Оглавление
Халиф-аист
«Халиф-аист» Валерия Угарова является переработанной экранизацией таинственной сказки романтика Вильгельма Гауфа. Этот мультфильм рассказывает о разочаровавшемся в жизни всемогущем халифе. Однажды, в его руки попадает волшебный порошок, вдохнув который можно превратиться в любое животное, но есть одно правило — ни в коем случае нельзя смеяться. Если человек, использующий порошок, начнет смеяться, он забудет волшебное слово «Мутабор» и навсегда останется животным. «Халиф-аист» поражает тягостным ощущением безысходности. Это похоже на зловещий ночной кошмар, от которого невозможно избавиться. В этом мультфильме сплетаются таинственность и жажда новых ощущений, красота Востока и отвращение перед безобразными и неестественными опытами злого колдуна. Тревожную атмосферу здесь подчеркивают лирическая музыка Вячеслава Артемова и меланхоличный голос Иннокентия Смоктуновского. «Халиф-аист» — это, несомненно, один из самых прекрасных, мистических и притягательных советских мультфильмов.
Его жена курица
https://www.youtube.com/watch?v=bhM3FaR7pdQ
Этот мультфильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» в категории лучший короткометражный фильм. «Его жена курица» Игоря Ковалева чем-то напоминает фильм Дэвида Линча «Голова-ластик» — тема семейной жизни и совершенно сюрреалистическое и безобразное ее воплощение. В мультфильме синий человек живет со своей женой, которая является курицей, у них есть домашний питомец — странная личинка с головой взрослого мужчины. Жена постоянно хлопочет по дому, а муж ничего не делает, только заводит пластинку и пускает игрушечный синий автобус. Но, однажды, к ним приходит таинственный человек, который раскрывает мужчине глаза на то, что в качестве жены у него курица. Ужасная правда разрушает эту странную домашнюю идиллию. Уже одного короткого описания хватает для того, чтобы понять — «Его жена курица», действительно, может напугать. Ко всему этому надо прибавить крайне отталкивающие рисунки и многозначность мультипликационного фильма.
Фру-89. Слева направо
«Фру-89. Слева направо», наверное, самый психоделический мультфильм из этого списка. Есть легенда, по которой некоторые образы для него создавали пациенты психиатрической больницы. Мультипликационный фильм Ивана Максимова рассказывает о состоянии фрустрации. Фрустрация — это психическое состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения каких-либо потребностей, при фрустрации желания не соответствуют возможностям. В «Фру-89. Слева направо» перед зрителями слева направо движутся различные странные организмы или существа, которые очень необычно взаимодействуют между собой, перетекают друг в друга, изменяются. Этот мультфильм также называют «Кошмарными видениями голодного щенка». Возможно, все происходящее привиделось несчастному щенку, который хочет, но не может поесть. Или у всего этого есть другое объяснение. В любом случае мультипликационный фильм «Фру-89
Слева направо», несомненно, достоин вашего внимания. Кстати, у нас тоже есть страшные мультфильмы, советуем обратить внимание на 12 серию Героев Энвелла
Найда (1984)
Фильм будет тяжело смотреть тем, кто любит животных. Девочка Саша с собакой Найдой приезжают в гости к дяде Саше, живущему возле леса. Героиня равнодушна к собаке и постоянно отмахивается от радостно виляющего хвостика. Но Найда всё равно любит хозяйку и даже помогает ей выбраться из леса, когда девочка случайно в нём заплутает.
Однажды Саша получает письмо от матери и спешит вернуться домой. Но без собаки: «с игрушками лучше — ни шерсти, ни гулять утром, поиграл, потом сунул на место, и ладно». Найда навсегда прощается с любимой девочкой. Ей предстоит вновь научиться доверять людям после предательства.
Полигон (1977)
Мощное антивоенное высказывание метит скорее во взрослого зрителя. Изобретатель создаёт танк, который реагирует на человеческие импульсы. В режиме защиты он уничтожает того, кто испытывает желание его уничтожить.
Военная комиссия во главе с генералом довольны ужасным оружием и желают испробовать его в режиме нападения. В этом случае танк убьёт любого, кто чувствует страх. Тем временем изобретатель рассказывает о своём любимом сыне. Когда-то он тоже сражался в одних рядах с военными и даже был награждён медалью. Вот только посмертно — и отец никогда не простит эту гибель. А потому режим нападения будет испытан на тех, кто так желал его увидеть — том самом генерале и его комиссии.
