меня, мы стали слишком часто видеться. Сейчас пишу и готова разреветься… очень тяжело, еще день назад я летала и порхала оттого, что у меня есть кого любить… А со вчерашнего вечера я ползаю еле-еле, пришибленная простыми словами» (текст взят с форума тут).

На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы понимаем, что человек всегда говорит о себе, даже когда кажется, что о других. Системно смысл фразы «Ты только не влюбись в меня» переводится почти как признание. «Я так боюсь в тебя влюбиться…», — говорит девушке объект ее привязанности. Не стоит принимать все на свой счет.

Чтобы отпустить прошлое и избежать болезненных привязанностей в будущем, нужно глубже взглянуть на привязанность. Тогда вы сможете сказать объекту привязанности спасибо просто за то, что он был в вашей жизни, и на душе станет спокойно. Если вы чувствуете к нему благодарность, значит, вы на правильном пути и можете создать новую привязанность с новыми людьми вместо отжившей старой.

Смешанный тип привязанности

Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.

В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.

Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что  наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.

Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

Типы привязанности в отношениях

Во взрослом возрасте тип привязанности влияет на то, как человек строит любовные отношения. Рассмотрим, как проявляется каждый из типов привязанности.

Надежный

Это самый положительный тип привязанности, который позволяет выстроить долгосрочные и счастливые отношения. Людям с этим типом привязанности свойственны следующие черты:

  • Уверенность в любимом человеке. Отсутствует безосновательная ревность и страх потери отношений.
  • Способность распознавать эмоции. Умение распознавать эмоции партнера и доносить собственные эмоции.
  • Способность легко принимать и отдавать любовь. Полное доверие и уверенность.
  • Способность отстаивать свои границы. Нет полного растворения в партнере.
  • Комфорт вне зависимости от людей. Комфортное ощущение и в одиночестве, и в окружении людей.
  • Вера в семейные ценности. Оптимистический взгляд на брак и семью.
  • Умение справляться с кризисными периодами. Умение вести конструктивный диалог.
  • Способность быть верными. Такие люди не станут изменять.
  • Умение легко переживать расставание. Такие люди не станут из-за разрыва отношений думать об суициде.

Избегающий

Людям с избегающим типом привязанности свойственно следующее:

Закрытость. Им сложно открываться человеку, они привыкли скрывать свои эмоции и чувства.
Самодостаточность и независимость

Им важно ощущать свою независимость, они избегают излишней близости и воспринимают ее как навязчивость.
Неважность отношений. Такие люди ставят отношения на последнее место, для них важнее самореализация.
Склонность к краткосрочным связям

Они избегают серьезных и близких отношений, часто ограничиваются случайными связями.
Боятся обязательств. Они часто избегают брака, потому что боятся потери своей свободы.

Тревожный

Тревожному типу привязанности в отношениях присущи следующие качества:

  • Потребность в максимальной эмоциональной близости с партнером. Готовность полностью раствориться в человеке.
  • Отдача приоритета отношениям. У таких людей отношения стоят на первом месте, они часто забывают о других сферах жизни.
  • Ревность и тревога. У них присутствует постоянный страх, что партнер не любит их и может бросить. Поэтому они ревнуют, контролируют, и требуют подтверждения любви.
  • Чувствительность. Они принимают все слишком близко к сердцу.
  • Всепрощение. Способны прощать партнеру практически все, только бы не потерять его.
  • Тяжело переживают разрыв отношений. Из-за ухода любимого человека могут пойти даже на суицид.

Тревожно-избегающий

Основные признаки таких людей:

  • Противоречие. Они хотят близких отношений, но при этом боятся их и избегают.
  • Недоверие. Они нуждаются в помощи, но не могут положиться на кого-то.
  • Замкнутость. Они необщительные, закрытые в себе.
  • Совмещают два типа поведения. Проявляют признаки и тревожного, и избегающего типа привязанности в отношениях.

