Осваиваем чтение

Алан-э-Дейл       11.04.2022 г.

Что должен говорить ребёнок

Развитие речи малышей можно условно поделить по месяцам:

Возраст (по месяцам)

Что ребёнок должен говорить

1 – 1,5

Гласные звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь (о, а, у, я, ау, уа). Малыши всхлипывают на выдохе и прислушиваются к окружающим звукам. Громко кричат.

2–3

Проявляется «комплекс оживления» (характерно двигают ручками и ножками, видя мать). Речь становится более гортанной, и появляются комбинации звуков – гукание. Ключевыми проявлениями речи в этот период являются комбинации звуков вроде: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га.

Малыш издаёт звуки не только при контакте с кем-то, но и просто потому, что ему хочется. Может сосредотачиваться на источнике звука.

3–5

Начинается полноценная стадия гуления. Ребёнок от гласных звуков переходит к таким звукосочетаниям, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Причём звукосочетания очень причудливы, и повторить их невозможно.

6

Дети начинают лепетать из звукосочетаний «га, ка, па, ма». Поскольку они постоянно повторяются, начинают быть похожи на модели слов, хотя в «словах» больше слогов, чем нужно. Например, «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Это не средство общения, по крайней мере, пока.

7

Ребёнок начинает связывать предметы и обозначающие их слова. Слова уже различаются по звучанию. Малыш полноценно лепечет.

 8-9

Малыш уже начинает говорить ба-ба, ма-ма и т.п. Появляется игровое поведение, сопровождаемое использованием различных звуков. Ребёнок может обозначить любые игрушки определёнными звуками.

10-11

Ребёнок осознанно произносит простые слова вроде «мама». В словарном запасе есть несколько слов, которыми он может называть всё подряд.

12

Малыш уже осознанно применяет около десяти простых слов, а понимает и того больше. Может выполнить простые просьбы. Речь сопровождает мимикой и жестами.

В зависимости от условий, в которых малыш развивается, и его личных особенностей, эти стадии могут наступать раньше или чуть позже. Но благодаря такой чёткой картине развития, родители и врачи могут понять, если с ребёнком что-то не так.

Когда лучше начинать читать сказки на ночь детям: несколько советов

Чтение должно стать частью их распорядка дня. Этот процесс может также стать индикатором того, что пора уже ложиться спать – еще одна замечательная техника, чтобы уложить их в постели, даже не осознавая этого.

От рождения до 6 месяцев

Поскольку зрение ребенка все еще развивается, выбирайте книги с небольшим количеством текста или без текста и с большими контрастными изображениями. Также рассмотрите книги с интерактивными материалами, такими как куклы, зеркала или глазки. Чем больше способов получить удовольствие от книги, тем лучше. Если хотите, читайте из взрослых книг или журналов. Понимание слов не имеет особого значения с такими маленькими детьми. Для младенцев чтение – это тон вашего голоса и ваши ласки.

От 7 до 12 месяцев

В середине первого года жизни дети могут начать понимать некоторые прочитанные им слова. Наиболее значимые из них – это имена и вещи из их повседневной жизни. Такие слова, как «собачка», «мама», «папа», «молоко» или «бутылка».

Лучше всего книги с одним предметом или человеком. Слышать, как вы называете что-то, что он распознает, укрепляет словарный запас вашего чада. Это постепенно помогает ему понять, что иллюстрации означают реальные вещи. Укажите на фотографии, к которым он проявляет интерес. И разыграйте то, что вы читаете, своим лицом, руками и голосом. Пусть ребенок в ответ болтает с вами. Этот «разговор» помогает ему учиться по очереди и учит его сосредоточиться на том же, что и кто-то еще.

Так как дети этого возраста, как правило, очень трепетно ​​относятся к своим игрушкам, придерживайтесь в основном настольных книг, что может привести к грубому обращению и даже жеванию. Тканевые или виниловые книги тоже хороши, хотя перелистывание страниц может быть сложнее для ребенка.

От 13 до 18 месяцев

Теперь вы можете начать вводить книги с предложением или двумя на страницу. Чем глупее вы разыгрываете историю, тем лучше. Например, если вы читаете о животных, издавайте звуки животных. Ваш ребенок будет думать, что это действительно забавно.