Седой медведь (1988)
https://youtube.com/watch?v=hmGeBU8oECM
В глухой тайге пожилой знахарке подбрасывают младенца. Знахарка решает оставить мальчика, называет его Ванюшей и учит своему мастерству. Однажды мальчик отправляется в лес за травой и встречает медведицу с медвежонком. На его глазах они обходят кругом волшебную ель и превращаются во взрослую женщину с шаловливой дочкой. Эта девочка в будущем может стать его невестой, а женщина — любящей тёщей.
Когда Ваня возвращается домой, он узнаёт, что его пожилая матушка умерла. На этом злоключения главного героя только начинаются: он потеряет всех, кого любил, а в конце сам обернётся седым медведем, обречённым на одиночество.
Мультфильм снят по сказу писателя Владимира Галкина. Интересно, что в оригинальном тексте медвежонок превращался не в девочку, а в мальчика, но советские мультипликаторы решили добавить трагизма в и без того душераздирающую историю.
Потец
«Потец» вышел в 1992 году, уже после распада СССР, но он должен был занять свое место в списке, потому что «Потец», наверное, самый гнетущий мультфильм из всех перечисленных. «Обнародуй нам, отец, что такое есть потец» — такими словами начинает мультипликационный фильм Александра Федулова «Потец». Гнетущее приближение смерти совмещается здесь с глубоким подтекстом. Три сына пытаются выяснить у отца, что такое потец. Несколько раз отвечает им старик в иносказательной форме, но сыновья хотят прямой ответ, и они его получают — потец это холодный пот, выступающий на лбу умершего, это роса смерти. Странные и пугающие рисунки в сочетании с гипнотическим голосом Евгения Стеблова и неоднозначным смыслом поэмы Александра Введенского «Потец» создают, по-настоящему, ужасающую философскую притчу. Этот мультипликационный фильм задает множество вопросов, например, что есть наша жизнь и смерть. Он позволяет в иносказательной форме ответить на эти вопросы, поразмыслить о нашем существовании. Несомненно, каждый найдет здесь смысл важный именно для него, и это произведение достойно занимает место в списке страшных мультфильмов
Про мамонтенка
1983, режиссер Борис Аблынин.
Во время великого обледенения большой ледник надвигается на землю и все животные вынуждены мигрировать на юг. Одна мамонтиха не хочет уходить со стадом, несмотря на уговоры вожака, потому что куда-то пропал ее сын, мамонтенок. Мамонтиха отправляется искать его, а ее сородичи мигрируют без нее. Тем временем мамонтенок, как оказывается, не может уйти из-за своего друга — цветочка. Мать находит его и уговаривает уйти, но мамонтенок всё же не бросает цветок. К несчастью, происходит обвал, и мамонтиха попадает в ловушку…
«Нет, это не тот мамонтенок, который маму ищет, этот ее потерял (ее засыпало камнями), пока пытался спасти цветочек, ну и сам насмерть замерз, все как любит „Союзмультфильм“: мрачные тона, грустная музыка и печальный финал».
Пингвины
1968 год, режиссер Владимир Полковников
Драматическая история, произошедшая в далекой Антарктиде, куда на лето приплывают пингвины выводить птенцов.
«Я даже не могу вспомнить точно, как я решила его посмотреть, но мне отчетливо запомнилось то состояние, которое не отпускало меня еще долгое время после его просмотра. Да, это именно то послевкусье, которое вызывают у меня чуть ли не шедевры кинематографа! А сколько слез я тогда выплакала! Это единственный мультфильм, после которого я, наверное, еще полдня ходила в каких-то раздумьях, практически ни с кем и говорить-то не могла. Даже сейчас, пересматривая его вновь и вновь, я не могу сдержать слез».
«Этот мультик был первым мультиком, благодаря которому я наплакала лужу слез лет в пять. Пингвин высиживал камень, думая, что это яйцо, и утонул вместе с ним, потому что камень был тяжелым. Зачем это детям?».