воздействие

Последствия перенесенной неорганизованной детской привязанности и нерешенности этой проблемы крайне негативны. P

С одной стороны, как мы уже видели, романтические отношения этих людей часто неустойчивы и вызывают у них много боли и растерянности; но другие области его жизни также повреждены.

Таким образом, очень распространенной чертой среди этих людей является неконтролируемое насилие и гнев. Из-за этого у них часто возникают проблемы с законом.

С другой стороны, они, как правило, более склонны к развитию психологических заболеваний, таких как депрессия или беспокойство, и к злоупотреблению психоактивными веществами..

Что касается аспекта работы, люди с неорганизованной привязанностью обычно испытывают большие трудности с сохранением работы в течение длительного времени из-за их неустойчивого поведения. Кроме того, стресс делает вмятину более выраженной, чем у других людей..

Наконец, если у этих людей в какой-то момент есть дети, наиболее распространенным является то, что они воспроизводят поведение, которое их родители проявляли с ними, создавая тем самым детей с неорганизованной привязанностью. В этом смысле небезопасная привязанность считается «наследственной».

Последствия

Здоровая привязанность помогает человеку адаптироваться к социуму. Когда личность умеет доверять, она открыта для общения и взаимоотношений, быстро налаживает контакт, заводит дружбу, завязывает роман. При этом легко отказывается от предмета вожделения, когда связь становится непродуктивной. Иными словами, легко прощается с другом, который предал однажды, или избранником, не оправдавшим доверие.

Патологическая привязанность, наоборот, мешает строить отношения. Человек не умеет доверять, любить и принимать любовь. Живет в иллюзиях, неправильно воспринимает ситуацию, сильно привязывается к тому, кто хоть немножко проявил внимания, не может расстаться с тираном, когда отношения заходят в тупик. Зачастую связь с нездоровым человеком оказывает негативное воздействие на обоих партнеров. Первый не получает того, чего хочет, а второй устает от постоянных преследований, претензий, неоправданной ревности.

Главные признаки человека, склонного к патологической привязанности, — быстрое сближение, навязчивость, идеализация партнера и отношений, потребность в авторитете, озабоченность, неуверенность в себе. С таким избранником либо избранницей сложно строить отношения, трудно что-то изменить.

Виды привязанности

Между ребенком и родителями (матерью) и взрослыми людьми развиваются несколько типов привязанности. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Дети и родители

Выше сказано, что ребенок проявляет к маме 4 вида привязанности:

  1. Безопасная. Родители заботятся о малыше, удовлетворяют все его потребности. Они принимают его таким, каким он родился, со всеми достоинствами и недостатками, характером, темпераментом. Не пытаются подстроить под свой ритм жизни, предпочтения. Родители помогают ребенку исследовать мир, критикуя его поведение, но никак не его самого. Это помогает установить крепкие, доверительные отношения.
  2. Тревожно-избегающая. Дети не испытывают тревогу, когда по каким-либо причинам разлучены с матерью и отцом. Однако они беспокоятся, если их оставляют наедине с собой. Такой ребенок взаимодействует с родителями только в разговоре или играх. Телесный контакт отсутствует. Это сильно сказывается на его способности проявлять эмпатию, доверять окружающим.
  3. Двойственно-сопротивляемая. В этом случае ребенок не уверен на 100% в любви матери. В незнакомом месте он вряд ли будет активно исследовать окружающую обстановку или общаться с незнакомыми людьми. Уже во взрослом возрасте такие дети становятся неуверенными в себе, стеснительными, недоверчивыми.
  4. Дезорганизационно-контролируемая. Смесь из трех предыдущих типов привязанности. Дети ведут себя крайне непоследовательно. Сложно предсказать их реакцию в той или иной ситуации.

Если понять, какая привязанность была в детстве, можно решить большинство проблем, возникающих во взрослой жизни.