Пригласите к участию, задав такие вопросы, как «Что говорит собака?» или «Ты видишь кота?» Попросите вашего ребенка указать на реальные примеры того, что изображено («Где твой носик?»). В этом возрасте вы можете показать больше фотографий, вещей, с которыми он не сталкивается каждый день. Кроме того, в возрасте от 15 до 18 месяцев дети могут отвечать на вопросы, одним словом, поэтому дайте возможность, спросив: «Что это?» Если ответит, вы сможете увеличить словарный запас, расширив мысль: «Да, машина, она большая и зеленая».

От 19 до 24 месяцев

Многие малыши находят знакомую рутину чтения обнадеживающей и успокаивающей. То же самое касается знакомых книг. Это помогает объяснить, почему, начиная примерно с 18 месяцев, дети могут просить одну и ту же книгу снова и снова, и снова. Тем не менее, упрямое повторение имеет и пользу для обучения: эксперты считают, что оно помогает детям понять смысл, а затем запомнить новые слова.

Вывод

Чтение для вашего ребенка – особое время, чтобы быть с ним рядом, и поддерживать связь. Сказки на ночь помогают воспитать воображение у детей, помогают мыслительным процессам. А также могут служить инструментом обучения навыкам и сценариям повседневной жизни, которые необходимо изучать.

Кроме того, они интересным образом учат наших детей тому, как добиться положительного результата в жизни. Более научный подход показывает, что чтение вслух может улучшить их речевые и языковые навыки. В то же время увеличивает их орфографические способности и память, и логическое мышление.

Также, если ваши дети очень маленькие и только начинают читать, сказки на ночь могут научить их основным цветам, счету, формам и стихотворениям в веселой, увлекательной форме. Книги способны увлечь детей в безопасный и заколдованный мир на несколько минут каждый день. Это помогает им снять стресс, так как даже детям приходится справляться с ежедневными трудностями.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется

И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года

1,5-2 года

Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Обучение ребенка 4 лет чтению: распространенные ошибки

Если вы решили самостоятельно научить ребенка читать, следует знать, какие подводные камни ждут вас на этом пути.

Называйте не буквы, а звуки!

Пожалуй, это самая распространенная ошибка. Грубейшая! Да, буквы русского алфавита нужно называть правильно: «эль», «эм», «пэ», «эр» и т.п. НО! Оставьте эти знания школьникам. При обучении чтению они могут сыграть с вашим ребенком злую шутку. Абстрактное мышление дошкольника развито плохо, ему трудно запомнить, что буква «эм» читается и произносится как «м» или «мь». а «эм-а-эм-а» — это «мама».


knigi.tomsk.ru

Будьте бдительны при выборе детских «говорящих» пособий и книг, часто это важное правило не соблюдается!

Учим гласные.

Совсем не обязательно учить сразу весь алфавит. Учиться читать можно, и не зная всех 32 букв. Для начала выучите несколько гласных (А, У, О). Объясните ребенку, что гласные можно петь, произносятся они протяжно.

Сделайте на каждую букву карточку в виде капельки. Каждая капелька поет свою песенку. Вот вам и веселая игра! Можно даже петь гласные звуки под музыку. Ребенку 4 лет такой подход наверняка понравится, он с легкостью запомнит гласные и захочет учиться читать дальше.

Хорошие результаты дает и такой способ запоминания букв. Развесьте в разных местах карточки с буквами. Хорошо, чтобы они все время попадались на глаза. В течение дня просите ребенка напомнить вам, какую песенку поет каждая капелька, просите придумать слово, которое начинается с этой буквы или произнести слово, где эта буква в конце.


лучики-томск.рф

Учите буквы в контексте.

Не учите с ребенком буквы ради букв. Показали новую букву, подобрали слова на эту букву, нашли ее в книжке (пусть другие буквы еще неизвестны ребенку, цель — найти именно ЭТУ.

Повторение — мать ученья.

Не торопитесь «грузить» ребенка большим количеством информации. Переходить к изучению новой буквы можно лишь тогда, когда освоена предыдущая. Обязательно повторять те буквы, с которыми вы уже познакомились и придумывать все новые и новые задания, чтобы ребенок учился их узнавать, слышать в словах.

Учим согласные.

