Оглавление
Где ставится двоеточие
Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.
Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:
1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:
- Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
- Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
- В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
- На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.
2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:
Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.
3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:
И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).
4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:
а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:
- Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
- Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
- Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.
б) Причина того, что произошло в первой части. Например:
- Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
- Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.
5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:
- И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
- Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
- Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
- Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
- Я понимала: ты не пара моей дочери.
Но (без оттенка предупреждения):
Вижу, ты не так прост, как кажешься.
6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:
- Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
- Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
- А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).
Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:
- Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
- Я не знала, чем мне заняться вечером.
- Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
Доработка и модернизация сайтов
Двоеточие ставится в следующих случаях:
- Перед перечислением: И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства. (Первенцев)
- После предложения, за которым следует другое предложение, не соединенное с первым cоюзом и передающее разъяснение или объяснение: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (Пушкин) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. (Некрасов)
- Между частями сложного бессоюзного предложения, где вторая часть указывает на содержание первой части: Я говорю: промчатся годы…(Пушкин).
- После предложения, после которого идёт перечисление других предложений: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез… (Лермонтов)
- После предложения, вводящего прямую речь: А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!» (Чехов)
Упражнение
- Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.
- Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.
- Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.
- Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).
- Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).
- Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.
- Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).
- Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.
- Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
- Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.
- Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).
- И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).
- Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).
- Класс наполнялся вдруг разноголосными жужжаниями_ авдиторы выслушивали своих учеников (По Гоголю).
- Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).
- В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).
- Надо его ввести_ он робок, еще новичок… (Гончаров).
- Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).
- Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).
- Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).
- Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).
- Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… (Чехов).
- «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).
- Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… (Чехов).
- Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).
- Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).
- Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).
- Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).
- Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)
- Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).
- По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).
- Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).
- Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).
- Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).
- Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).
- Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).
- Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).
- Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).
Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях
Случаев, когда ставится двоеточие в сложных бессоюзных предложениях, несколько:
- Если вторая часть сложного предложения объясняет содержание первой. Тогда между ними можно поставить союзы «а именно» или «как то». Например: «Все в природе говорило о радости: с чистого неба ярко светило солнце, и на разные голоса пели птицы».
- Если во второй части предложения указывается причина того, о чем упоминается в первой его части. Тогда, кстати, между частями легко поставить союзы «потому что» и «так как». Например: «Иван был очень недоверчивым человеком: его слишком часто подводили близкие люди».
- Еще одним случаем, когда ставится двоеточие между частями предложения, является тот, где одна часть предупреждает о том, что изложение продолжится и далее. В таких предложениях в первой части употребляется, как правило, один из глаголов: видеть, знать, слышать, чувствовать и т. п. Например: «Петр и Анна знали: у них обязательно будет большая и шумная семья». Как видите, между частями этого предложения и подобных ему можно поставить союз «что», превратив его, таким образом, в сложноподчиненное предложение.
Допустимым вариантом является также и употребление в данных предложениях тире вместо двоеточия. Сравните:
- Он понимал – случилось непоправимое.
- Подобное при нем лучше не произносить – может обидеться.
- Им казалось – еще немного, и все сбудется.
Кстати, предложения с предупреждением о продолжении повествования следует отличать от сложных предложений, не содержащих такового. В этом случае в них между частями ставится запятая. Например: «Знаю, жить они будут у нас».
Двоеточие и тире
Очень часто двоеточие путают с другими знаками препинания. Наибольшее число сходств оно имеет с таким пунктуационным символом, как тире, которое также выделяет отдельные части текста и указывает на выразительность высказывания. Но тире ставится в следующих случаях:
В предложении происходит резкая смена событий. Этой конструкции синонимичны сложносочиненные предложения, где обе части независимы друг от друга. Пример: загорелся зеленый сигнал светофора – люди начали движение по пешеходному переходу.
Присутствует или подразумевается противопоставление. В этом случае между конструкциями можно поставить сочинительные противительные союзы: а, но или да в значении «но». Образец: Он старался отговорить людей от этого шага – ему никто не поверил.
В предложении присутствует указание на определенное время. В этом случае можно подставить союз «когда…то». Образец: (когда) отец придет – (то) продолжим разговор.
Первая часть бессоюзного сложного предложения приобретает значения условия. Она поясняет, при каком случае произойдет событие, описанное во второй части предложения. Пример: будете хорошо учиться – станете востребованными специалистами.
Принимает значение следствия. В ней указывает результат действия, описанного в первой части предложения. Между 2 частями можно поставить союз «поэтому». Образец: произошел сход лавины (поэтому) – гора была полностью закрыта для туристов.
Во второй части присутствует сравнение. В этом случае можно подставить союз «словно». Пример: молвит слово (словно) – соловей поет.