Теория привязанности в отношениях

В отношениях между взрослыми людьми также проявляется привязанность. Как и в случае с детьми и родителями, они бывают 4 видов:

  1. Надежная. Партнеры довольны отношениями, ощущают себя в безопасности, не требуют постоянного присутствия любимого человека в своей жизни. В такой паре царит честность, доверие, глубокая эмоциональная связь.
  2. Тревожно-избегающая привязанность. Люди держатся обособленно от других. Они не нуждаются во взаимодействии с окружающими, стремятся к независимости, а порой и к изоляции. Привязанность такого типа делает человека закрытым эмоционально. Чаще всего это случается в стрессовых ситуациях.
  3. Тревожно-устойчивая. Человек проявляет излишнюю привязанность к партнеру. И это порой отталкивает. Он проявляет критичность, придирчивость, требовательность, ревность.
  4. Избегающая привязанность. Проявляется в амбивалентности чувств. Человек испытывает глубокую привязанность к партнеру, но при этом боится получить от него травму. Их тянет и одновременно отталкивает. Построить крепкие, гармоничные отношения таким людям крайне сложно.

Не стоит рассматривать перечисленные виды привязанности как типы личности. Очень часто они смешиваются между собой. Так, например, человек с избегающей привязанностью иногда может создать крепкую семью.

Есть ли у вас лечение?

Изменение паттерна привязанности во взрослой жизни очень сложно, в основном потому, что оно заставляет нас видеть мир определенным образом, который даже не приходит нам в голову. Тем не менее, с терпением, усилиями и правильным подходом, можно разработать стиль безопасных отношений.

Как правило, считается, что есть три способа развить безопасную привязанность во взрослой жизни: пойти на психологическую терапию, поддерживать отношения с кем-то, у кого уже есть этот стиль, или выполнять глубокую работу по личностному развитию. В случае человека с неорганизованной привязанностью часто приходится прибегать ко всем трем путям одновременно.

Таким образом, человеку с таким реляционным стилем придется очень усердно работать над своими собственными убеждениями и поведением, чтобы изменить свое понимание мира; и вообще вам понадобится вся возможная поддержка от ваших близких.

Тем не менее, эти усилия часто стоят того, так как развитие безопасной привязанности оказывает очень благотворное влияние практически на каждый аспект жизни человека..

Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей

Психолог Людмила Петрановская также подробно исследовала теорию привязанности. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что именно в первые годы ребёнку особенно нужна поддержка, забота и ласка, это формирует у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.

Ещё одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению психолога, взрослый должен не подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить ему «перестань», а быть рядом и сопереживать его маленькому «горю».

Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.  

Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности

Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу. 

                                                         Елена Яшина, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Не ругайте за ошибки

Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка воспринимать ошибки как опыт и возможность для роста, а не как катастрофу. Расскажите подростку, как вы справлялись с трудностями и ошибками. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.

Исследования

Было проведено несколько новаторских исследований, которые внесли вклад в развитие теории привязанности и предоставили доказательства ее обоснованности, в том числе исследование, описанное ранее, в котором младенцы были отделены от своих основных опекунов, и было отмечено, что их поведение попадает в «стиль» привязанности.


На фотоГарри Харлоу

Эксперименты Харлоу

В 1950-х годах Гарри Харлоу проводил эксперименты на тему любви и взаимоотношений между родителями и детьми. Его работа показала, что материнская любовь была скорее эмоциональной, чем физиологической, что способность к привязанности сильно зависит от переживаний в раннем детстве

, и что эта способность вряд ли сильно изменится после того, как она будет «установлена».

Харлоу обнаружил эти интересные результаты, проведя два новаторских эксперимента.

В первом эксперименте Харлоу отделил маленьких обезьян от своих матерей через несколько часов после рождения. Вместо этого каждую обезьяну выращивали две суррогатные «матери». Обе обеспечивали обезьян молоком, в котором они нуждались, чтобы выжить, но одна была сделана из проволочной сетки, а другая — из проволочной сетки, покрытой мягкой махровой тканью

Обезьяны, которым была предоставлена ​​свобода выбора, с какой матерью общаться, почти всегда предпочитали брать молоко у махровой ткани.