Согласные нельзя пропеть, они могут звучать глухо или звонко. Ребенку, который только учится читать, можно не сообщать «лишнюю» информацию. Достаточно просто сказать, что «согласный звук нельзя пропеть». Учить ребенка определять на слух гласные и согласные звуки, просить из названых вами 2-х звуков выбрать гласный/согласный вы можете чуть позже, когда весь алфавит останется позади.


marypop.ru

Когда ребенок уже хорошо запомнил несколько гласных, добавьте 2-3 согласных звука, чтобы можно было уже составлять короткие слова. Начните с чтения слогов с уже известными ребенку буквами и самых простых коротких слов: мама, папа, дед, да, нет, кот и т.п.

Используйте разные шрифты (размер, начертание, цвет).

Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, он может «не узнать» букву в другом начертании.

Используйте картинки с умом.

Если вы покажете ребенку карточку со словом «кот» и соответствующей картинкой, как вы думаете, он прочитает слово или угадает его по изображению? Правильно! Легче — угадать, и это совсем не значит, что встретив это же слово в книге ребенок его «узнает». На картинке же может быть изображен вовсе и не кот, а кошка… Поэтому, если хотите научить ребенка 4 лет читать, используйте картинки лишь на начальном этапе, затем обязательно подключайте карточки без изображений.

Следите за собственной речью!

Родителям следует следить за тем, что и как они говорят ребенку. Правильно ставить ударение в словах, не «сюсюкать», четко произносить все звуки, объяснять непонятные слова

Важно! Если ребенок говорит предложениями из 2-3 слов, родители должны использовать в разговоре с ним короткие предложения, состоящие из 4-5 слов, т.е. чуть на опережение

Учите ребенка рассказывать.

На самом деле, чтобы научить ребенка читать, недостаточно выучить буквы

Важно пополнить и обогатить словарный запас, уделить внимание произношению (в случае необходимости обратиться к логопеду), научить ребенка строить предложения, отвечать на вопросы и пересказывать короткие тексты. Ребенок, который хорошо и правильно говорит, будет иметь преимущества и освоит чтение гораздо быстрее

Психологи заметили, что умение рассказывать — это мостик, который помогает перейти от устной речи к чтению.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко — «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже — копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги — ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях — пробует пить из чашки — и очень радуется, когда его понимают.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Звуковой метод

До середины XIX века русских учили читать трудоемким буквослагательным методом. Сначала дети заучивали все буквы: аз, буки, веди, и т. д., потом зубрили слоги (буки и аз — «ба») и лишь затем приступали к чтению. Это могло занять много времени, иногда до двух лет.

В противовес буквослагательному методу педагог К.Д. Ушинский предложил внедрять в школах звуковой метод обучения грамоте. Не нужно заучивать названия букв, обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Учитель произносил звук, затем показывал, как пишется соответствующая буква. Сначала учили простой гласный (например, «у»), а затем прибавляли согласный (например, «с»). Ребенка учили тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный. Затем читали слог, где согласный был первым, а гласный вторым. К одному слогу прибавляли другой, получали слово. В целом по этому принципу обучение ведется в первых классах и по сей день. Он используется в букварях, постоянно дорабатывается, совершенствуется. Звуковой метод хорошо согласуется со структурой русского языка — большинство слов читаются так, как пишутся, правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского или французского).

Причины задержки развития речи

Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:

  1. Недоразвитие мускулатурной функции рта.

Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.

Если вы столкнулись с проблемами в питании малыша, а может и действительно ребенок не может жевать и глотать кусочки твердой пищи, тогда вам стоит посмотреть интернет-курс «Азбука прикорма», где мы пошагово разберем, что и как нужно делать, чтобы ребенок хорошо кушал. Посмотрите полное описание курса и выбирайте свой вариант участия!>>>

Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.

Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?
Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.

  1. Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
  • Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите — успокоиться;
  • В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
  • С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.

Обучение по методике Тюленева: достоинства и недостатки системы

«Научиться читать, раньше, чем ходить» – вот главный тезис методики Тюленева

Однако легко ли это? Реально ли овладеть необходимыми навыками в столь раннем возрасте? Как такого маленького ребенка научить читать на уровне 5-6 летнего дошкольника? И, что немаловажно, каковы реальные достоинства и недостатки этого метода?. Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста

Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе – как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро осваивать буквы, а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию

Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста. Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе – как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро осваивать буквы, а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию.


