Оглавление
Как быстро научить пользоваться часами
Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.
Делаем тренажёр-часы
Красочность тренажёра вы определяете для себя сами, но не стоит слишком увлекаться цветом, чтобы малыш не отвлекался
Инструкция:
- Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
- Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
- Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
- Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.
Учимся понимать часы с картонной моделью-картинкой
Прежде всего, нужно пояснить ребёнку, что в часах очень важны две стрелки — часовая и минутная, которая и движет часовую. В некоторых моделях часов есть ещё секундная, которая тянет за собой минутную. Вот тут-то можно задать малышу вопрос «на засыпку»: какая стрелка, по его мнению, является главной. (Минутная, или, если есть, секундная, так как они тянут за собой остальные.) Такой образ будет уместен на этапе понимания малышом, что, когда минутная стрелочка, пройдя один круг, встанет на 12, один час завершится.
Следующим важным этапом является объяснение «хода по часовой стрелке». Покажите малышу, что стрелки «ходят» исключительно по направлению слева направо, движение это идёт по кругу, и определено как «движение по часовой стрелке». Сопроводите эти объяснения демонстрацией того, как стрелочки проходят круг, установив их на 12.
Далее можно осваивать целые временные значения. Для этого перемещайте часовую стрелочку по тренажёру и просите малыша назвать время
Это важно: двигайтесь только по направлению часовой стрелки, а её движение должно идти только вслед за минутной.
Узнаём, что такое час, минута и секунда
Последовательность разъяснений будет такой:
- Каждый час состоит из 60 минут.
-
1 минута — это 60 секунд. (Здесь будет уместно показать круг циферблата, разложенный горизонтально).
- Минуты бегут быстрее часов, поэтому короче. Путь минутной стрелочки от 12 до 12, то есть один круг, это час.
- Секунды ещё шустрее минут. Путь секундной стрелки от 12 до 12 по кругу один раз — это 1 минута.
Упражнения:
Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
Учёт времени
Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее)
Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.
Распознаём половину часа и 15 минут
Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час — это 60 минут, а значит, половинка часа — 30 минут
После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины — 15 минут
Упражнения:
-
На тренажёре показываем, что такое половина часа, поставив длинную стрелочку на цифру 6. Далее передвигаем стрелку к 12, чтобы ваш ученик уяснил, как проходит полчаса.
- На действующих часах просим малыша сказать, который час в тот момент, когда минутная стрелочка находится на 6.
Разбираемся с шагом в 5 минут
Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.
На тренажёре желательно показать 5-минутный шаг
Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам — напротив 1 ставим 5, напротив 2—10 и т. д.
Упражнения:
- Просите как можно чаще малыша говорить вам время.
-
Сделайте плакат с распорядком дня в картинках. То есть определённое действие должно соответствовать определённому времени.
Это упражнение к тому же приучит ребёнка планировать своё время для выполнения той или иной задачи.
Наиболее популярные вопросы
С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с часами?
Знакомить кроху с этой сложной наукой можно с 5 лет
В это время следует чаще обращать внимание на часы, чтобы заинтересовать ребенка. Желательно, чтобы к школе он уже умел распоряжаться своим временем.
Как самостоятельно сделать тренажер-часы для малышей?
Чтобы сделать тренажер своими руками, понадобиться картон, ножницы, простой карандаш, канцелярская кнопка и цветные карандаши
Из картонного листа надо вырезать большой круг, обозначить на нем деления и цифры. Далее вырезают две стрелки и прикрепляют их кнопкой, чтобы они могли двигаться по кругу. Циферблат можно разрисовать по своему вкусу.
Какие мультфильмы помогут ребенку понимать время?
Сегодня в Интернете можно отыскать множество интересных материалов, поэтому родителям стоит не только самостоятельно обучать малыша, но и включать ему развивающие мультфильмы. Герой мультфильма Мулле Мек подробно рассказывает о смене дня и ночи, о связи минутной и часовой стрелок и т.д. Любимые герои Фиксики могут помочь детям освоить часы в мультфильме «Учимся считать с Папусом и Ноликом».
Если регулярно заниматься с ребенком, то он легко сможет овладеть навыками еще до поступления в школу. После обучения желательно приобрести ему красивые наручные часы, тогда он сможет регулярно применять свои знания на практике.