Для второго эксперимента Харлоу изменил свою первоначальную настройку. Обезьянам давали либо суррогатную мать с голой проволочной сеткой, либо мать с махровой тканью, обе из которых давали молоко, необходимое для выращивания обезьян

Обе группы обезьян выжили и процветали физически, но у них были совершенно разные поведенческие тенденции. Те, у кого мать из махровой ткани, возвращались к суррогату, когда им давали странные, громкие предметы, в то время как те, у кого мать из проволочной сетки, бросались на пол, хватались, качались взад-вперед или даже «кричали от ужаса».

Это дало четкое указание на то, что эмоциональная привязанность в младенчестве, полученная в результате объятий, повлияла на последующие реакции обезьяны на стресс и регуляцию эмоций.


На фото Эрика Эриксон

Как работает система привязанности у Избегающих?

А действительно ли это избегающая привязанность? Давайте проверим. Помните, в начале я сказала, что избегающая привязанность – это вывернутая наизнанку тревожная?

Избегающие привязанности люди избегают и своих чувств и эмоций, потому что не знают, как справиться с трудными и болезненными эмоциями. Если тревожные имеют привычку в болезненные эмоции нырять и плавать в них, как в бассейне, то избегающие наоборот, боятся даже коснуться их.

Например, что-то в действиях партнера их раздражает. Вместо того, чтобы все прояснить и донести свои чувства, Избегающий подавляет их и минимизирует. Однако, это раздражение продолжает существовать создавая внутреннее давление и вызывая неприязнь к партнеру.

Вместо того, чтобы войти в контакт и устранить то, что мешает, избегающий использует мешающий фактор, как рычаг, чтобы оттолкнуть от себя партнера. Не внешне, а в своем внутреннем пространстве. Внешне от отталкивает только когда партнер слишком сокращает дистанцию.

И справиться с этим нельзя, чтобы их партнеры ни пытались с ними поделать. Потому что проблемы своей сами Избегающие не осознают. Они считают это своей силой и независимостью. И если рядом с Избегающим находится Тревожный, он интерпретирует это подавленное раздражение, как доказательство своей ущербности.

Так почему же Избегающий все-таки остается в отношениях, а не уходит из них?

Потому что даже ему нужен эмоциональный контакт, он не признает этого часто даже самому себе, но он нуждается в поддержке и понимании. Поэтому они ищут себе пару и остаются в отношениях, хотя и ведут себя в них как самодостаточные и ни в ком не нуждающиеся.

К своей сексуальности Избегающие подходят также отстраненно и с оборонительной позиции. Ведь физический и сексуальный контакт может ослабить их защиту.

Поэтому они обычно не любят прикосновений, похлопываний по плечу. Некоторые даже отказываются от секса полностью. Либо они могут ограничивать секс разовыми связями или короткими и поверхностными отношениями только для секса.

Даже в серьезных отношениях они стараются не позволять сексу влиять на свои эмоции. И Тревожного партнера такой подход заставляет чувствовать себя непривлекательным и недостойным любви.

Аналогия с импринтингом

Импринтингом считают усвоение животными стимулов, активизирующих их социальные инстинкты. К

Лоренц открыл, что утята следуют за движущимся объектом после своего рождения, и неважно, мама ли это утка или ноги человека. Другой стороной медали процесса импринтинга является избирательность – то есть, однажды выбрав объект, идентифицируемый с матерью, утята продолжают считать его таковым и уже не способны переучиться

Аналогии можно провести и с человеческим поведением, только это связано не с движением, но с адресацией социально обусловленных реакций. С годами импринтинг у человека упрочивается, и четко очерченным становится круг лиц, позиционируемых ребенком как авторитетные фигуры.

Эрик Эриксон

Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.

Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго. Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие

Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.

Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:

  1. Младенчество — доверие против недоверия. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия).
  2. Раннее детство — автономия против стыда и сомнения. Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными.
  3. Дошкольные годы — Инициатива против вины. На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия.
  4. Школьный возраст — компетентность и неполноценность. На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы.
  5. Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе.
  6. Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция. На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию.
  7. Средняя зрелость — Генеративность против стагнации. На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным.
  8. Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния. Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.