А также знак тире может употребляться в предложениях с прямой речью
Важно, чтобы слова автора шли после прямой речи. Тире ставится перед словами автора
Пример: «Что случилось?» – спросил коллега. И также слова автора могут с 2 сторон обособляться тире, если они прерывают прямую речь. Образец: «Здравствуйте, – сказал незнакомец, — мне нужна помощь».
В таблице обозначены основные правила употребления двоеточия и тире.
Тире | Двоеточие |
Одно событие резко сменяет другое | В предложении 1 из частей принимает значение причины |
Присутствует или подразумевается противопоставление | 1 из частей предложения дополняет информацию. |
Присутствует указание на временной промежуток | Присутствуют глаголы чувств и восприятия |
1 из частей предложения принимает значение условия | Вторая часть предложения уточняет первую |
Вторая часть предложения выражает следствие | |
В предложении присутствует сравнение |
В современном русском языке тире и двоеточие могут употребляться единовременно, сохраняя первоначальный смысл. Эти знаки препинания могут заменять друг друга. Тем не менее принято считать, что тире придает предложению дополнительный эмоциональный окрас и указывает на чрезмерную экспрессивность высказывания.
Пунктуационное оформление перечней
В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаютсяс заглавных букв, а заголовки последующих уровней —со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.
Обратите внимание на знаки препинания в конце
заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).
Наконец, если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой:
Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:
Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:
Согласованность элементов списка
При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными
Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.
Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.
Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:
Итак, мы привели основные правила построения и оформления перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.
Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление
Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.
Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:
- умывание, чистка зубов,
- заправьте постель,
- готовка завтрака,
- выпить кофе.
Правильнее вот так:
Что нужно сделать утром перед выходом на работу:
- умыться, почистить зубы,
- заправить постель,
- приготовить завтрак,
- выпить кофе.
Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность
Когда нужно ставить тире перед «это»
- Тире ставится в том случае, когда «это» — указательная частица — выступает в роли связки между подлежащим и составным сказуемым и опущена вспомогательная часть в значении есть/быть.
Самый верный признак истины — это простота и ясность, ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
Человек — это драгоценное произведение природы.
Шесть — это простое число.
- Если в предложении главные члены выражены инфинитивом или один из них, то тире ставится обязательно.
Служить — это отдавать все силы и время Родине, людям.
Видеть тебя — это счастье, восторг, наслаждение.
Врага уничтожить — большая заслуга, но друга спасти — это высшая честь.
- Тире ставится и тогда, когда «это» стоит перед предложением, выступающим в роли сказуемого.
Осень — это когда листья опадают у тебя внутри, и внутри идет дождь, но ты не можешь ничего поделать.
Одна трагедия — это когда не получаешь того, что хочешь, другая — когда получаешь.
- Когда «это» само является обобщением или стоит перед обобщающим словом, то нельзя забывать о тире.
Лежать на диване, смотреть телевизор — это по-вашему отдых?
Шум, грязь, пробки, толпы людей — это неотъемлемый атрибут современной жизни.
Журавли, аисты, ласточки — это перелетные птицы.
Тире ставится и после «это», если «это» — подлежащее, выраженное местоимением, и этого требует интонация.
По-моему, самое лучшее, что вы можете теперь сделать, это — совсем оставить медицинский факультет.
Это — знамя Победы!
Это — смысл моей жизни.
Двоеточие в сложном предложении
Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.
Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно»), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно»: В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.
Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.
Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что, то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.
В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал, например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что): луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.
История происхождения
Впервые двоеточие в качестве знака препинания стало использоваться древними греками. Например, древнегреческий философ Платон всегда заканчивал свои произведения данным символом. Постепенно этот знак стал появляться во многих европейских языках. В разных регионах его написание различалось — во Франции оно обособляется с двух сторон пробелами, а в Италии и Испании оно сразу ставится после слова без использования пробела. В славянских языках двоеточие появилось вместе с остальными знаками препинания после развития книгопечатания. Когда ставится двоеточие в русском языке, уже узнали позже.
В церковнославянской письменности современную функцию изначально выполняла точка с запятой. Впервые термин «двоеточие» появился в начале 16 в. Он был закреплен в первых книгах и учебниках по грамматике, в том числе и в рукописях восточнославянского филолога и духовного писателя Мелетия Смотрицкого. Вплоть до XIX столетия двоеточие играло роль точки или многоточия. В некоторых языках этот знак препинания мог ставиться в середине слов и служил для их сокращения.
§ 64. Запятая и тире
§ 64.1
При «встрече» внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире: История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, — вот, собственно, история культуры (М.Г.); Это не вода плещет, меня не обманешь, — это его длинные вёсла (Л.).