Изучение минутной стрелки
После того, как удастся объяснить, что такое часовая стрелка, и когда малыш научится определяться с часами, можно переходить к изучению стрелки, отвечающей за минуты. При этом лучше действовать таким образом:
Обратить внимание на то, что стрелки различны по толщине
Важно уточнить, что и та и другая начинает свой отсчет с цифры 12, там же их ход и заканчивается
Наглядно нужно показать движение стрелок.
Рассказать, что в одном часе присутствует 60 минут.
Научить ребенка считать в порядке: 5, 10, 15 и далее, предварительно объяснив, зачем это нужно.
Важно пояснить, что движение минутной стрелки более быстрое, чем часовой. Также заострить внимание на том, что когда толстая стрелка показывает на точную цифру, тонкая оказывается на цифре 12.
Теперь нужно переходить к объяснению, что такое полчаса, и где в это время находится минутная стрелка
Только после этого постепенно рассказывать о положении стрелки на 5, 10 и других минутах.
Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?
Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия, то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.
Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным
Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:
Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия
Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах
Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие. Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»
Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:
Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете, при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи
Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа
Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло
Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип
После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени
Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы
- Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
- Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
- Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.
Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.
Выбираем детские наручные часы
Оказалось, не так легко купить детские наручные часы, знающие люди говорят, что сегодня дети все чаще смотрят время не на часах, а на смартфоне. В часовых магазинах нашего города среди наручных часов для детей нашлись швейцарские Swatch Flik Flak и отечественные часы «Тик-так».
Flik Flak — классные, яркие, модные, стоят прилично. Тик-так — попроще во всех отношениях и не такие дорогие. Еще не разобрались, насколько аккуратно будем носить часы, поэтому выбираем второй вариант, на пробу.
«Тик-таки» бывают детские, подростковые, электронные. Российскими эти часы можно назвать лишь условно, большая часть комплектующих — иностранного производства. Так, в детских часах используется проверенный временем кварцевый механизм PC-21, выпускаемый подразделением известной японской компании Seiko. Эксперты утверждают, «проходят» такие часы минимум три года. А нужно ли больше? За три года не «вырастет» ли малыш, не пора ли будет переходить на подростковую модель?
Наш выбор — модель H112-1. Выбрали модель с двумя кольцами: одно с часами, другое — с минутами. Специалисты подсказывают, с таким циферблатом ребенку будет удобнее ориентироваться на первых порах. И чтобы стрелки смотрелись контрастно на фоне циферблата.
Материал корпуса — металл, гипоаллергенный. Мягкий силиконовый ремешок. Часы с брызгозащитой, нырять с ними не стоит, а вот дождь не страшен.
Почему наш малыш попросил научить его определять время по часам
Уже почти год прошел с того момента, как наша старшая дочь понимает время на часах. Оглядываясь назад и задаваясь вопросом, с чего все начиналось, вспоминаем несколько причин.
Во-первых, ребенок повзрослел настолько, что родители иногда стали отпускать на самостоятельную прогулку во двор к друзьям. При этом возникла сложность объяснить, что «через час пора возвращаться домой» или «через полчаса к тебе выйдет папа».
Во-вторых, у Маши понизилось зрение по причине «ленивого глаза». Основной метод коррекции в таких случаях — окклюзия (заклейка) одного глаза и тренировка другого («ленивого»). Чтобы самостоятельно контролировать продолжительность заклейки, нужно было научиться определять время.
Получается, все заинтересованные стороны выразили общее желание научиться понимать время по часам, и ребенок, и родители. В таких случаях результат предсказуем, прогноз положительный, осталось разобраться с технологией обучения.
За педагогической помощью в вопросе знакомства со временем мы обратились к японской методике индивидуального развития KUMON, по которой занимается 4 миллиона детей в 49 странах мира. Всё получилось, можем смело рекомендовать всем друзьям и знакомым.
Книги и пособия
Какие пособия и развивающие игры могут помочь в изучении времени с детьми?