Внимание, волки! (1970)
Жестокий мультфильм про возникновение фашизма снят по произведению Лазаря Лагина — это он подарил советским детям историю про добродушного Старика Хоттабыча.
В альпийских горах находят дикого мальчика, воспитанного волками. Героя отправляют в приют, где делают из него человека. Но повадки животного забыты не до конца. Однажды персонаж с экскурсией отправляется в зоопарк, оттуда сбегает волк, и мальчик, вспоминая прошлое, возвращает зверя в клетку. Газеты пишут о невероятном подвиге, а главного героя похищают неизвестные, мечтающие создать бессердечного человека-волка.
В описаниях этого грустного советского мультфильма часто встречается пометка «для взрослых», и не случайно. Видеоряд сопровождают кадры зверств, совершённых людьми, — смотреть на них тяжело.
Будет ласковый дождь
Мультипликационный фильм «Будет ласковый дождь» режиссера Назима Туляходжаева основан на одноименном постапокалиптическом рассказе Рэя Брэдбери. Это история о том, как все человечество погибло в результате ядерного взрыва. В мультфильме мы видим робота, который заботится о доме, накрывает стол, завет домочадцев на завтрак, будит детей в школу и празднует наступление Нового года. Однако, людей больше нет, от них остался только прах. Ужасно выглядит бессмысленная деятельность робота в мертвом доме. Стихотворение Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь», которое было использовано в рассказе Рэя Брэдбери заканчивается такими словами:
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
2027 год, показанный в мультфильме, наступит уже совсем скоро и сегодня человечеству, определенно, есть над чем задуматься.
Диалог. Крот и яйцо
Мультфильм Владимира Пекаря не поражает своим изобразительным рядом, однако, смысл этого мультфильма пугает. На фоне ярких иллюстраций и музыки Франца Шуберта разворачивается диалог между слепым кротом и еще не вылупившимся птенцом в яйце. Неожиданно для себя крот находит в лице яйца прекрасного собеседника, который полностью разделяет его взгляды на жизнь — мир темный и неудобный. Крот поражается, что их взгляды настолько совпадают, ведь обычно все разубеждают его, говорят, что этот мир яркий и прекрасный. В разгар диалога Крот находит яйцо и съедает его. Потом он зовет своего нового друга, но тот не отвечает. «Как все-таки печален этот мир, найти друга и сразу его потерять» — говорит крот и уходит в темноту. Этот мультфильм можно рассматривать, как притчу о слепом, который не ведает, что творит или рассказ о человеке, который не замечает многообразие этого мира, а верит лишь в свою правоту. В любом случае после просмотра «Диалог. Крот и яйцо» у вас будет над чем поразмыслить.
Медведь липовая нога
«Медведь липовая нога» Дмитрия Наумова и Валентина Телегина — это самый настоящий хоррор. В мультфильме пересказывается русская народная сказка. По ее сюжету старик отрезал медведю лапу, а старуха ее сварила, после чего медведь сделал себе липовую ногу, нашел старика и старуху и убил их. В мультипликационном фильме отсутствуют какие-либо цвета кроме мутно-белого и серо-черного. «Медведь липовая нога» — это странные, наслаивающиеся друг на друга тени, персонажи с пустыми глазницами и диким выражением лица. Зрителей преследует гнетущее ощущение приближения монстра и жестокой расправы, от которой нельзя спастись, но, чувствуется, что старик со старухой сами виновны, что они совершили что-то жестокое и постыдное. Этот мультфильм пронизан архаическим страхом народных сказок, которые, как известно, очень жестоки. Сказки отражают древние обряды, верования, магические ритуалы и представления об устройстве мира.
Теория Мультивселенной: И снова инфляция
Знаменитый британский физик-теоретик Стивен Хокинг умер 14 марта 2018 года, проведя десятилетия прикованным к инвалидному креслу и зависящим от синтезатора речи из-за страданий, вызванных боковым амиотрофическом склерозом. Последняя исследовательская работа ученая, опубликованная всего за 10 дней до его смерти, была написана вместе с профессором теоретической физики Томасом Хертогом и касалась мультивселенной.
Кто знает, в каком из бесчисленного множества миров живем мы?