Детей легче учить в игровой форме

В случае, если после трех лет ребенок не освоил значимые для школьного обучения навыками, система Тюленева признает его педагогически запущенным.

Для достижения максимальных результатов Тюленев рекомендовал готовить детей к чтению в соответствии со строгим планом, в которые занятия должны быть расписаны не просто по дням, но по часам.

Начиная с самого рождения ребенку необходимо демонстрировать карточки с буквами, либо нотами. Это – первый методический инструмент работы с ребенком – азбука МИР (методики интеллектуального развития). При помощи азбуки ребенок усваивает буквы, чтобы после перейти к слоговому чтению.


В продаже предлагает готовая азбука МИР Тюленева

Изучение слогов легко осуществляется при помощи тех же каhточек, а после – компьютерных таблиц или печатной машинки. Кубики, рекомендуемые многими педагогами, в системе Тюленева используются на более поздних этапах работы со слогами. А в большинстве случаев – и вовсе заменяются набором слогов на компьютере.

Однако методика Тюленева не лишена и недостатков. К примеру, большинство педагогов отмечает, что пытаясь научиться читать в раннем возрасте, ребенок не пытается уловить смысл слов: он лишь собирает буквы-символы в «правильные» комбинации. Раннее интеллектуальное развитие ребенка также способно существенно затормозить его социальное развитие, лишая возможности приобретать навыки общения со сверстниками и т.д.

Есть ли различия между мальчиками и девочками

Принято считать, что раньше говорить начинают все-таки девочки.

Это обусловлено тем, что они чаще всего более спокойные и неэмоциональные, нет особой нужды в помощи со стороны.

Такие дети будут тихо лепетать про себя во время интересного занятия, следовательно, речь разовьётся раньше.

Напротив же, мальчики более вспыльчивые и шумные, для них на ранней стадии взросления характерны громкие крики, визги и резкие движения.

Так, придерживаясь больше невербального способа выражения мыслей, их речь может задерживаться.

Также по некоторым исследованиям девочки имеют достаточно пластичную нервную систему, благодаря которой им намного проще развиваться.

Обучение чтению дошкольника: советы педагогов

Если ребёнок уже свободно и правильно говорит, строит предложения и понимает сказанное, можно начинать обучать его чтению. Приобретение этого навыка – ключ к образованию. Но делать первый шаг в мир больших открытий ребёнок должен без принуждения. Обычно дети психологически созревают для этого в 5-6 лет.

Способы обучения чтению можно разделить на две категории. Среди формальных: проговаривание букв, слогов и слов, изучение алфавита и игры со словами – т.е. все доступные методы освоения механики чтения. Неформальными способами (совместное чтение, обсуждение книг) детям стараются прививать интерес к процессу и стремление овладеть навыком самостоятельно. Сюда же относятся методики, когда ребёнок сначала узнаёт о понятии «слова», наличии у слов значения, и только в конце изучает алфавит. Однако педагоги считают, что для дошкольников такой способ не подходит.

Главное и общее для любого подхода – стимулировать интерес. Ребёнка нельзя заставлять: постигать навык чтения он должен с удовольствием и желанием. Книги надо подбирать с большим шрифтом, простыми текстами, яркими картинками и увлекательной тематикой. Игра – это самый естественный способ познания, и обучаться чтению тоже можно играя. Из всего многообразия азбук, букварей, кубиков, книжек и обучающих игрушек можно подобрать такие, которые ребёнок полюбит. В окружающем мире буквы и слова повсюду: различные вывески и знаки – это еще одна возможность для практики чтения. Но лучше отложить обучающие игры, если ребёнок в плохом настроении или устал.

Когда юный читатель уже легко справляется с простыми книгами самостоятельно, педагоги советуют всё равно продолжать читать ребёнку. Длинные и сложные истории пока еще недоступны для него, но будут поддерживать тягу к обучению. Можно перечитывать знакомые тексты и искать известных героев в новых историях

И особенно важно подавать личный пример: ребёнок должен видеть и верить, что чтение – это весело и интересно

Обучение ребенка слоговому чтению

Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.


Карточки для слогового чтения

В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.

Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично

Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка


Знакомство с буквами

Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:

  • Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
  • Твердые звонкие согласные: Л, М
  • Глухие, шипящие звуки

После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.


Кубики Зайцева для слогового чтения

Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.

В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение


Занятие должны быть ежедневными

Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.