Самый простой и дешевый вариант – сделать учебные часы самому. Если в доме есть старые, не использующиеся в данное время часы со стрелками, они могут стать прекрасным пособием. Можно сделать часы самому. Для этого возьмем плотный лист картона, вырежем из него круг любого диаметра (это ваш циферблат) и две стрелки. В центре круга сделаем дырочку и проденем в нее шуруп. На шуруп надеваем стрелки и закрепляем конструкцию гайкой. Наши часы готовы. Вместо картона подойдет пластик. Рисуем цифры красками или маркерами. Лучше всего подключить к процессу изготовления часов и ребенка. Это даст дополнительную возможность поговорить о предназначении часов как прибора, объяснить назначение стрелок, повторить цифры. Малыш может проявить элемент творчества и рядом с каждой цифрой наклеить или нарисовать своих любимых сказочных героев или героев мультфильмов. В дальнейшем, показывая на часы и призывая к определенному действию, вы можете сослаться на то, что, например, Винни Пух уже встал и пошел на прогулку, кушает, играет и т.д. Если вы отдыхаете на природе, сделайте солнечные часы и занимайтесь по ним. Для этого достаточно на земле или песке нарисовать круг, обозначить цифры и воткнуть палочку в землю в центре круга. Тень от палочки и будет показывать время.
И, конечно же, если у вас есть такая финансовая возможность, приобретайте различные пособия для изучения времени. Это и часы с рисунками, говорящие часы, детские наручные и т. д. Все зависит исключительно от наличия свободных средств в кошельке. Если же у вашего малыша отсутствуют дорогие игрушечные часы, а у соседского мальчика их несколько, то пусть вас не мучает совесть: ваш ребенок при наличии регулярных занятий будет ориентироваться во времени не хуже других
Главное – не пособие, а внимание родителей, регулярность занятий и использование любой возможности, чтобы закрепить знания и умения
Как научить малыша определять время?
Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.
Условно весь процесс можно разделить на три этапа.
- Обучения понятию «времена года».
- Обучение понятию «время суток».
- Обучение понятию «часы и минуты».
Знакомим малыша с календарем
Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.
Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».
Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.
- Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
- Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
- Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
- Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.
По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.
Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.
А вот какие календари покупать не стоит:
- с иностранными надписями;
- отрывные;
- с сокращениями (дни недели, месяцы);
- с передвижным флажком.
Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.
Игра «Времена года»
Сделайте своими руками игровой набор.
- Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
- Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
- Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)
Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.
Утро, день, вечер, ночь
Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.
Можно предложить малышу полезные игры.
- Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
- Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?
Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.
Учим ребенка определять время по часам
Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».
- Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
- Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
- Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
- Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
- Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».
Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.
Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.
- Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
- Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)
Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»
Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.
Определяем время по часам
Только после того, как малыш станет чувствовать и распознавать временные категории, мы переходим к изучению часов и умению понимать по ним. Чтобы научить ими пользоваться, ребенок должен знать цифры и уметь считать хотя бы до десяти. Без этих знаний сложно будет объяснить малышу, что час состоит из 60 минут, а минута – это 60 секунд. Кроме того, у него должно быть твердое понимание простых пространственных отношений, то есть он должен разбираться в том, что такое «до» и «после», «половина».
Для предметного изучения часов как механизма, показывающего время, возьмите специальные игрушечные часы или смастерите большой циферблат из подручных средств. Картон, циркуль или большая тарелка, карандаш или фломастер, ножницы, канцелярская кнопка – немного труда и самодельные часы готовы.
Они не разобьются, их не будет жалко, если малыш случайно надорвет циферблат. Зато с их помощью вы легко превратите изучение часов в увлекательную игру и доступно объясните малышу принцип их работы.
Способы обучения
Единой методики обучения детей пользованию часами нет. Есть общие рекомендации, а что из них будет интересно узнавать вашему сокровищу, вы должны понять сами. Примерный план действий выглядит так:
- Начинаем процесс обучения с детального разбора часов. Показываем малышу стрелки, циферблат, объясняем, зачем они нужны и в чем их функция. Примерно так: «Видишь, на циферблате установлены три стрелочки. Две широких и одна узенькая. Одна из двух широких коротенькая и движется медленнее всех. Она показывает нам часы, поэтому так и называется – «часовая». Когда пройдет час, она перейдет на одну цифру вперед. Самая длинная и широкая стрелка отсчитывает минуты. За час она проходит полный круг на циферблате, показывая нам минуты. Самая узенькая стрелочка ведет счет секундам, она движется быстрее остальных и за один час делает 60 кругов».
- Определяем час, показанный стрелками. Если минутная стрелка стоит на 12, то цифра, на которой остановилась часовая стрелка, означает, сколько на данный момент часов.