Их работа, по сути, является расширением Теории инфляции, предполагающей, что до Большого взрыва Вселенная была наполнена энергией, которая была частью самого пространства, и эта энергия заставляла пространство расширяться с экспоненциальной скоростью. Именно эта энергия породила Большой взрыв и именно об этом мы с вами говорили ранее.
Однако, поскольку инфляция, как и все остальное, носит квантовый характер, это означает, что во Вселенной должны быть области пространства, в которых инфляция заканчивается и начинается Большой взрыв. Вот только эти области никогда не смогут столкнуться друг с другом, поскольку они разделены областями раздувающегося пространства.
Теория Мультивселенной: Инфляция
Начнем с того, что концепция мультивселенной возникает сразу в нескольких областях физики (и философии), но наиболее ярким примером является теория инфляции, которая описывает гипотетическое событие, которое произошло, когда наша Вселенная была очень молодой — менее секунды от роду. По данным NASA, за невероятно короткий промежуток времени Вселенная пережила период быстрого расширения, «раздуваясь», становясь все больше и больше.
Таким образом, в то время как инфляция закончилась в нашей Вселенной, могли существовать другие, гораздо более отдаленные регионы, где инфляция продолжалась — и продолжается прямо сейчас. Более того, отдельные вселенные, как пишет LiveScience, могут «отщипывать» более крупные раздувающиеся, расширяющиеся вселенные, создавая бесконечное море вечной инфляции, заполненное многочисленными индивидуальными вселенными.
Инфляционная модель Вселенной.
Это может объяснить, почему наша Вселенная обладает теми свойствами, какими обладает и в особенности теми, которые трудно объяснить с помощью таких концепций как темная материя или космологическая постоянная. «Если бы существовала мультивселенная, то у нас были бы случайные космологические константы в разных вселенных, и это просто совпадение, что та, которая есть у нас в нашей Вселенной, принимает значение, которое мы наблюдаем», – считает Дэн Хелинг, космолог из Университета Аризоны и эксперт в области теории Мультивселенной.
Теория Мультивселенной: Наблюдения и доказательства
Интересно, что еще одним свидетельством существования мультверса являются наблюдения – в нашей Вселенной должно было произойти так много всего, что существование жизни кажется невероятным. И если бы существовала только одна Вселенная, в ней, скорее всего, не должно было бы быть жизни. Но в мультивселенной вероятность существования жизни намного выше. Но эту теорию вряд ли можно назвать убедительной, поэтому большинство ученых по-прежнему скептически относятся к идее мультивселенной.
И тем не менее многие пытались найти более физические, убедительные доказательства ее существования. Например, если соседняя вселенная давным-давно оказалась рядом с нашей, она, возможно, столкнулась с ней, оставив заметный отпечаток.
Реликтовое излучение может хранить «отпечатки» других вселенных.
Этот отпечаток может быть в форме искажений космического микроволнового фонового излучения или реликтового излучения (света, оставшегося с тех времен, когда Вселенная была в миллион раз меньше, чем сегодня) или в странных свойствах галактик в направлении столкновения, согласно работе, опубликованной исследователями Университетского колледжа Лондона.
Некоторые астрофизики пошли еще дальше, ища особые виды черных дыр, которые могли бы быть артефактами частей нашей Вселенной, отделившимися в свою собственную вселенную с помощью процесса под названием квантовое туннелирование.
«Потенциальное обнаружение этих черных дыр может затем указать на существование мультивселенной», – считают физики-теоретики. Однако все эти типы поисков пока ни к чему не привели, так что на сегодняшний день Мультивселенная остается гипотетической.
Келе
https://www.youtube.com/watch?v=bEaz1-J_3RM
Этот мультфильм снят по мотивам чукотской народной сказки. «Келе» совместная работа российского режиссера Михаила Алдашина и эстонского режиссера Пеэпа Педмансона. В чукотской мифологии Келе является злым духом. Келе бывают разных видов, в мультфильме идет речь о чудовище-каннибале, которое пытается съесть двух девочек. Эта история заканчивается хорошо, девочкам удается перехитрить глупого Келе и убежать от него. Наверное, в нашем списке «Келе» самый забавный мультфильм, если, конечно, подобную историю можно назвать забавной. Этот мультфильм очень интересно сделан, такое чувство, что перед собой мы видим рисунки на коже, выполненные народами севера. Колорит дополняет чукотская народная музыка. Забавно, что на дудке Келе девочки наигрывают мелодию из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Одним словом, посмотрите этот мультфильм и решите для себя, он забавный или страшный?