В большинстве случаев каждый из этих двух знаков препинания ставится на собственном основании: Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал, подарок приятеля, — всё исчезло (Л.) — запятая закрывает обособленное приложение, тире поставлено перед обобщающим словом после перечисления однородных членов предложения; Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — первый признак некоторой скрытности характера (Л.) — запятая закрывает придаточную часть сложноподчиненного предложения, тире поставлено перед своеобразным приложением к предшествующим словам, имеет присоединительный оттенок; Я отвечал, что меня беспокоят мухи, — и мы оба замолчали (Л.) — запятая закрывает придаточную часть, тире поставлено перед частью предложения, выражающей следствие.
Постановка тире в качестве дополнительного знака может зависеть от контекста. Ср.: На столе были разложены всевозможные предметы: книги, письменные принадлежности, географические карты, ящик, назначения которого никто не знал — придаточная часть сложноподчиненного предложения относится к последнему однородному члену и тем самым включается в перечисление, никакого дополнительного знака не требуется; На столе были разложены всевозможные предметы: книги, письменные принадлежности, географические карты, — которыми хозяин, по-видимому, давно не пользовался — тире нужно, чтобы показать, что придаточная часть относится ко всем однородным членам, точнее, к обобщающему слову.
§ 64.2
О постановке запятой и тире как единого знака в сложноподчиненном предложении см. § 40, в бессоюзном сложном предложении — § 46, в периоде — раздел 13. См. также: § 25, п. 10; § 26; § 32, прим. 1; § 43, п. 3; § 45, п. 9; § 48 — 50.
Тире ставится при обособлении членов простого предложения с поясняющим значением:
- Приложений: Мне осталась одна забава – пальцы в рот и веселый свист. (Есенин).
- Согласованных и несогласованных определений: Под большой иконой висела пришпиленная маленькая – бумажная. У этой двери также была очередь, но не чрезмерная – человек полтораста. (оба примера – из Булгакова).
- Перед определением, выраженное инфинитивом: Мне осталось одно средство – путешествовать. (Лермонтов). Двоеточие здесь ставить нельзя .
- Перед вторым сказуемым-пояснением (редко): Капитан шел рядом – провожал.
- Перед деепричастным оборотом (редко): Допустив малодушие – пошевелив брошенный плащ, прокуратор забегал по балкону. (Булгаков).
Выделительные знаки препинания
Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи.
Запятая и две запятые
Обращение, вводное слово:
- одна запятая, если обращение находится в начале или в конце предложения. Дорогие гости, милости просим за стол;
- две запятые, если обращение находится внутри предложения. Спой, светик, не стыдись!
Причастный оборот:
- одна запятая, если причастный оборот находится в начале или в конце предложения: Было рассмотрено заявление, сделанное председателем комитета; Выброшенный из жизни, он не отчаивался.
- две запятые, если причастный оборот находится в середине предложения. Лодки наши, влекомые течением, плыли посредине реки.
Приложение. Выделяется запятыми. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.
Деепричастный оборот:
- одна запятая, если деепричастный оборот находится в начале или в конце предложения. Подведя итоги прений, председатель закрыл заседание. Автор внёс в рукопись дополнения, учитывая последние достижения науки в данной отрасли;
- две запятые, если деепричастный оборот находится в середине предложения. Уж кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть.
Тире и двойное тире
Вводное предложение. Если вводное предложение находится внутри предложения и выражает дополнительное замечание по его содержанию. Пригибаясь, Юрий бросился к своему окошку, где у него — он помнил — лежала связка гранат
Обобщающее слово после однородных членов. Ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно.
Распространённое приложение. Если находящаяся в середине предложения группа имеет характер уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, то однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире. Все присутствующие — мужчины, женщины, дети — сразу устремились за ним.
Восклицательный знак
Ставится в конце любого предложения, если дополнительно выражено чувство.
- Обращение: Товарищи! Все на защиту Родины!
- Междометие: Ах! Не говорите мне о нём!
Скобки двойные (вставное предложение):
Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд.
Кавычки двойные (прямая речь):
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал!». «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит.«Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!»
Многие знаки препинания являются многофункциональными, многозначными. Помимо функции расчленения текста, знаки препинания могут иметь и другие функции. Так, они могут употребляться в дифференцирующей функции:
- Наша задача завтра — сдать экзамен
- Наша задача — завтра сдать экзамен.
Таким образом, глaвнaя poль пyнктyaции — oбoзнaчeниe тoгo pядa cмыcлoвыx oттeнкoв и oтнoшeний, кoтopыe из-зa иx вaжнocти для ocмыcлeния пиcьмeннoгo тeкcтa нe мoгyт выpaжaтьcя cинтaкcичecкими и лeкcичecкими cpeдcтвaми.
Знаки препинания помогают расчленить текст на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение), делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.
Надо иметь в виду, что одни правила пунктуации отражают только структурно-синтаксический принцип (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), другие — смысловой и интонационный принцип (например, постановка знаков препинания при обособленных членах); в основу третьих положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения).
В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков препинания, факультативное их употребление.

Эта тема закрыта для публикации ответов.