- Выясняем, как определять полчаса. Ставим большую минутную стрелку на цифру 6, показываем ребенку, что она разделяет полный часовой круг пополам. Чтобы малыш не путался с определением получаса, даем такое пояснение: «Тридцать минут – это и есть полчаса. Посмотри на цифру, за которую немного перешла часовая стрелка, например, между 2 и 3, прибавь к первой цифре 30 минут, получишь время в 2 часа и 30 минут».
- Познавать минуты лучше тогда, когда дети уверенно считают до 100. Без этого умения ребенку будет трудно понять, почему минутная стрелка показывает на цифру 4, а по времени означает 20 минут.
Современные технологии позволяют молодым родителям усовершенствовать процесс обучения. Возьмите на вооружение то же самое видео, которое детально показывает принцип действия и счета по часам. Просмотрев его несколько раз, ребенок быстро учится выставлять время стрелками, правильно определяет назначение каждой. Совместив видео и самодельный циферблат, можно объяснить все доступнее и нагляднее.
Как закрепить навыки определения времени?
Сразу охватить весь алгоритм движения времени ребенку сложно. На первых уроках он будет пальчиками пересчитывать деления, чтобы понять, сколько минут прошла стрелка. Постепенно закрепляя навык, он доведет его до автоматизма, научится определять время одним только взглядом. Заставлять малыша просто отсчитывать минуты и часы не стоит. Монотонное занятие быстро наскучит маленькому человечку. Введите в занятия обычные ваши действия по дому. Если задумали печь пирог, попросите сына или дочку последить за часами, чтобы выпечка не подгорела. Ребенок с нетерпением ждет начала своего любимого мультфильма, покажите ему на часах, когда он начнется.
Для закрепления навыков можно выполнить несколько полезных заданий:
Изучаем время суток.
Разбираемся, что такое секунда, минута и час.
Находим на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у малышей.
Делаем 2 комплекта часов из картона с простыми и двухзначными числами, а также с «окошками».
Ценить и понимать время мы учимся всю жизнь. Протяженность его постигается с возрастом. Сегодня ваше чадо научилось считать время по минутам и часам, завтра оно будет готово к пониманию, что такое вечность и мгновение. Ваша основная задача – дать малышу первоначальные знания, подготовить его к познанию глобальных сторон мира и роли времени в нем
Простым картонным циферблатом вы закладываете в крохе понятие самого неуловимого и важного аспекта нашей жизни
Изучение минутной стрелки
После того, как удастся объяснить, что такое часовая стрелка, и когда малыш научится определяться с часами, можно переходить к изучению стрелки, отвечающей за минуты. При этом лучше действовать таким образом:
Обратить внимание на то, что стрелки различны по толщине
Важно уточнить, что и та и другая начинает свой отсчет с цифры 12, там же их ход и заканчивается
Наглядно нужно показать движение стрелок.
Рассказать, что в одном часе присутствует 60 минут.
Научить ребенка считать в порядке: 5, 10, 15 и далее, предварительно объяснив, зачем это нужно.
Важно пояснить, что движение минутной стрелки более быстрое, чем часовой. Также заострить внимание на том, что когда толстая стрелка показывает на точную цифру, тонкая оказывается на цифре 12.
Теперь нужно переходить к объяснению, что такое полчаса, и где в это время находится минутная стрелка
Только после этого постепенно рассказывать о положении стрелки на 5, 10 и других минутах.
Играем с малышами
Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.
В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.
- Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
- Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
- Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
- Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.
Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток
Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном
Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.
К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок
Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты
Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.
Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.
Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками
Вначале рассмотрим механизм и выясним, какая стрелка что измеряет, посмотрим, как они двигаются. Затем, в зависимости от возраста и умений ребенка можно выбрать разные способы.
Способ 1. Если ребенок уже хорошо считает до 100 и складывает, то:
- Можно при помощи секундной стрелки разобраться в принципе разметки циферблатов. Просчитав вместе, выяснить, что каждая насечка отделяет пять временных отрезков, а всего в круг их входит 60, и когда секундная стрелка пробегает круг, то проходит минута;
- Когда посчитав с вами несколько раз до 60, и научившись ориентироваться в разметке часового круга, ребенок поймет, почему цифра 1 означает пять секунд, 2 – десять и т.д., можно перейти к минутной стрелке;
- Объясняем, что как в минуту входит 60 секунд, так в час входит 60 минут, и, понаблюдав за движением минутной стрелки, понять, что именно она тянет за собой более короткую – часовую. Когда она достигает 12, значит, отмерян час;
- Теперь объясняем, что когда минутная стрелка стоит на 12, то цифра, у которой стоит часовая стрелка, говорит нам, который час, и это точное время.