Теория Мультивселенной: Темная материя
Еще одним доказательством в копилку теории Мультивселенной добавляет новое, крайне интересное исследование. Его результаты, как пишет Vice, предполагают, что черные дыры, образованные из свернутых вселенных, порождают темную материю, а наша собственная Вселенная может выглядеть как черная дыра для посторонних.
Одни из самых таинственных объектов во Вселенной, черные дыры, могут являться источником темной материи.
Отмечу, что темная материя – невидимая субстанция, на долю которой приходится большая часть массы Вселенной – хотя и не излучает обнаруживаемый свет, все же существует, так как оказывает гравитационное воздействие на скопления галактик и другие излучающие объекты в космосе.
Для объяснения темной материи был предложен ошеломляющий спектр гипотез, но теперь ученые предположили, что первичные черные дыры – гипотетические объекты, которые относятся к периоду зарождения Вселенной, «являются жизнеспособным кандидатом на темную материю». К такому выводу пришла международная команда исследователей из США, Японии и Тайваня, в работе, опубликованной в научном журнале Physical Review Letters в январе этого года.
И все же, на данный момент все эти концепции являются умозрительными, хотя физики ожидают, что новые способы наблюдения с помощью сложных телескопов в ближайшие годы помогут ответить на многие вопросы.
Пингвины (1968)
Пингвины приплывают в Антарктиду, чтобы вывести птенцов. Среди птиц особенно выделяется добрый и сильный Пин Гвин. Яйца высиживают только самцы. Главный герой несколько дней ничего не ест, но понимает, что голодным он не сможет согреть яйцо. Пин отправляется за рыбой и оставляет будущего птенца под присмотром непутёвого друга. Тот же случайно упускает яйцо в воду: ему совестно сознаться, и он подкладывает товарищу камень.
Дальше начинается самое душераздирающее. У всех вокруг вылупляются птенцы, и только Пин Гвин продолжает высиживать яйцо. Он искренне ждёт своего малыша, даёт безжизненному камню послушать шум океана и верит, что скоро увидит ребёнка.
Большой Тылль
https://www.youtube.com/watch?v=LDIq6Gf2QzA
Мультфильм эстонского режиссера Рейна Рамаата рассказывает народное предание о богатыре-великане Большом Тылле. По легенде на острове Сааремаа жил могучий богатырь огромного роста по имени Большой Тылль. Он мирно занимался земледелием, помогал своему народу, у него была возлюбленная жена Пирет. Был у него и злейший враг — Нечистый. Однажды, на острове началась война, в которой Тылль потерял сначала Пирет, а затем и свою жизнь. После смерти Тылль превратился в скалу. Видимо, могучий богатырь будет вечно защищать свой народ. Фильм создан в примитивистской манере, его простота и выразительность поражают. Стилистику «Большого Тылля» дополняет звуковой ряд — в мультфильме отсутствуют слова, мы слышим лишь хор, взывающий к главному герою. Рейн Рамаат определил содержание фильма так: герой, преданный Родине, сражается, забыв о собственных горестях, и умирает за свободу народа. В «Большом Тылле» очень жестоко показана война. А самое прекрасное в нем — выразительные и печальные глаза Большого Тылля, в которых можно увидеть его силу и его скорбь.
Теория Мультивселенной: Критика и выводы
В завершении следует сказать, что когда кто-то говорит о теории мультивселенной, это может звучать и дерзко и смиренно одновременно. Но у многих физиков совершенно иная реакция: по их мнению, идея мультивселенной ненаучна и, возможно, даже «опасна» тем, что может привести к неверно направленным научным усилиям.
Сегодня современная наука пока не может ни доказать, ни опровергнуть существование Мультивселенной.
Так или иначе, несмотря на критику теории множественности миров, данные научных исследований (о некоторых из которых рассказано в этой статье) позволяют выдвигать даже такие, кажущиеся на первый взгляд, безумными теории. В конце концов, возвращаясь к аналогии с муравейником, что мы знаем о мире, в котором живем?

Эта тема закрыта для публикации ответов.