Способ 2. Если вы решили начать «часовое» образование пораньше, до того, как малыш научиться легко считать и складывать до 60 – 100, то начинать лучше с часовой стрелки. Конечно, малыш должен уже знать цифры и ориентироваться в числах до 12.
Здесь также, как и в предыдущем способе, вначале знакомимся со стрелками, обращаем внимание на их различие, учим, какая что показывает. Но здесь лучше обойтись без секундной стрелки, чтобы она не сбивала малыша
Сосредотачиваемся только на минутной и часовой;
Вначале с ребенком разбираемся с часовой стрелкой. Объясняем, что цифра, у которой она находится, показывает, который час. Несколько раз в день обращаем внимание на то, что она показывает. Говорим: «Катя, 10 часов, скоро будет твой любимый мультик», и т.д. Делая так изо дня в день, добиваемся, чтобы девочка точно знала, какой час показывают стрелки;
Теперь можно перейти к минутной стрелке, и переводя её руками, учить, что цифра 1 значит пять минут и т.д. Но осваивать минуты всё же лучше, когда ребенок умеет считать и складывать. Если этого умения нет, то при отсутствии желания ребенка, не стоит настаивать на заучивании. Просто научить детей обращать внимание на минутную стрелку, выучить «полчаса» и остановиться на этой подготовке к дальнейшей учебе после того, как он освоит счет до 100.
Учимся легко с игрой
Легче всего учимся определять время в игре. Для этого можно:
- Воспользоваться игрушечными часами или сделать циферблат со стрелками самим вместе с ребенком, и учится, играя;
- Сделать плакат, где нарисовать стрелки и цифры, и обозначить на них, что ему предстоит делать днем;
- Можно воспользоваться интерактивными играми на гаджетах или посмотреть обучающее видео.
Определяем время по часам
https://youtube.com/watch?v=ThkYhHTBsKU
Знакомим ребенка с часами со стрелкой
Для начала необходимо объяснить ребенку назначение часов. Для этого, кроме беседы, можно использовать небольшие стихи или загадки.
Для мотивации обучения лучше купить часы с детским рисунком. Отправьтесь за покупкой вместе с ребенком. Уступите право выбора в этом вопросе вашему малышу. На часах, с помощью которых вы будете учить дошкольника определять время, должны быть хорошо видны и стрелки, и цифры. Кроме того, циферблат должен иметь минутные деления (все 60).
К процессу обучения ребенок должен иметь базовые знания о времени, уметь считать, знать цифры. Понятия «час», «минута», «секунда» даются постепенно, с использованием наглядности (часов или макета) и закрепляются на практике.
О чем информирует циферблат
Сначала необходимо дать информацию о циферблате – той части часов, которая зрительно отображает время. Затем совместно с дошкольником разобрать, какие цифры есть на часовом поле, особенность расположения их по кругу.
Для закрепления полученных знаний полезно предложить ребенку нарисовать цифры на круге, который послужит шаблоном часов.
Часовая стрелка
Следующий этап – это знакомство с часовыми стрелками. Посчитайте с ребенком, сколько всего стрелок на часах
Обратите внимание на их длину
Акцентируйте внимание на названиях: «часовая», «минутная», «секундная». Объясните, почему они так называются
Уточните, что именно короткая указывает какой сейчас час и поэтому называется «часовая».
Проведите небольшой эксперимент: пусть ваш дошкольник самостоятельно определит, какая из стрелок движется быстро, а какая медленно. Сделайте выводы совместно.
Не забудьте объяснить и показать наглядно движение по часовой стрелке и против. Обязательно уточните, что время всегда движется только вперед, а стрелки – только в одном направлении.
Минутная стрелка
После информации о часовой стрелке необходимо объяснить ребенку назначение минутной
При этом важно обратить внимание на длину стрелки (длинная) и предназначение (показывает минуты)
Нужно показать, где на циферблате отмеряется время по минуте. Затем объяснить, что 30 минут составляют половину часа, и где находится большая стрелка в этот момент.
Только после обстоятельного разбора движений часовой и минутной стрелок, соедините полученную информацию воедино. В результате дошкольник может и должен усвоить, что точное время – это логическое совмещение цифровых показателей часовой и минутной стрелок.

Эта тема закрыта для публикации ответов.